Анна Слынько: «Невероятно интересно проживать жизнь человека»

В этом году ведущая артистка ТЮЗа имени А. А. Брянцева Анна Слынько номинирована на Санкт-Петербургскую театральную премию для молодых «Прорыв» в номинации «Лучшая актриса» за роль Эрнестины в спектакле по повести Е. Водолазкина «Близкие друзья». Накануне объявления лауреатов с номинанткой побеседовала театральный критик Светлана Рухля.

Анна Слынько: «Невероятно интересно проживать жизнь человека» | Анна Слынько / Фото предоставлено пресс-службой ТЮЗа им. Брянцева

Анна Слынько / Фото предоставлено пресс-службой ТЮЗа им. Брянцева

- Аня, сценическая версия повести Евгения Водолазкина, за роль в которой вы номинированы на «Прорыв», стала вашей первой встречей с режиссером Елизаветой Бондарь. Судя по результату, нашлось много точек соприкосновения.

- Лиза – открытая, она притягивает людей и она – прекрасный режиссер. Мне близок ее подход к работе, нравится, что все задуманное она не просто видит, а осязает и поступательно приближает актеров к воплощению своей идеи. Несмотря на то, что она требовательная, с ней очень легко работать: она дает много простора для творчества, но при этом сохраняет форму спектакля, его язык. Никогда не сдает позиций, если актер пытается «натянуть на себя одеяло», обойти режиссерскую установку,  обязательно его выслушает, но когда это идет вразрез с ее видением, будет настаивать на своей концепции. И еще от нее все время прямо-таки «искрит», кажется, поднесешь спичку, и - полыхнет (улыбается). Я получала огромное удовольствие от работы с ней и по-хорошему завидую тем, кому предстоит работать с Лизой в будущем.

- А вам спорить с ней не приходилось?

- Был момент, когда мы «разъехались» в «Мещанах» Горького – второй нашей совместной работе. Речь шла о нюансах характера моей героини Елены, ее «исходных данных». Это был рабочий процесс: я делилась с Лизой своими соображениями.  Но я шла от внутренней жизни героини к форме спектакля, она же - от языка спектакля, который я не сразу смогла уловить. Лиза мне противостояла, а я как бы защищалась. Мы спорили, а для меня спор – это процесс высказывания разных мнений, через который вырисовывается истина, а не возможность высказаться самой и остаться правой. Мне важнее выслушать чужое мнение и в чем-то усомниться в своем.


Анна Слынько в образе Елены в спектакле «Мещане» / Фото предоставлено пресс-службой ТЮЗа им. Брянцева

- Какая она – ваша Елена?

- Она бодрится и создает мир, в котором ей комфортно, а если какие-то шестеренки сбиваются, становится глубоко несчастной. Она хрупкая, незащищенная, зациклена на себе и своих проблемах. В ее жизни нет ничего героического, но она живой человек со своими мечтами, своей болью. Живые люди в театральной постановке – это тоже характерная черта режиссерского почерка Лизы. И это невероятно интересно – проживать жизнь человека, а не изображать придуманного героя.

- Эрнестина в «Близких друзьях» оказывается в мире более враждебном, чем Елена. 

- Это совсем другое произведение. Эта повесть о людях, чьи судьбы сломала война. Не будь войны, они прожили бы совсем другие жизни. Все они были очень светлые, но началась война и кто-то погиб, кто-то потерял себя. Моей героине пришлось жить, несмотря ни на что и она жила как умела. Ее не за что судить, да, собственно, и наша профессия не для того, чтобы судить, а для того, чтобы понимать. Во время работы над спектаклем в театр приезжал Евгений Водолазкин, с ним интересно было общаться и это общение тоже помогло мне что-то открыть для себя.


В роли Эрнестины в спектакле «Близкие друзья» / Фото предоставлено пресс-службой ТЮЗа им. Брянцева

- Премьера «Мещан» была сыграна в ТЮЗе практически сразу после отмены запрета на работу театров, связанной с пандемией коронавируса. Сложно было включиться в творческую жизнь после многомесячной паузы?

- Сложно. Драматическим артистам это не менее трудно сделать, чем оперным и балетным. Надо вновь искать ощущение как «сцепиться» со сценой.

- А период самоизоляции переживался сложно?

- В апреле я думала, что буду читать книги и смотреть фильмы. Не получилось ни то, ни другое: все время я проводила с детьми. Общались, делали уроки. Мне не хватало работы в театре, но быть с семьей – это счастье.

- Странно, если бы актриса детского театра ответила иначе! Аня, а вот такой вопрос, совсем не оригинальный, не страшно было идти на работу в ТЮЗ, театр, где, как считают и некоторые зрители, и выпускники театральных учебных заведений, можно всю жизнь проиграть зайчиков и белочек?

