Ангелы пережили войну. Как идет реставрация Гатчинского дворца?
Самая главная новость музея-заповедника «Гатчина» – к началу нового сезона фасады Гатчинского дворца освободились от строительных лесов. Необычные фасады дворца облицованы местными пудостским и гатчинским доломитами. Скрывающий кирпичные стены натуральный камень усиливает монументальность сооружения и создает впечатление, что дворец, как средневековые замки, сложен из тесаных каменных блоков.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
ГМЗ «Гатчина» украшает столицу Ленинградской области, на территории которой находится, но входит в систему музеев Петербурга. Город на музее-заповеднике не экономит, вкладывает значительные средства в реставрацию памятника федерального значения – Гатчинского дворца.
Дворец в большей степени, чем другие пригородные резиденции, продолжает хранить следы разрушений военного времени. Он сильно пострадал от бомбардировок и пожара в сентябре 1941 года. В послевоенное время, когда Петергоф, Царское Село, Павловск восстанавливались, в Гатчине проводились лишь ремонтные работы. Реставрация началась в 1976 году, но значительные средства на эти цели из городского бюджета стали выделяться лишь три десятилетия спустя, когда Гатчина попала в реставрационную программу КГИОП.
С 2015-го по 2020 год на восстановление фасадов и интерьеров Гатчинского дворца из бюджета города выделено 874,7 млн рублей. Чтобы оценить масштаб и качество очередного этапа работ, дворец посетили вице-губернатор Петербурга Николай Линченко, председатель КГИОП Сергей Макаров, представители областной администрации. Блицтур по самым интересным точкам провел директор музея-заповедника Василий Панкратов.
Особое внимание уделили фасадам. Для их расчистки реставраторы использовали щадящий струйно-вихревой абразивный метод. Так удаляется тонкий поверхностный слой переродившегося, изменившего цвет камня. Проступивший непривычный глазу серо-желтый оттенок доломита со временем станет более насыщенным из-за появления природной патины. На лицевом фасаде, который реставрировался два года назад, желтизна уже проступила. Не зря доломит называют радужным камнем. Как говорят реставраторы, он и стоит хорошо, не впитывает влагу.
Активные работы идут и за фасадами дворца. Там реставрируются залы, возвращают первоначальный облик интерьерам. В 1985 году, когда музей открылся, посетители увидели пять восстановленных залов. Сегодня былое великолепие обрела примерно треть помещений огромного здания.
Участники осмотра поднялись по парадной лестнице, по залам с восстановленными интерьерами прошли к Чесменской галерее. Винченцо Бренна сумел в изогнутом пространстве на месте семи комнат, обращенных окнами в парк, создать торжественную декорацию. Пилястры, делившие стены галереи, украшали медальоны и атрибуты неограниченной власти – лепные ликторские связки с секирами. По сторонам от дверей размещались лепные композиции с изображением древнеримских доспехов и оружия. В центральной нише располагался камин красного мрамора с бронзовыми фигурами. Раму зеркала над ним венчал орел, раскинувший золоченые крылья.
Галерею именовали «Новой», «Золотой» и «Галереей к церкви». Окончательное название она получила во второй половине ХIX века из-за трех картин немецкого художника Якоба Гаккерта со сценами Чесменского морского сражения – авторских копий полотен, украшавших Пикетный зал Большого Петергофского дворца.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Творение Бренны серьезно пострадало во время войны. Пожар 1944 года уничтожил деревянные перекрытия и кровлю, были разбиты статуи и лепные украшения. Интерьер можно было воссоздать, но после долгих обсуждений специалисты КГИОП пришли к выводу, что Чесменскую галерею надо законсервировать. Музей решился на концептуальный проект, который дает представление об истории галереи и утратах военного времени. В полумраке светом выделены немногие сохранившиеся на стенах детали отделки. Кое-где лепнина и золочение на фоне штукатурки и голого кирпича. Лишь одно окно оформлено шторами из тюля и бархата, бронзовыми бра и зеркалами. На противоположной стене проекция одной из утраченных картин Хаккера.
Чесменская галерея – единственное помещение дворца, которое останется в нынешнем виде как памятник военным разрушениям. Она получила новое название «Зал памяти Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов». Другие дворцовые помещения восстанавливаются. Выполнены масштабные работы по реставрации Арсенального зала, интерьеров домовой Троицкой церкви.
В домовой церкви остался завершающий этап – установка иконостаса. Обшивается его каркас, на полу разложены детали деревянного резного декора. Каким-то чудом в церкви сохранилась лепнина. Но главная находка – роспись купола с изображением ангелов. Ее обнаружили во время реставрационных работ. Кто-то, чтобы сохранить, заклеил живопись бумажными листами. Она пережила лихолетье и восстановлена полностью.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Важная деталь: в домовую церковь участники обхода прошли через двор Кухонного каре. Это двор, облик которого не менялся с послевоенного времени. Сейчас там на фоне темных неотреставрированных стен сложен камень, оставшийся после реставрации главных фасадов дворца. Это выглядит живописно и создает контраст тому, что уже сделано.
– То, что планировалось, выполнено в полном объеме, – подвел итог Николай Линченко. – Мы убедились: объекты интересные. На этот год финансирование реставрации дворца составит 145,1 миллиона. Будем двигаться дальше шаг за шагом. Приведем дворец в первозданный вид.
Как уточнил Василий Панкратов, в ближайших планах музея-заповедника – реставрация двора Кухонного каре, продолжение работ в Китайской галерее, в Готической, в комнатах Александра III... Все это публика вряд ли увидит к 2022 году. Предстоит непростой процесс музеефикации отреставрированных помещений. Их нужно наполнять вещами. Если говорить о полной отделке дворца, на это уйдет еще 8 – 10 лет.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 70 (6908) от 21.04.2021 под заголовком «Ангелы пережили войну».
Комментарии