Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в одноименной опере Верди. Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей». За пульт встал сам маэстро Валерий Гергиев.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди | © Мариинский театр. Фотограф Анна Молянова. 2019 г.

© Мариинский театр. Фотограф Анна Молянова. 2019 г.

На этой «Аиде» была предельная концентрация оперных звезд. Кроме Анны в спектакле приняла участие солистка Мариинского театра меццо-сопрано Екатерина Семенчук в партии Амнерис, а в партии Радамеса, полководца-победителя и одновременно причины женского конфликта, выступил тенор Юсиф Эйвазов. Серьезные исполнительские силы были брошены и на партию Амонасро, коим стал баритон Роман Бурденко, а сурового жреца Рамфиса представил бас Евгений Никитин, которого больше знают сегодня как вагнеровского солиста.

Исключительность события заключалась, во-первых, в российском дебюте Анны Нетребко в партии Аиды, которую она впервые исполнила два года назад на Зальцбургском фестивале, а спустя некоторое время повторила с громадным успехом в другой постановке - в нью-йоркском «Метрополитен-опера». Наконец, очередь дошла и до родного Мариинского театра, солисткой которого она является. А во-вторых, в таком составе - Нетребко - Семенчук - Эйвазов - «Аида» не звучала даже в Зальцбурге. Супруги не спели тогда вместе ни в одном спектакле по особой стратегической задумке.

Валерий Гергиев создал настоящее эксклюзивное событие мирового масштаба. Но ведь так должно происходить не только раз в году. Подобные составы солистов должны собираться не только на фестивале, а составлять как минимум пятьдесят процентов в течение года. Почему этого не происходит - очень большой вопрос. На эту, одну из самых беспроигрышно кассовых опер, в Мариинском театре на протяжении года собирают в целом неплохие составы. Но если в них есть хорошая Аида (к примеру, выдающиеся Татьяна Сержан и Млада Худолей), то до их исполнительского уровня не всегда дотягивают Амнерис. А уж достойных теноров, как правило, всегда дефицит. Словом, праздничная фестивальная «Аида» не столько доставила немалое удовольствие, сколько оставила вопросы.

Новый состав «Аиды» проиллюстрировал и еще одно правило: нескоро крепнут певцы, вырастают звезды, решаясь на освоение репертуарных вершин. И еще менее поспешно сходятся они в созвездиях. Если у Екатерины эта партия уже была в репертуаре, то Анна лет пять назад еще не совсем уверенно мечтала об Аиде. Ее поклонники также грезили о том, что когда-нибудь две дивы сойдутся в схватке на «Аиде». И время схватки настало.

Старый спектакль, тряпичные декорации, иллюзия диорамного погружения в эпоху, о которой речь идет в либретто Гисланцони, пирамиды, стилизованные костюмы, морилка на Аиде и Амонасро, пляшущие мальчики-рабы, пальмы, сияние Нила под луной и далее по списку - таковы ингредиенты. Когда на сцене певцы второразрядные, тогда глаз пытается что-то внушить мозгу, ища, за какие бы детали декораций зацепиться, как бы усвоить пусть не самые сложные, но хитросплетения «исторического сюжета». Когда же в «Аиде» включаются настоящие звезды с сильными и умными голосами, с глубоким пониманием жанра, тогда не думается в скуке о том, кто такие Изида и Озирис. И возникает мгновенное озарение, что за всем этим музейным маскарадом и скрывается суть жанра оперы - куда более захватывающая битва общечеловеческих страстей. Анна Нетребко, Екатерина Семенчук, Юсиф Эйвазов спели и сыграли историю о всепоглощающей любви и разрушающей ревности, о власти и законе, конфликте чувства и долга, слабостях жизни и силе смерти.

Когда в первом действии в оркестре прозвучал зудящий лейтмотив ревности, не осталось сомнения, что он змеем проползет сквозь души всех героев, начиная с Амнерис. Екатерина Семенчук, чувствующая себя в этой партии невероятно свободно, зная даже самые потаенные ее закоулки, захватила слушателя и зрителя с первых же фраз. Интенсивность ее проживания этой роли оставляла в тени Аиду. И как под этот лейтмотив впоследствии Аида - обескураживающе бесстыдно, используя любовь как верное средство - змеей искушения обвивалась вокруг возлюбленного Радамеса...

Верди написал Амнерис точно для того, чтобы показать весь спектр подчас взаимоисключающих чувств, эмоций и мыслей женщины. Екатерина выстроила мизансцены с виртуозностью и интеллектом драматической актрисы. Ее исполнительским шедевром стала сцена судилища, требующая от певицы предельного вокального и драматического мастерства. В артистической вальяжности, с какой певица вела партию, было столько органики, желания максимально достоверно пропеть и прожить переложенные на ноты чувства. С участием такой солистки название оперы явно модулировало в пользу «Амнерис».

Однако виновница исключительного события - Анна Нетребко тоже была на высоте. Почему-то решившая признаваться в интервью о том, что сегодня очень мало сопрано, «хорошо и чисто поющих Аиду» (когда их на самом деле не так уж мало, по крайней мере в большом мире), она и в самом деле обращала внимание даже не столько на чистоту интонаций, сколько на их разнообразие, необходимое в этой сложнейшей партии. Речь своей героини она наделяла нюансами и градациями от зыбкого, едва слышимого молитвенного пианиссимо в горных высях верхнего регистра до плотного, налитого горячей эфиопской кровью пугающего сфорцандо - в низком. Имея недюжинную артистическую интуицию, Анна вела свою партию словно бы нарочито в тени Амнерис, храня в голосе священный трепет жертвы во имя любви, которую ее героине предстоит принести в заточении вместе с возлюбленным.

Юсиф Эйвазов начал свою игру несколько нервно, непривычно резко обрывая фразы, прислушиваясь к оркестру, акустике зала, выстраивая личный баланс, упорно «договариваясь» с дирижером. Но начиная с Нильской сцены и до финала он уже был хозяином положения, впечатляя зал своими подолгу длящимися фирменными верхними нотами. Маэстро за пультом вел свою игру, устраивая испытание звездным солистам, требовавшим подчас свои удобные темпы. В результате такой схватки дирижера с исполнителями нередко возникали очень досадные «раскосцы».

Но постепенно, картина за картиной, диалог тех, кто высоко на сцене, с теми, кто незаметно в яме, выстроился, вылившись в финале в две яркие художественные кульминации обеих див. Сначала Екатерина Семенчук продемонстрировала чудо раскаяния Амнерис, осознавшей, что она сама разрушила все любимое и святое, а затем Анна с Юсифом в образах Аиды и Радамеса заворожили чудом бессмертной любви, бесстрашно переходящей границу земной жизни в жизнь вечную.

Читайте также о том, как столичные меломаны спасли «Алеко» Рахманинова.

#опера #Анна Нетребко #Мариинский театр #Звезды белых ночей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (6458) от 13.06.2019 под заголовком «Созвездие «Аиды»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...