Архитектура в поисках курортности. Необычная выставка открылась в Сестрорецке

Необычная выставка открылась в пространстве «Арт-курорт» (Сестрорецк, площадь Свободы, 1), которое принадлежит Историко-культурному музейному комплексу в Разливе. Она показывает, как советские архитекторы пытались создать в этом городе-курорте ту самую комфортную среду, про которую сейчас все говорят.

Архитектура в поисках курортности. Необычная выставка открылась в Сестрорецке | Перспектива привокзальной площади. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Перспектива привокзальной площади. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» куратор выставки Анна Кан, ее заинтересовала сорокалетняя история (1948 - 1988) работы нескольких мастерских Ленпроекта над генеральными планами, проектами детальной планировки и проектами отдельных зданий в Сестрорецке. Зодчие пытались воплотить идею города-сада, предложенную в начале ХХ века их знаменитыми предшественниками - Ле Корбюзье и Николаем Ладовским.

Выставка построена на материалах, предоставленных Центральным архивом научно-технической информации Санкт-Петербурга, РНБ, архивами КГА, «ЛенНИИпроекта», института «НИПИГрад», библиотеками и частными коллекционерами.

В генеральном плане Сестрорецка 1952 года были заложены главные принципы его развития - промышленность может существовать только на территории завода им. Воскова, в черте города запрещается строительство индивидуальных домов. Сестрорецк застраивался двухэтажными домами в стиле «сталинский ампир», с большим отступом от красных линий, чтобы высадить максимально возможное количество зелени. Через несколько лет Александр Жук и его коллеги разработали пять проектов домов для «повторного применения» площадью от 1,6 тысячи кв. метров до 210 «квадратов». Проекты были сделаны с таким расчетом, чтобы дом мог быть и жилым, и общественным зданием.

В 1962 году был создан проект застройки микрорайона из трех кварталов вдоль набережной озера Разлив, частично реализованный. В него была заложена прокладка Приморского шоссе в обход центра Сестрорецка, теперь без нее город-спутник трудно представить.

На выставке можно ознакомиться с фрагментом стенограммы обсуждения этого проекта. Геннадий Булдаков, в будущем главный архитектор Ленинграда, а тогда консультант проекта, говорил о необходимости увеличить количество зелени в Сестрорецке. Аргументы зодчего были просты и убедительны: тысячи ленинградцев часто выезжают в курортную зону, у жителей Сестрорецка должно быть пространство для ежедневного общения с природой около дома. И в проект были заложены увеличенные показатели озеленения.

В 1972 году архитектор Наталья Захарьина и ее мастерская создали новый проект детальной планировки Сестрорецка. Его главной целью было уйти от типового строительства, создать неповторимый образ города, используя мировой опыт современной урбанистики. Пояснительная записка к проекту выглядит сочиненной сегодня: «Общение с природой, свободная постановка домов, психологический отдых, смена впечатлений».

Авторам многое удалось. Десять жилых домов переменной высотности, в том числе «Муравейник» и «Змей Горыныч», были задуманы именно тогда. По воспоминаниям Людмилы Авдеевой, местной жительницы, высота «Змея Горыныча» около Водосливного канала предлагалась не «выше сосен», то есть 4 этажа.

Стержнем архитектурной композиции Сестрорецка должна была стать «привокзальная гостиница, занимающая островное положение среди зелени и невысокой застройки общественного центра». Эта часть плана осталась неосуществленной.

Выставку дополняют архитектурные акварели ленинградских художников, созданные в 1980-е годы, чтобы зафиксировать новый Сестрорецк. Они хранятся в фондах Музея истории Петербурга.

«Курортная формула» будет действовать по 29 сентября ежедневно, кроме среды, с 12.00 до 19.00.

#выставка #Сестрорецк #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (6524) от 13.09.2019 под заголовком «Архитектура в поисках курортности».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?