- Такие вопросы возникают, да, но я всегда отвечаю: приходите в ТЮЗ, познакомьтесь с его репертуаром. Это стереотип, что в детском театре только «зайчики-белочки», наоборот, такой театр, как наш, дает возможность попробовать себя в разных ипостасях. А если ты хорошо обучен ремеслу, то будешь художником в любой роли.

- На актерский факультет поступили без проблем?

- В РГИСИ, правда в те годы институт назывался Театральной академией (СПбГАТИ) - я поступала каждый год, с 18 лет. И в Москву ездила поступать, но каждый раз «слетала» с III тура. Наконец, мои старания были вознаграждены: я окончила мастерскую Вадима Владимировича Лобанова. Роли во время обучения играла очень разные, была в моем репертуаре и младшая сестра в «Фантазиях Фарятьева», и проститутка в спектакле по сочинению Маркиза де Сада. Но главное, я приобрела ощущение профессии и усвоила, что играть надо то, что приходит в руки, неважно, маленькая роль или большая, ты просто работаешь.

- А с чем прослушивались в ТЮЗ?

- С рассказом Тэффи «Кишмиш». А из ролей первого периода работы в ТЮЗе особенно дороги Мэри в «Сверчке за очагом» Диккенса и Александрина в комедии «Пыль в глаза» Лабиша, где я оказалась в окружении превосходных актеров старшего поколения Игоря Шибанова, Николая Иванова, Антонины Введенской, Лианы Жвания. А еще меня ввели на роль Суббастика в спектакле «Неделя, полная суббот» по сказке Пауля Маара. Как же я любила этот спектакль! Мне кажется, он – настоящая жемчужина! В «Волшебнике Изумрудного города» сыграла Элли, а «Белоснежке и семи гномах» и Белоснежку и одного из гномов.

- Вам довелось сыграть Джульетту и Ассоль, роли, о которых мечтают многие молодые актрисы. Вы мечтали?

- Я, наверное, вас разочарую. Но я не люблю рассуждать на эти темы. Я предпочитаю работать, и это меня очень выручает и от многого спасает. От растерянности, от кризисов, от депрессии, неудовлетворенности.  Прочувствовать Ассоль и научиться петь - огромный труд. И я до сих пор в начале пути. И нисколько не кривлю душой, я, правда, не думаю ничего лишнего.


В спектакле «Ромео и Джульетта» Анна Слынько сыграла главную роль / Фото предоставлено пресс-службой ТЮЗа им. Брянцева

- Ассоль в мюзикле Максима Дунаевского совсем не такая, как у Александра Грина.

- Да. Она – борец. Она сильнее, чем мать, наложившая на себя руки.  Я бы сказала, она на ступень выше матери. Такой я ее играю  и  каждым своим действием пытаюсь ответить на вопрос, почему она не такая, как ее мать, почему борется, откуда берет силы, не сбивается с пути, как бы ее не провоцировали. И почему все-таки встречает свои алые паруса. Думаю, что такая Ассоль более понятна и близка современному зрителю.

Ведь и Джульетта в постановке Александра Морфова тоже не классическая героиня, а современный ребенок, который бастует, и, как любой подросток, подвержен влиянию людей вокруг.  Девочка, которая входит в противостояние с родителями и отстаивает свою позицию. У нее нет еще своего сформированного по всем вопросам мнения, отношения к событиям и людям, она свое мнение взращивает, обретает. И мне очень интересно это взросление показывать.

Кроме того, в «Ромео и Джульетте» невероятный актерский ансамбль! Это была работа в удовольствие с замечательными партнерами Олей Карленко, Дмитрием Ткаченко, Алексеем Титковым, Борисом Ивушиным – искренне рада работать с таким актерами, да и со всеми ребятами.


Ассоль, показанная Анной в мюзикле «Алые паруса», не похожа на героиню Александра Грина / Фото предоставлено пресс-службой ТЮЗа им. Брянцева

- В ваших героинях есть что-то от вас?

- Конечно, можно сказать, что каждый артист «тащит» в роль что-то свое.

- Бывает, что роль не дается? Отношения с режиссером не складываются?

- Бывает, я прикладываю усилия и (делает паузу) смотрю в небеса, прошу, чтобы хватило сил. А еще бывает, что спектакль снимают, а ты понимаешь, как много еще в нем не сделал. И уже не сделаешь никогда. Но здесь, в ТЮЗе, меня научили принятию всего, что происходит. И умению не вешать ярлыки ни на персонажей, ни на людей. Я многое здесь поняла и очень рада, что работаю именно в этом театре.

#артисты #театр #ТЮЗ

Комментарии