2Vtzqv4Hz9U

Артисты из папье-маше. Большой театр кукол отмечает 90-летие

В этом году петербургский Большой театр кукол (БТК) отмечает 90-летие. Это праздник прежде всего его главных артистов – кукол. Тростевые, перчаточные, планшетные куклы, марионетки... Их в театре богатая коллекция. Многие уже на «пенсии», а кто-то только рождается в театральных мастерских, чтобы выступать в новых постановках.

Артисты из папье-маше. Большой театр кукол отмечает 90-летие | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Есть в БТК волшебная музейная комната, в которой живут больше тысячи кукол. Все они в разные времена выступали на сцене театра. Каждая –  уникальная, имеет свою историю и секрет происхождения. Например, глаза куклы Наины (1936 года рождения) из спектакля «Руслан и Людмила» сделаны из драгоценных камней, которые при свете софитов сверкают особенно волшебно. Грустная Золушка (1963 г.) хранит память о своей создательнице художнике-скульпторе Валентине Ховралевой, которая воплощала в работах детские рисунки.

«Раньше кукол делали ювелирно, была важна каждая мелочь, –  говорит актриса БТК заслуженная артистка России Татьяна Евгеньевна Баркова. –  Каждая кукла была настоящим изобретением. В процессе ее создания принимала участие команда: и режиссер, и художник, и артист. Механика продумывалась с учетом того, чтобы было удобно конкретному артисту. Сегодня в большинстве случаев артист знакомится с уже готовой куклой. А поскольку с недавних пор преемственность в среде кукольных мастеров по ряду причин была нарушена, современным молодым бутафорам приходится начинать с нуля. В результате появилось немало неопытных ремесленников, которые изготавливают кукол негибких, неудобных».

Штатных сотрудников мастерских по производству кукол в БТК можно пересчитать по пальцам одной руки. Зачастую для создания кукол приглашают внештатных мастеров, которые работают на заказ.

Куклы рождаются в столярном и бутафорском цехах, в ход идут дерево, бумага, подручные материалы. Сегодня активно используют пеноплекс, которому можно легко придавать любые формы.

Сначала появляется эскиз будущей куклы. Художник лепит из пластилина голову, разрезает ее на две части и заливает гипсом. После этого пластилин вытаскивают и получают обратный слепок –  форму, которую после просушки обкладывают изнутри папье-маше. Две половинки склеивают и шлифуют.

«Чтобы кукла была прочная, наносится 10 –  12 слоев папье-маше, –  раскрывает секрет актер БТК Иван Солнцев. –  Раньше, чтобы проверить качество папье-маше, изделие сбрасывали с десятиметровой высоты. Если оно не разбивалось, приступали к следующим этапам обработки. Кукольное тело-каркас делают из деревянных элементов. При этом задача мастера не только воплотить образ, но и оживить его с помощью механики, которая обеспечивает кукле подвижность рук, ног, шеи, рта. Затем кукла отправляется к художникам и в швейную мастерскую, где ей делают прическу, оформляют лицо и наряжают».

Создание куклы может занимать от двух недель до полугода. А себестоимость может быть разной в зависимости от вида, размера и сложности исполнения. В среднем кукла может стоить 5 тысяч. Однако цена куклы-марионетки может превышать и 200 тысяч.

«Марионетки –  это уникальные куклы, которые считаются самыми очеловеченными, а соответственно, сложными в изготовлении, –  объясняет Татьяна Евгеньевна. –  Сегодня хороших мастеров, которые делают марионеток, практически не осталось. Да и искусству вождения марионеток сегодня не учат».

К слову, марионетка всегда считалась куклой, подчиняющейся «высшим силам», так как управление ею происходит с помощью нитей сверху –  как бы «с неба». А перчаточная кукла управляется снизу –  «низшими силами». Именно поэтому во многих средневековых спектаклях всех злодеев играли перчаточные куклы, а герои высшего мира выполнялись в виде марионеток.

В России всегда были более сложные и самые «живые» куклы с душой.

На вопрос, кто дает кукле душу –  мастер или актер, Татьяна Баркова однозначно отвечает, что артист. «Художник закладывает кукле характер, –  объясняет она. –  Лицо у куклы может быть злое, а она сама добрая. При этом два разных артиста оживят кукол по-разному».

«Сегодня у театра появляется масса новых возможностей, в том числе технических. Есть попытки создавать кукол с помощью современных технологий, например с использованием 3D-принтера, –  подтверждает главный режиссер БТК Руслан Кудашов. –  Но никакие суперсовременные технологии не заменят натуральное дерево, которое делает кукол живыми. В этой аутентичности есть смысл. Возможно, сейчас это немодно, невостребовано, так как все поглотила цифровизация. Но я уверен, что через пару лет настоящий кукольный театр –  живые куклы, а не роботы –  будет архиважным и жизненно необходимым явлением».



#театр кукол #юбилей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 134 (6972) от 23.07.2021 под заголовком «Откуда у куклы душа».


Комментарии