Авторский вечер Александра Чайковского: известный композитор выступил в Мариинском театре
Карантинная симфония и инструментальные концерты композитора Александра Чайковского составили программу, прошедшую в Концертном зале Мариинского театра. На сцене был Симфонический оркестр Воронежского концертного зала под управлением его главного дирижера Юрия Андросова.
ФОТО Julio Rionaldo on Unsplash
Кажется, что музыка наших современников занимает все большее место на концертной эстраде, и это в пору нехватки новых исполнительских имен в афише кажется отдушиной, вызывает интерес публики. И в этом смысле вечер одного из самых известных современных композиторов не стал исключением. Александр Чайковский связан своей творческой биографией с обеими столицами, он воспитанник композиторского и фортепианного отделения Московской консерватории, ученик Тихона Хренникова. Он несколько лет был советником по репертуару Мариинского театра, ректором Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Список его произведений внушителен, туда входят 14 опер, 3 балета, мюзикл, 7 симфоний и множество инструментальной музыки. Среди последних сочинений Александра Чайковского — опера «Ермак», в Красноярском театре оперы и балета готовится к премьере опера по военным произведениям Виктора Астафьева. Так что авторский вечер композитора, построенный как перекличка между ранними, даже студенческими, работами и произведениями последних лет, ждали с большим интересом.
Открыл программу Концерт для домры с оркестром 2019 года, уже вошедший в репертуар многих исполнителей и даже ставший обязательным произведением III Всероссийского музыкального конкурса. Сочетание домры с симфоническим оркестром необычно, потому что сами возможности этого народного инструмента выглядят ограниченно по сравнению с инструментами симфонического оркестра — скрипкой, виолончелью, альтом, а ведь инструментальный концерт — это всегда соревнование солирующего «главного героя» с оркестром. Здесь же домра предстала таким «маленьким человеком» по сравнению с «сильными мира сего», с теми же струнными, например. При этом сами возможности домры максимально расширяются Александром Чайковским, он широко использует нетрадиционные способы исполнения: вибрато, тремоло, вплоть до игры на домре смычком. Солировала Екатерина Мочалова — первая исполнительница этого произведения (ей концерт и посвящен), проявляя при этом всю свою виртуозность и знание инструмента. Сам концерт полномасштабен, состоит из четырех частей, в которых есть и тревога, и драматические куски, и лирика. Очень интересны переклички солирующей домры с другими инструментами, таких небольших «дуэтов» в концерте было несколько, например, перекличка с арфой.
В первом отделении прозвучал также Первый фортепианный концерт (1972), в котором солировала петербургская пианистка Зарина Шиманская. Это дипломная работа композитора, концерт очень бодрый, наполненный молодой энергией, хотя в нем и чувствуется еще влияние Шостаковича, Прокофьева. Сольная партия, где фортепиано в основном используется как ударный инструмент (первая часть Токката, последняя — Марш), тем не менее не чужда оптимистической лирики.
Второе отделение открывало сочинение недавнее и прямо связанное с событиями последних лет — Седьмая, «Карантинная», симфония была написана в 2020 году. Композитор сам переболел коронавирусом, и его собственный опыт столкновения с болезнью отразился в симфонии, впервые исполненной еще в пору ковидных ограничений, поэтому состав инструментов предполагает возможность соблюдения дистанции музыкантами, задействованы только струнные, фортепиано и ударные. Явственно проступает программа: симптомы болезни, звук сирены скорой помощи, трагедия утраты… Но при этом последняя на данный момент из симфоний Чайковского очень маленькая, всего 20 минут, и по масштабу она уступает в тот же вечер исполненным инструментальным концертам. Она состоит из трех частей, следующих без перерыва: Andante — Allegro molto — Adagio. Складывается впечатление, что жанр симфонии в наши дни претерпевает существенные изменения. На смену глобальным высказываниям, обращенным ко всему человечеству, приходит музыка «по частному поводу».
Завершал программу Первый виолончельный концерт, в котором солировал Василий Степанов — молодой виолончелист яркой индивидуальности, лауреат множества конкурсов. Концерт, построенный как шесть вариаций и тема, посвящен Тихону Хренникову и позволяет представить очень широкий круг образов, проявить себя солисту.
Александр Чайковский присутствовал в зале, но на поклоны вышел только в конце, выведя за собой всех солистов и дирижера. Несколько слов надо сказать и об оркестре — коллективе молодом, созданном на базе воронежского молодежного оркестра в 2004 году Юрием Андросовым. В 2015 году по мере зрелости оркестр получил свое нынешнее название — Симфонический оркестр Воронежского концертного зала. Сложная программа была подготовлена ими превосходно, играли они увлеченно, а произведения Александра Чайковского стали для регионального коллектива превосходной возможностью заявить о себе в Северной столице.
Читайте также:
С 6 ноября по 12 декабря в Петербурге пройдёт XV международный фестиваль «Дягилёв. P. S.»
Театр в свете софитов. Названы лауреаты высшей театральной премии города
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2114 (7790) от 12.11.2024 под заголовком «Авторский вечер Александра Чайковского».
Комментарии