Ангел Чайковского. Со дня рождения композитора – 180 лет

25 апреля по старому стилю и 7 мая - по новому исполнилось 180 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Но в этот раз его юбилей встречен по всему миру пустыми концертными залами.

Ангел Чайковского. Со дня рождения композитора – 180 лет | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО ТАСС

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО ТАСС

Родился Петр Ильич в Воткинске в Вятской губернии, а умер в Петербурге в год, когда в городе еще не закончилась эпидемия холеры, хотя в тот момент и пошла уже на спад. Дело было в октябре 1893 года. В советском фильме Игоря Таланкина «Чайковский» есть эпизод, где композитор выпивает роковой стакан воды в ресторане Лейнера. На доме № 13 по Малой Морской висит мемориальная табличка, где еще с ятями выбита фраза о том, что здесь скончался композитор П. И. Чайковский.

Если в легенде об уходе Моцарта фигурировало сочинение Реквиема, то в случае с Чайковским это была Шестая симфония - тоже своего рода реквием по самому себе, которым композитор дирижировал за неделю до смерти в Дворянском собрании. Холеру с тех пор удалось остановить и обуздать, медицина со времен Петра Ильича все же сильно изменилась, появились вакцинации, срок жизни увеличился, но человечество не разгадало тайну бессмертия, продолжая искать его в музыке. Чайковский в этом смысле был все же реалистом, прекрасно понимая, что все люди смертны. А потому тема смерти, вопросы «а что там, за горизонтом» остро интересовали его особенно в последних сочинениях - «Щелкунчике», «Иоланте», «Пиковой даме».

В балете «Спящая красавица» композитор тоже выразительно прописывает партитуру смерти в облике Феи Карабос с ее смертельным веретеном. Но по законам сказки дает ей сильного оппонента в лице Феи Сирени, которая гарантирует, что смерть-сон будет побеждена поцелуем, то есть любовью. Михаил Шемякин в своем балете «Щелкунчик» в Мариинском театре очень выразительно провел эту тему в той части, где Мари отправляется уже со Щелкунчиком-Принцем в иное измерение - город сластей Конфитюренбург. Одним из элементов декораций является большой череп с сидящим на нем пузатым ангелочком, а Танец снежных хлопьев обдает ледяным потусторонним холодом.

Если в «Щелкунчике» счастье возможно лишь в сказке, то в опере «Иоланта» композитор убеждает себя и нас вслед за собой в победе духа над материей, внутреннего света над внешним, не оставляя сомнений в том, что за смертью последует жизнь вечная. В «Пиковой даме» композитор устраивает своему герою Герману очную ставку со смертью в лице Графини, вкладывая в его уста фразу о том, что «могильным холодом повеяло вокруг. О, страшный призрак, смерть, я не хочу тебя!». В Мариинском театре сегодня идет современная версия «Пиковой дамы» в постановке Алексея Степанюка, где этот режиссер вместе с художником Александром Орловым провели зрителей по мрачным черно-золотым анфиладам эпох.

Опер Чайковского в Мариинском театре сегодня много, но далеко не полный набор в отличие, скажем, от произведений Пуччини. Старожилы - «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», есть «Иоланта», поставленная польским режиссером Мариушем Трелиньским, где когда-то сверкнула Анна Нетребко. Идет «Мазепа» в исторических декорациях, поддерживая статус театра-музея. Возобновили «Чародейку» в режиссуре Дэвида Паунтни, чтобы для баланса соблюдать реноме театра с европейскими амбициями, способного переосмысливать наследие, насыщая его новым смыслами.

Крайне неудачный опыт постановки мало где идущей оперы «Опричник» в Концертном зале привел к тому, что спектакль больше не идет. Пока не хватает мощностей и решимости осилить «Орлеанскую деву» и «Черевички». Нетрудно догадаться, что при наличии таких опер в Мариинском есть немалый выбор солистов, способных чувствовать стиль композитора, обладающих голосами большого объема и высокой эмоциональности. Это и Елена Стихина, и Татьяна Сержан, и Ирина Чурилова, и Татьяна Павловская - лучшие Лизы в «Пиковой даме», Екатерина Гончарова, Евгения Муравьева, Мария Баянкина - пленительные Татьяны в «Евгении Онегине». Есть отряд солидных Онегиных (Алексей Марков, Роман Бурденко, Владислав Сулимский), несколько надежных очень приличных теноров для партии Германа. Роскошный Мазепа в интерпретации Владислава Сулимского собирает аншлаги.

С балетами Чайковского в Мариинском давно нет никаких проблем - они приносят стабильную и солидную кассу. Очень интересную, богатую ассоциациями версию «Евгения Онегина» предложил режиссер Александр Петров в прошлом сезоне в «Зазеркалье». А вот версия «Иоланты» Андрия Жолдака в Михайловском провалилась из-за передозировки уместных и неуместных смыслов, да и грубоватая исполнительская сторона вопроса оставила желать лучшего.

Что до симфонического наследия, то считается, что и в Филармонии, и в Мариинском театре шесть симфоний Чайковского «всегда в руках». Говорить же о том, кто готов на дерзкую интерпретацию, можно лишь в связи с амбициями Теодора Курентзиса, который со своим оркестром MusicAeterna уже выпустил Шестую симфонию на Sony Classical.

О том, что планировалось из событий, так или иначе приуроченных к этому юбилею, можно писать лишь в сослагательном наклонении. Когда-то шла речь о постановке «Лебединого озера» в хореографии Алексея Ратманского, но не случилось. Никакой оперной премьеры в этот юбилейный год тоже не планировалось. Зато, например, в оперном театре Баден-Бадена запланирована постановка «Мазепы» Чайковского режиссером Дмитрием Черняковым при участии дирижера Кирилла Петренко, а также сопрано Ольги Перетятько в партии Марии и Владислава Сулимского - Мазепы.

Памятник Петру Ильичу, конкурс на который был устроен Мариинским театром при участии Академии художеств, так и остался пока замороженным на уровне выставки макетов, хотя среди представленных экспонатов больше было чудачеств и эстетической незрелости. Так что главный памятник дорогому Петру Ильичу так и остается пока только в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры - с крылатым ангелом, оплакивающим гения.

#Чайковский #композитор #музыка #юбилей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 076 (6674) от 07.05.2020 под заголовком «Ангел Чайковского».


Комментарии