Баня для Шпалер. Новое здание Эрмитажа оснащают уникальным оборудованием

Эрмитаж обживается в Старой Деревне уже три десятилетия. Не старожил, но и не новосел. Со всего города сюда едут люди на экскурсии и лекции, чтобы увидеть музейные запасники — открытые хранилища карет, мебели, живописи, фресок…

Баня для Шпалер. Новое здание Эрмитажа оснащают уникальным оборудованием | У лаборатории реставрации темперной живописи новоселье: она получила вторую площадку. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

У лаборатории реставрации темперной живописи новоселье: она получила вторую площадку. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Строительство Реставрационно-хранительского центра (РХЦ) Эрмитажа в «спальном» районе города началось в советское время. Изначально там предполагали расположить музейные запасники, традиционно закрытые для посторонних. Деньги кончились, стройка остановилась. Когда к ней вернулись, изменилась концепция. В результате построено первое в мире доступное посетителям фондохранилище музея — ноу-хау Эрмитажа.

Высокое здание с золотистым фасадом, украшенное порталом с петроглифами (лаконичное и точное обозначения музея), на Приусадебной улице видно издалека. С правой стороны давно обжитой, просторный, вместивший входную зону корпус. Недавно исчез строительный забор и слева, где на месте хозяйственной постройки возведен семиэтажный инженерно-лабораторный корпус. Он пятый по счету в комплексе РХЦ «Старая Деревня», связан с остальными галереей. Как и другие, корпус спроектирован с максимальной прочностью. Монолитный каркас способен выдержать любые разрушения и надежно защитить экспонаты.

Несколько лет назад в корпус можно было войти лишь в строительной каске. У дверных проемов пустых помещений можно было видеть таблички с названиями лабораторий, которые там предполагалось разместить: научной реставрации темперной живописи, драгоценных и археологических металлов, скульптуры и цветного камня, тканей, графики, часов и музыкальных механизмов… В течение года они и переедут сюда из Зимнего дворца. Появится возможность развивать методики реставрации. А пока идет оснащение здания уникальным оборудованием.

Первый этаж заняла мойка для ковров и шпалер. Ее купили давно, можно сказать, что корпус и вырос вокруг нее. У Эрмитажа большая коллекция ковров и шпалер, до сих пор, как и в других музеях, их чистили вручную. Уникальное оборудование предназначено для механической очистки даже крупных экспонатов площадью до 50 квадратных метров.

Оборудование тестируют на отслужившей срок красной дорожке с Иорданской лестницы Зимнего дворца. Она уложена на металлическую сетку в квадратном металлическом бассейне, снизу поступает вода. Машина медленно движется над поверхностью ткани. Цикл очистки может длиться больше двух часов в одну сторону. Для удобства реставраторов предусмотрен мостик, позволяющий переместиться в любую, требующую особого внимания, точку. Шпалеры до сих пор не чистили водным способом. Ни в одном российском музее подобного устройства нет. Обсуждается, какие памятники будут первыми.

Есть две шпалеры серии «Из жизни Дон Кихота», они висели на стене Министерского коридора: одна меньшего размера, вторая большего, — рассказывает Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей. — Они поступили в Эрмитаж из Юсуповского дворца. Первая — уже в работе. Вторая большая, над ней будем работать здесь. И в конце концов они вернутся на свое место.

Баня2_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Новую базу — просторные помещения — получило еще одно важное подразделение музея. Два года назад объединились лаборатории научной реставрации драгоценных металлов, археологического металла и предметов прикладного искусства. В лаборатории, уникальной с точки зрения технологий и оборудования, установлены системы лазерной сварки, очистки, резки, гравировки и 3D-моделирования. Некоторым оборудованием можно управлять с мобильного телефона.

У специалистов лаборатории широкий спектр задач: от обработки того, что привозят с раскопок — монеты, печати (почти две тысячи экспонатов в год), до реставрации серебряного убранства гробницы Александра Невского.

Новые возможности заведующий лабораторией Игорь Малкиель оценивает так:

У нас самое большое собрание лазеров в мире. Каждая машина сделана под конкретные задачи. Среди уникальных — оптоволоконный лазер, который позволяет варить на расстоянии 10 метров от источника излучения, это последняя модификация. К примеру, если мы не можем принести из зала большой экспонат, тогда мы вынимаем оптоволокно и варим прямо на расстоянии, это реально сделать. Машина — 3D-лазер позволяет из металла получить любую 3D-модель. У нас есть томография, рентгеноскопия, видеоэндоскопия высокого разрешения, приборы-анализаторы для картирования предметов большого размера, например, картин, и много всего другого: оптические микроскопы, сканирующие микроскопы и так далее. Большое количество специалистов. Все это позволит поднять реставрацию на новый уровень и сделать много открытий.

Хранение темперной живописи расположено в РХЦ. Лаборатория ее реставрации получила необходимую для работы вторую площадку. Специалисты готовят памятники западноевропейской средневековой и древнерусской живописи для временных выставок в Эрмитаже, в российских музеях и за рубежом, реставрируют произведения из постоянной экспозиции и фондов. Сейчас они занимаются подготовкой выставки, на которой будут представлены иконы старообрядцев конца XVIII — конца XIX века. Жителям нашего города ее обещают показать уже в наступившем году.

Новые помещения и оборудование получил и редакционно-издательский отдел музея. Он проводит конференции, публикует результаты исследований, монографии, каталоги коллекций, временных выставок и другие труды. В минувшем году выпущено 40 изданий.

Оборудование типографии разместили на верхних этажах здания. В просторных залах современные машины, не создающие шума, — цифровые печатные, лакировальная, резательная, ламинатор. В будущем сюда переместятся и старые машины, еще способные работать.

Новое здание РХЦ в Старой Деревне в полную силу начнет работать к концу наступившего года. Но есть у музея и планы освоения площади перед ним. Как говорит Михаил Пиотровский, площадь хорошая, на ней можно проводить фестивали, гулянья, концерты. В силе и давнее предложение музея: памятники, которые в силу разных причин убирают в городе, можно ставить сюда, создав своеобразный музей скульптуры под открытым небом.

#Эрмитаж #строительство #музеи Петербурга

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (7087) от 13.01.2022 под заголовком «Баня для шпалер».


Комментарии