2Vtzqv4Hz9U

Бас-баритон Маттиас Герне и пианист Николай Луганский исполнили «Зимний путь» Шуберта

Немецкий бас-баритон Маттиас Герне и российский пианист Николай Луганский посвятили исполнение вокального цикла «Зимний путь» Шуберта в Большом зале Филармонии памяти маэстро Мариса Янсонса. Оба музыканта дебютировали со своим дуэтом не только на петербургской, но и на мировой сцене.

Бас-баритон Маттиас Герне и пианист Николай Луганский исполнили «Зимний путь» Шуберта | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Марис Янсонс любил создавать новые международные музыкантские союзы. Петербургскую Филармонию он боготворил, поскольку здесь работал его отец, а сам он был назначен ассистентом при Евгении Мравинском. Здесь он явно недоиграл, недовыступал, недотворил, а очень бы этого хотел, несмотря на то что в его распоряжении на протяжении большой карьеры было несколько лучших симфонических коллективов мира.

Маттиас Герне никогда не выступал с маэстро Янсонсом, но прекрасно знал и понимал его значение для мировой музыкальной культуры. И Марис Янсонс, руководивший оркестром Баварского радио, знал этого певца и считал его уникальным интерпретатором как оперного, так и камерного репертуара.

В январе прошлого года Герне исполнил в Большом зале Филармонии цикл «Песни об умерших детях» Малера с оркестром под управлением Юрия Темирканова, посвятив свое выступление памяти Янсонса и вписав этот вечер во всемирную Малериану. Время идет, но в случае с уходом Мариса Арвидовича, увы, не лечит: маэстро очень не хватает ни в Петербурге, ни в Европе, для которой его уход тоже стал сильным ударом и невосполнимой потерей. Было бы преувеличением привязывать образ героя экзистенциально окрашенного вокального цикла Шуберта к личности маэстро Янсонса, хотя одиночество большого художника было ему свойственно. Однако маэстро любил жизнь, общение, друзей и близких, с кем был готов говорить на любые темы.

Николай Луганский продолжил внушительный список пианистов-солистов, с которыми любит выступать Маттиас Герне, выбирая в качестве партнеров по сцене равновеликих. Вся сложность аккомпанемента в вокальной музыке Шуберта – в обнаружении тонкого чувства ансамбля с вокалистом, в поиске идеального дуэта, органической связи музыки и слова. Исполнительская эрудиция и интеллигентная манера Луганского сыграли свою определяющую роль. Чуткости пианисту было не занимать: он шел с певцом, задав оптимальный темп пути с первого же номера цикла. Начинающаяся с ре-минорной первой песни – тональности моцартовского Реквиема – драматургия цикла не сулит ничего светлого. Герой, потерявший любовь, ищет утешения, покоя, понимания у зимней природы, готовой принять его в свои объятья. Достаточно посмотреть на ключевые слова в названиях стихов, чтобы понять степень отчаяния, овладевшего героем: «Седины», «Ворон», «Последняя надежда», «Ненастное утро», «Застывшие слезы»...

Однако чудо Шуберта в том и заключается, что надежду он дает и герою, и слушателю даже там, где ее нет. Так сильно проявляет себя моцартовское начало в философии его творчества, его венский стиль. Так же считает и сам Маттиас Герне, который предпочитает петь Шуберта, а не Шумана, у которого гораздо больше, на его взгляд, предопределенности. И в цикле светлыми теплыми лучами чувствуются и «Весенний сон», и медовый аромат «Липы»... Суровая, очень мужская природа подачи звука у певца в этом цикле делала его лирического героя тесно связанным с бесцеремонным ХХ веком. От песни к песне герой поэзии Мюллера устами Герне жаловался на судьбу с отчаянной одержимостью, пытаясь выговориться, исповедоваться, схватиться за соломинку.

А в окна Большого зала Филармонии с угрожающей силой тарабанил в этот момент ливень, гроза словно решила дополнить чересчур бесстрастный аккомпанемент. Оголенные нервы, страшный холод пронизывали большинство песен, в которых ближе к финальным частям увеличивался по крещендо бунт личности против сложившихся обстоятельств. В то же время уникальная природа тембра Герне – мягкого, обертонально богатого – позволяла российской публике насладиться красотой звуковедения, искусством немецкой фразировки, филигранной огранкой слов, выстраиванием красивейших мелодических линий. В этом Маттиасу Герне нет равных.

#музыка #концерт #филармония

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 90 (6928) от 21.05.2021 под заголовком ««Зимний путь» в майский ливень».


Комментарии