Ассамблея петровских музеев объединила более 100 учреждений культуры

Ассамблея петровских музеев России учреждена в Петербурге ввиду приближающегося 350-летия Петра Великого. На сегодня она уже объединяет более ста музеев – из 70 городов 31 региона РФ.

Ассамблея петровских музеев объединила более 100 учреждений культуры  | ЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

ЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Все они были представлены на учредительном собрании, которое состоялось в духе Петра I – торжественно и одновременно по-деловому.

Приветствуя участников, Алла Манилова, статс-секретарь – заместитель министра культуры, пояснила: главная идея нового начинания – объединительная. Необходимо постоянное сотрудничество регионов, история которых связана с царем-реформатором, музеев, которые хранят петровское наследие. Чтобы совместный выставочный или исследовательский проект, например, музеев Архангельска и Таганрога, перестал быть чем-то исключительным, необычным.

Со своей стороны министерство обещает поддерживать интересы петровских музеев, прежде всего муниципальных, расположенных в малых городах. Финансирование возможно из средств национального проекта «Культура» и других источников. Государство в ближайшие пять лет выделит 24 млрд рублей библиотекам, театрам и музеям малых городов.

«Наш город, лучшее творение Петра, имеет самое большое представительство в ассамблее – 16 музеев. Уверен, что их роль будет ключевой в работе ассамблеи как важной части празднования 350-летия Петра I», – сказал Борис Пиотровский, вице-губернатор Петербурга.

Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф», приняла предложение возглавить ассамблею. Она говорила о том, что время показа живых экспонатов вернется. Но пока пандемия диктует иные форматы показа – стендовые выставки, издания книг, создание виртуального музея о Петре. «Петергоф» готовит альбом о петровских предметах в своем собрании, детскую книгу «Будь как Петр». Кальницкая призвала коллег предоставлять материалы для виртуального музея.

Георгий Вилинбахов, заместитель генерального директора Эрмитажа, предложил создать базу данных по всем предметам, связанным с Петром и его временем. Алексею Левыкину, директору Государственного исторического музея, предоставили право «отвечать за всю столицу». Он пополнил «базу данных», показав изображение «Земного глобуса» фирмы Блау из медных листов весом 450 кг. Тот был куплен Петром, а недавно отреставрирован.

Владимир Гронский, генеральный директор РНБ, показал фото вывески лондонского паба, где бывал Петр. Она изображает «царя Московии» и была установлена для привлечения публики уже после отъезда Великого посольства, что свидетельствует об известности и популярности царя. Позже вывеска была куплена и подарена библиотеке.

Константин Могилевский, исполнительный директор фонда «История Отечества», рассказал о системе оборонительных сооружений XVI – XVIII веков на границах России, известных как «засечная черта». В Великих Луках сохранился фрагмент петровского времени, который можно музеефицировать.

С помощью искусственного интеллекта Петербургский институт истории РАН вместе с фондом занимаются расшифровкой рукописей Петра (он писал неразборчиво, сокращая слова, используя иностранные). Чтобы обучить машину читать рукописи, программисты загрузили в компьютер 10 тысяч строк Петра и их известный «перевод». Уровень распознавания текстов составляет 97,5%. Могилевский призвал петровские музеи присылать имеющиеся у них тексты для расшифровки.

«Каким Европа видела Петра» – так называется выставка, которая открылась в Маяковке на Невском проспекте, 20. Главные экспонаты – это «листалки», увеличенные копии фрагментов десяти книг, вышедших в XVIII – XIX веках в разных европейских странах с изображениями царя – реформатора России. Оригиналы хранятся в фонде редкой книги «Петергофа». Копии выполнены из твердого пластика и снабжены популярными комментариями.

Самые интересные – три книги – Джона Перли, Фридриха Кристиана Вебера и Жана Руссе де Мисси, вышедшие при жизни Петра. В книге Вебера использован портрет Яна Купецкого, которому царь позировал в Карлсбаде. В издании де Мисси напечатана гравюра с портрета кисти Карела де Моора. Это изображение нравилось императору.

Выставку завершает книга Пьера Нугаре «Прекрасные эпизоды из жизни России» (1820), где проиллюстрирована легенда о юном Меншикове, торгующем пирожками у стен Кремля (на снимке).

 


#музей #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (7012) от 20.09.2021 под заголовком «Царь собирает музеи».


Комментарии