«Дворцы Санкт-Петербурга» сверкнули барочным кринолином

Двадцать шестой международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» завершился в Тронном зале Екатерининского дворца концертом, в котором приняли участие солисты Мариинского театра сопрано Елена Стихина, тенор Ованес Айвазян, пианист Кшиштоф Яблонский и оркестр «Таврический» под управлением Михаила Голикова.

«Дворцы Санкт-Петербурга» сверкнули барочным кринолином | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

На протяжении многих лет с момента создания фестиваля за этот истинно петербургский форум музыкального искусства отвечали фасады и интерьеры многочисленных дворцов, которые под любыми соусами принимали разные жанры, исключая скучные. Дворцовая эстетика негласно обязывала организаторов и исполнителей придерживаться определенного формата и этикета, требуя если и не развлечения «по высшему разряду», но все же музыки явно не авангардной. Фестиваль с первых же лет полюбился петербуржцам, обожающим свое архитектурное наследие, которое в первый месяц лета становится местом обязательного паломничества, а иногда и ревизии на предмет вновь отреставрированных залов.

Опера на этом фестивале всегда занимала царское положение. И в этом году программа открылась концертом двух зарубежных звезд - американских сопрано Николь Кабэль и тенора Стивена Костелло, представивших в сопровождении оркестра «Таврический» под управлением Константина Орбеляна программу от Моцарта до Бернстайна и Гершвина. Оба солиста уже приезжали в Петербург по приглашению этого фестиваля и оставили по себе ярчайшие впечатления. Богатый спектр лирики Кабэль в этот раз дополнился голосом высочайшей пробы - лирического тенора Костелло.

Но, пожалуй, самым неожиданным и сенсационным для этого фестиваля стало дебютное выступление немецкой барочной дивы Симоне Кермес в Михайловском замке. Певица с энтузиазмом восприняла своего нового партнера - ансамбль старинной музыки Barocco Concertato. Российские меломаны хорошо знали ее имя прежде всего по серии дисков, представлявших Кермес не хуже, чем легендарную итальянку Чечилию Бартоли. Каждый CD-релиз, посвященный музыке разных композиторов эпохи барокко, облекался в эффектные дизайнерские обложки и фотосессии. Симоне успела посотрудничать в Перми с Теодором Курентзисом, результатом стало ее участие в партии Графини в записи оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта и Дидоны в «Дидоне и Энее» Перселла, вышедших на разных лейблах.

Симоне Кермес ворвалась в чопорно-жеманный мир любителей старинной музыки кометой, отчего ее не замедлили прозвать «безумной королевой барокко». Ее безумие заключалось не только в зашкаливающих скоростях исполнения, но, главным образом, в манере держаться на сцене - не просто пританцовывать, а подчас вести себя едва ли не как рок-звезда. Ее подвиги запечатлевались на видео, их сегодня можно найти в Интернете. И костюмы она подбирала соответствующие, главным атрибутом был словно бы лишенный невинности, бесстыдно открытый кринолин, приглашающий так же отважно «открыть для себя мир безграничных возможностей барокко».

И судя по горячим аплодисментам, петербургская публика оценила эти безумства сполна, под конец концерта слушатели щедро благодарили певицу стоя. Был и особый повод: Кермес исполнила не только два барочных биса, но и ошеломившую всех песню «Скажи мне, где цветы» из репертуара Марлен Дитрих.

Наряду с опусами, ставшими хрестоматийными, Симоне привезла в Петербург шедевры менее известные. После увертюры к «Альцине» Генделя уместно вписалась ария Армиды «Ужасные фурии» из «Ринальдо» Генделя. Немецкая дива с вулканическим темпераментом, казалось, была готова пробить своим каблучком хлипкую импровизированную сцену в зале Михайловского замка. Правильно установленным контрастом стала медленная ария Клеопатры Piangero la sorte miа («Пока жива моя душа») из «Юлия Цезаря». А во втором отделении как из рога изобилия посыпались портретные арии из опер «Олимпиада» и «Фарнак» Вивальди, «Олимпиады» Перголези и «Вириата» Хассе.

Ансамбль певицы и нового для нее коллектива инструменталистов под руководством Сергея Фильченко (замещавшего Марию Крестинскую, оказавшуюся на гастролях) рождался на глазах. Поначалу в некоторых муках, поскольку плохая акустика вкупе с высокой влажностью и духотой не позволяли исполнителям «склеиться», оркестровая ткань расползалась. Но русское упорство не позволило музыкантам отчаяться, и с каждым новым номером куража и искусства становилось все больше. Арию Ациса Alto Giove из «Полифема» Порпоры многие узнали благодаря выступлениям Юлии Лежневой. Но ария Оттона Dopo in un,orrida procella из «Гризельды» Вивальди и особенно ария Арминио Empi, se mai disciolgo из «Германика в Германии» Порпоры предстали абсолютными новинками, несмотря на то что каждой из них более трехсот лет.

Исполнительская манера Симоне фокусировала коды разных социальных слоев - от профанов до экспертов, но доминировали в ней очень демократичные сигналы. Певица не стеснялась поставить на первый план свою радость постижения чувственной природы барочных мелодий, ритмов, текстов. Кермес была готова и поболтать с публикой, демонстрируя нехитрые познания в русском языке. Их, впрочем, хватило для того, чтобы признаться: «Я - Калашников», имея в виду пулеметную виртуозность исполнительницы. Ее торопливость сказывалась порой на чистоте интонаций и ровности держания тона. Но для продвижения мира барокко, когда-то могучего, а сегодня призрачного и хрупкого, не может быть неподходящих средств: все хороши. И Симоне Кермес со своей миссией великолепно справляется. 

Материал был опубликован в газете под № 118 (6227) от 04.07.2018 под заголовком «Барочный кринолин».

#музыка #концерт #дворцы Санкт-Петербурга

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.