Архитектура в поисках курортности. Необычная выставка открылась в Сестрорецке

Необычная выставка открылась в пространстве «Арт-курорт» (Сестрорецк, площадь Свободы, 1), которое принадлежит Историко-культурному музейному комплексу в Разливе. Она показывает, как советские архитекторы пытались создать в этом городе-курорте ту самую комфортную среду, про которую сейчас все говорят.

Архитектура в поисках курортности. Необычная выставка открылась в Сестрорецке | Перспектива привокзальной площади. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Перспектива привокзальной площади. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» куратор выставки Анна Кан, ее заинтересовала сорокалетняя история (1948 - 1988) работы нескольких мастерских Ленпроекта над генеральными планами, проектами детальной планировки и проектами отдельных зданий в Сестрорецке. Зодчие пытались воплотить идею города-сада, предложенную в начале ХХ века их знаменитыми предшественниками - Ле Корбюзье и Николаем Ладовским.

Выставка построена на материалах, предоставленных Центральным архивом научно-технической информации Санкт-Петербурга, РНБ, архивами КГА, «ЛенНИИпроекта», института «НИПИГрад», библиотеками и частными коллекционерами.

В генеральном плане Сестрорецка 1952 года были заложены главные принципы его развития - промышленность может существовать только на территории завода им. Воскова, в черте города запрещается строительство индивидуальных домов. Сестрорецк застраивался двухэтажными домами в стиле «сталинский ампир», с большим отступом от красных линий, чтобы высадить максимально возможное количество зелени. Через несколько лет Александр Жук и его коллеги разработали пять проектов домов для «повторного применения» площадью от 1,6 тысячи кв. метров до 210 «квадратов». Проекты были сделаны с таким расчетом, чтобы дом мог быть и жилым, и общественным зданием.

В 1962 году был создан проект застройки микрорайона из трех кварталов вдоль набережной озера Разлив, частично реализованный. В него была заложена прокладка Приморского шоссе в обход центра Сестрорецка, теперь без нее город-спутник трудно представить.

На выставке можно ознакомиться с фрагментом стенограммы обсуждения этого проекта. Геннадий Булдаков, в будущем главный архитектор Ленинграда, а тогда консультант проекта, говорил о необходимости увеличить количество зелени в Сестрорецке. Аргументы зодчего были просты и убедительны: тысячи ленинградцев часто выезжают в курортную зону, у жителей Сестрорецка должно быть пространство для ежедневного общения с природой около дома. И в проект были заложены увеличенные показатели озеленения.

В 1972 году архитектор Наталья Захарьина и ее мастерская создали новый проект детальной планировки Сестрорецка. Его главной целью было уйти от типового строительства, создать неповторимый образ города, используя мировой опыт современной урбанистики. Пояснительная записка к проекту выглядит сочиненной сегодня: «Общение с природой, свободная постановка домов, психологический отдых, смена впечатлений».

Авторам многое удалось. Десять жилых домов переменной высотности, в том числе «Муравейник» и «Змей Горыныч», были задуманы именно тогда. По воспоминаниям Людмилы Авдеевой, местной жительницы, высота «Змея Горыныча» около Водосливного канала предлагалась не «выше сосен», то есть 4 этажа.

Стержнем архитектурной композиции Сестрорецка должна была стать «привокзальная гостиница, занимающая островное положение среди зелени и невысокой застройки общественного центра». Эта часть плана осталась неосуществленной.

Выставку дополняют архитектурные акварели ленинградских художников, созданные в 1980-е годы, чтобы зафиксировать новый Сестрорецк. Они хранятся в фондах Музея истории Петербурга.

«Курортная формула» будет действовать по 29 сентября ежедневно, кроме среды, с 12.00 до 19.00.

#выставка #Сестрорецк #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (6524) от 13.09.2019 под заголовком «Архитектура в поисках курортности».


Комментарии