«Дворцы Санкт-Петербурга» сверкнули барочным кринолином

Двадцать шестой международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» завершился в Тронном зале Екатерининского дворца концертом, в котором приняли участие солисты Мариинского театра сопрано Елена Стихина, тенор Ованес Айвазян, пианист Кшиштоф Яблонский и оркестр «Таврический» под управлением Михаила Голикова.

«Дворцы Санкт-Петербурга» сверкнули барочным кринолином | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

На протяжении многих лет с момента создания фестиваля за этот истинно петербургский форум музыкального искусства отвечали фасады и интерьеры многочисленных дворцов, которые под любыми соусами принимали разные жанры, исключая скучные. Дворцовая эстетика негласно обязывала организаторов и исполнителей придерживаться определенного формата и этикета, требуя если и не развлечения «по высшему разряду», но все же музыки явно не авангардной. Фестиваль с первых же лет полюбился петербуржцам, обожающим свое архитектурное наследие, которое в первый месяц лета становится местом обязательного паломничества, а иногда и ревизии на предмет вновь отреставрированных залов.

Опера на этом фестивале всегда занимала царское положение. И в этом году программа открылась концертом двух зарубежных звезд - американских сопрано Николь Кабэль и тенора Стивена Костелло, представивших в сопровождении оркестра «Таврический» под управлением Константина Орбеляна программу от Моцарта до Бернстайна и Гершвина. Оба солиста уже приезжали в Петербург по приглашению этого фестиваля и оставили по себе ярчайшие впечатления. Богатый спектр лирики Кабэль в этот раз дополнился голосом высочайшей пробы - лирического тенора Костелло.

Но, пожалуй, самым неожиданным и сенсационным для этого фестиваля стало дебютное выступление немецкой барочной дивы Симоне Кермес в Михайловском замке. Певица с энтузиазмом восприняла своего нового партнера - ансамбль старинной музыки Barocco Concertato. Российские меломаны хорошо знали ее имя прежде всего по серии дисков, представлявших Кермес не хуже, чем легендарную итальянку Чечилию Бартоли. Каждый CD-релиз, посвященный музыке разных композиторов эпохи барокко, облекался в эффектные дизайнерские обложки и фотосессии. Симоне успела посотрудничать в Перми с Теодором Курентзисом, результатом стало ее участие в партии Графини в записи оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта и Дидоны в «Дидоне и Энее» Перселла, вышедших на разных лейблах.

Симоне Кермес ворвалась в чопорно-жеманный мир любителей старинной музыки кометой, отчего ее не замедлили прозвать «безумной королевой барокко». Ее безумие заключалось не только в зашкаливающих скоростях исполнения, но, главным образом, в манере держаться на сцене - не просто пританцовывать, а подчас вести себя едва ли не как рок-звезда. Ее подвиги запечатлевались на видео, их сегодня можно найти в Интернете. И костюмы она подбирала соответствующие, главным атрибутом был словно бы лишенный невинности, бесстыдно открытый кринолин, приглашающий так же отважно «открыть для себя мир безграничных возможностей барокко».

И судя по горячим аплодисментам, петербургская публика оценила эти безумства сполна, под конец концерта слушатели щедро благодарили певицу стоя. Был и особый повод: Кермес исполнила не только два барочных биса, но и ошеломившую всех песню «Скажи мне, где цветы» из репертуара Марлен Дитрих.

Наряду с опусами, ставшими хрестоматийными, Симоне привезла в Петербург шедевры менее известные. После увертюры к «Альцине» Генделя уместно вписалась ария Армиды «Ужасные фурии» из «Ринальдо» Генделя. Немецкая дива с вулканическим темпераментом, казалось, была готова пробить своим каблучком хлипкую импровизированную сцену в зале Михайловского замка. Правильно установленным контрастом стала медленная ария Клеопатры Piangero la sorte miа («Пока жива моя душа») из «Юлия Цезаря». А во втором отделении как из рога изобилия посыпались портретные арии из опер «Олимпиада» и «Фарнак» Вивальди, «Олимпиады» Перголези и «Вириата» Хассе.

Ансамбль певицы и нового для нее коллектива инструменталистов под руководством Сергея Фильченко (замещавшего Марию Крестинскую, оказавшуюся на гастролях) рождался на глазах. Поначалу в некоторых муках, поскольку плохая акустика вкупе с высокой влажностью и духотой не позволяли исполнителям «склеиться», оркестровая ткань расползалась. Но русское упорство не позволило музыкантам отчаяться, и с каждым новым номером куража и искусства становилось все больше. Арию Ациса Alto Giove из «Полифема» Порпоры многие узнали благодаря выступлениям Юлии Лежневой. Но ария Оттона Dopo in un,orrida procella из «Гризельды» Вивальди и особенно ария Арминио Empi, se mai disciolgo из «Германика в Германии» Порпоры предстали абсолютными новинками, несмотря на то что каждой из них более трехсот лет.

Исполнительская манера Симоне фокусировала коды разных социальных слоев - от профанов до экспертов, но доминировали в ней очень демократичные сигналы. Певица не стеснялась поставить на первый план свою радость постижения чувственной природы барочных мелодий, ритмов, текстов. Кермес была готова и поболтать с публикой, демонстрируя нехитрые познания в русском языке. Их, впрочем, хватило для того, чтобы признаться: «Я - Калашников», имея в виду пулеметную виртуозность исполнительницы. Ее торопливость сказывалась порой на чистоте интонаций и ровности держания тона. Но для продвижения мира барокко, когда-то могучего, а сегодня призрачного и хрупкого, не может быть неподходящих средств: все хороши. И Симоне Кермес со своей миссией великолепно справляется. 

Материал был опубликован в газете под № 118 (6227) от 04.07.2018 под заголовком «Барочный кринолин».

#музыка #концерт #дворцы Санкт-Петербурга

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...