Мариинская филармония в начале сезона. Оркестр под управлением Валерия Гергиева представил пять программ

Накануне масштабных гастролей в Китае Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра дали два концерта в один день — 13 октября. Программа вечернего отсылала к предстоящему турне, где оркестру предстоит выступить в семи городах с разными проектами, среди которых запланированы произведения, исполненные на последних концертах в Мариинском.

Мариинская филармония в начале сезона. Оркестр под управлением Валерия Гергиева представил пять программ | © Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2024 г.

© Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2024 г.

Так, первое отделение вечернего концерта открывали фрагменты музыки из балетов «Лебединое озеро» и «Золушка», которые особенно ярко звучат на симфонической эстраде, демонстрируя блеск оркестра и его групп как в патетических взлетах Чайковского, так и в терпких гармониях Прокофь­ева. Присутствие же балетной музыки в программе гастролей не случайно, ведь параллельно с симфонической программой в Китае труппа Мариинского теат­ра представляет балеты «Ромео и Джульетта» и «Баядерка».

Само же приглашение симфонического оркестра Мариинского театра с большой и разнообразной программой совершенно закономерно, он занимает поистине уникальное положение, не имеющее аналогов в мире, когда теат­ральный оркестр является также и полноценным концертирующим симфоническим коллективом. В этой связи можно вспомнить лишь Венский филармонический оркестр, музыканты которого являются одновременно и членами оркестра Венской оперы, но там это все же два отдельных коллектива. В Мариинском же это единый организм, у которого есть и свой Концертный зал с уникальной акустикой, и свой филармонический сезон, который помимо симфонических концертов включает камерные программы, вокальные и хоровые вечера и даже целые инструментальные фестивали (в эти дни, например, начинаются концерты Органного). Но внутренним стержнем афиши все равно являются выступления симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

С начала сезона, который в Мариинском открылся довольно рано (в начале сентября), под руководством Гергиева оркестр представил уже пять программ, и каждая несла свое смысловое послание. Сезон открыла «Торжественная месса» Бетховена — ее исполнения в Петербурге и Москве к 200‑летию мировой премьеры, состоявшейся в России, стали ярким событием прошлого года. Не только чисто художественного порядка, потому что «Торжественная месса», так же как и Девятая симфония, — это прежде всего послания к человечеству во утверждение мира, любви и братства. В сентябре весь музыкальный мир отпраздновал 200‑летие со дня рождения Антона Брукнера, и, конечно, Валерий Гергиев не мог пройти мимо этой даты, ведь он один из немногих, кто исполнил и записал все симфонии композитора (правда, с Мюнхенским филармоническим оркестром, которым он руководил, причем запись состоялась в мо­настыре Св. Флориана, где Брукнер похоронен). В прошлом сезоне уже с мариинским оркестром Гергиев исполнил Четвертую, Третью, Седьмую и Восьмую симфонии композитора, в этом же сезоне еще раз повторил Четвертую, возможно, прозвучат и другие. Хотелось бы услышать полный Брукнеровский цикл, который, кстати, заявили Санкт-Петербургская филармония, а также Губернаторский оркестр под управлением Антона Лубченко.

В чем секрет такой популярности Брукнера в наше время, еще предстоит осмыслить, этот феномен не объясняется одним лишь юбилеем. Тем более что симфонии композитора при его жизни исполнялись очень мало, что породило огромное количество редакций. Сами симфонии огромны и требуют очень высокого уровня от оркестра и дирижера. Брукнер преклонялся перед Вагнером, и его поздний романтизм тоже вагнеровского толка, он чувствуется и в Четвертой «Романтической» симфонии, единственной, которой композитор дал программное объяснение. Симфония до сих пор остается одной из самых популярных и часто исполняемых, и Гергиев тоже обращается к ней чаще других, но при этом каждый раз находит что‑то новое, стремясь достигнуть идеальной архитектоники и оркестровых красок. И Брукнер с его героикой и протяженным музыкальным дыханием, экстатическими взлетами и «божественными длиннотами» выходит у него превосходно, как у всякого истинно вагнеровского дирижера. Остается только мечтать о том, чтобы он исполнил все симфонии композитора и в Петербурге.

Брукнера, правда, в Китай не везут, зато там прозвучат две симфонии Шостаковича — Шес­тая и Четвертая. Они тоже были исполнены на последних концертах оркестра. Интересен сам выбор симфоний, в наибольшей мере отражающих годы «большого террора», когда многие друзья, близкие композитору люди оказались арестованы и сгинули в сталинских застенках. Четвертая симфония с ее беспросветным финалом, — самая страшная в творчестве Шостаковича, она нечасто появляется в концертных программах, но Гергиев исполнял ее и в прошлом сезоне, и в этом, и сейчас везет в Китай. Говорят, что китайцы очень живо интересуются советской историей, находя параллели со своей. Определенно по музыке Четвертой и Шестой можно вос­создать атмосферу тех лет.

В Гергиеве, дирижере и человеке, привлекает то, что он никогда не идет на поводу у внешних обстоятельств: не снижает планку своих художественных устремлений ради кассы, ради публики и даже ради гастролей. И в разгар подготовки и репетиций к туру он представил 13 октября еще один дневной концерт. Он появился в афише в последний момент, и поводом стал приезд в Россию известного венгерского скрипача Кристофа Барати (на снимке), он выступал в Москве, удалось заполучить его и в Петербург. В пос­ледние годы западные звезды выступают у нас нечасто, тем ценнее каждое выступление выдающегося скрипача. С Гергиевым и оркестром Мариинского театра они исполнили Концерт для скрипки с оркестром Брамса, и звук инструмента Страдивари трогал потаенные струны души. Но концерт представил полноценную прог­рамму из музыки современников-романтиков: Скерцо из «Сна в летнюю ночь» Мендельсона, Девятая симфония Шуберта. Кстати, Большая до-мажорная симфония Шуберта длится почти час. Состав оркестра дневного концерта был во многом другим, и только маэстро Гергиев по‑прежнему был за пультом, подарив слушателям еще одну интересную программу.

Читайте также:

Связи, проверенные временем. Во Владикавказе открылся Культурный центр Мариинского театра

На берегу музыкальной надежды. В Петербурге состоялся XVIII Открытый конкурс композиторов им. Андрея Петрова


#концерт #филармония #оркестр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (7777) от 24.10.2024 под заголовком «Мариинская филармония в начале сезона».


Комментарии