Авторский вечер Александра Чайковского: известный композитор выступил в Мариинском театре

Карантинная симфония и инструментальные концерты композитора Александра Чайковского составили программу, прошедшую в Концертном зале Мариинского театра. На сцене был Симфонический оркестр Воронежского концертного зала под управлением его главного дирижера Юрия Андросова.

Авторский вечер Александра Чайковского: известный композитор выступил в Мариинском театре | ФОТО Julio Rionaldo on Unsplash

ФОТО Julio Rionaldo on Unsplash

Кажется, что музыка наших современников занимает все большее место на концертной эстраде, и это в пору нехватки новых исполнительских имен в афише кажется отдушиной, вызывает интерес публики. И в этом смысле вечер одного из самых известных современных композиторов не стал исключением. Александр Чайковский связан своей творческой биографией с обеими столицами, он воспитанник композиторского и фортепианного отделения Мос­ковской консерватории, ученик Тихона Хренникова. Он несколько лет был советником по репертуару Мариинского театра, ректором Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Список его произведений внушителен, туда входят 14 опер, 3 балета, мюзикл, 7 симфоний и множество инструментальной музыки. Среди последних сочинений Александра Чайковского — опера «Ермак», в Красноярском театре оперы и балета готовится к премьере опера по военным произведениям Виктора Астафьева. Так что авторский вечер композитора, построенный как перекличка между ранними, даже студенческими, работами и произведениями последних лет, ждали с большим интересом.

Открыл программу Концерт для домры с оркестром 2019 года, уже вошедший в репертуар многих исполнителей и даже ставший обязательным произведением III Всероссийского музыкального конкурса. Сочетание домры с симфоническим оркестром необычно, потому что сами возможности этого народного инструмента выглядят ограниченно по сравнению с инструментами симфонического оркестра — скрипкой, виолончелью, альтом, а ведь инструментальный концерт — это всегда соревнование солирующего «главного героя» с оркестром. Здесь же домра предстала таким «маленьким человеком» по сравнению с «сильными мира сего», с теми же струнными, например. При этом сами возможности домры максимально расширяются Александром Чайковским, он широко использует нетрадиционные способы исполнения: вибрато, тремоло, вплоть до игры на домре смычком. Солировала Екатерина Мочалова — первая исполнительница этого произведения (ей концерт и посвящен), проявляя при этом всю свою виртуозность и знание инструмента. Сам концерт полномасштабен, состоит из четырех частей, в которых есть и тревога, и драматические куски, и лирика. Очень интересны переклички солирующей домры с другими инструментами, таких небольших «дуэтов» в концерте было несколько, например, перекличка с арфой.

В первом отделении прозвучал также Первый фортепианный концерт (1972), в котором солировала петербургская пианистка Зарина Шиманская. Это дипломная работа композитора, концерт очень бодрый, наполненный молодой энергией, хотя в нем и чувствуется еще влияние Шостаковича, Прокофьева. Сольная партия, где фортепиано в основном используется как ударный инструмент (первая часть Токката, последняя — Марш), тем не менее не чужда оптимистической лирики.

Второе отделение открывало сочинение недавнее и прямо связанное с событиями последних лет — Седьмая, «Карантинная», симфония была написана в 2020 году. Композитор сам переболел коронавирусом, и его собственный опыт столкновения с болезнью отразился в симфонии, впервые исполненной еще в пору ковидных ограничений, поэтому состав инструментов предполагает возможность соблюдения дистанции музыкантами, задействованы только струнные, фортепиано и ударные. Явственно проступает программа: симптомы болезни, звук сирены скорой помощи, трагедия утраты… Но при этом последняя на данный момент из симфоний Чайковского очень маленькая, всего 20 минут, и по масштабу она уступает в тот же вечер исполненным инструментальным концертам. Она состоит из трех частей, следующих без перерыва: Andante — Allegro molto — Adagio. Складывается впечатление, что жанр симфонии в наши дни претерпевает существенные изменения. На смену глобальным высказываниям, обращенным ко всему человечеству, приходит музыка «по частному поводу».

Завершал программу Первый виолончельный концерт, в котором солировал Василий Степанов — молодой виолончелист яркой индивидуальности, лауреат множества конкурсов. Концерт, построенный как шесть вариаций и тема, посвящен Тихону Хренникову и позволяет представить очень широкий круг образов, проявить себя солисту.

Александр Чайковский присутствовал в зале, но на поклоны вышел только в конце, выведя за собой всех солистов и дирижера. Несколько слов надо сказать и об оркестре — коллективе молодом, созданном на базе воронежского молодежного оркестра в 2004 году Юрием Андросовым. В 2015 году по мере зрелости оркестр получил свое нынешнее название — Симфонический оркестр Воронежского концертного зала. Сложная программа была подготовлена ими превосходно, играли они увлеченно, а произведения Александра Чайковского стали для регионального коллектива превосходной возможностью заявить о себе в Северной столице.

Читайте также:

С 6 ноября по 12 декабря в Петербурге пройдёт XV международный фестиваль «Дягилёв. P. S.»

Театр в свете софитов. Названы лауреаты высшей театральной премии города


#Мариинский театр #концерт #оркестр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2114 (7790) от 12.11.2024 под заголовком «Авторский вечер Александра Чайковского».


Комментарии