Анастасия Момот. Особое мнение

Анастасия Момот. Особое мнение | Анастасия Момот / Фото из личного архива

Анастасия Момот / Фото из личного архива

«Дистанционка» сближает?


Эпидемия коронавируса перевернула мир с ног на голову. Она коснулась всех сфер нашей жизни и, к сожалению, продолжает это делать. Переполненные больницы, сообщения о погибших, тревожные выступления президента, карантин, каникулы, самоизоляция, отмена рейсов и массовых мероприятий, масочный режим, безработица, закрытие торговых и спортивных центров, кафе и прочего... Непродолжительный вздох облегчения и вторая волна кошмара, надвигающаяся на человечество, как цунами. Все происходящее выглядит сюрреалистично и местами апокалиптично.

Тем не менее, первого сентября дети пошли в школу. И мы пошли. Довольные, счастливые - с белыми бантами на голове и портфелем за спиной! Сколько было надежд и ожиданий... Увы, отходили мы лишь неделю и заболели. Две недели лечились, выписались, одну неделю поучились и опять заболели... Успели и на скорой покататься, и антибиотики пропить. Измученный бесконечной хворью ребенок, который всегда очень любил ходить в школу, признался, что идти туда больше не хочет. Не потому что не хочет учиться, а потому что устал болеть! Мы не одни такие. В начале сентября разнообразные ОРВИ отправили на больничный половину класса - несмотря на принятые меры предосторожности и ежедневную термометрию на входе в учебное заведение.

Невольно вспоминаю, как хорошо мы занимались дистанционно - во время вынужденных весенних каникул, постепенно переходящих в летние. Мы не болели вообще! Мы были выспавшиеся и здоровые. Постигать программу дома не составляло никакого труда. Когда я поделилась своим позитивным опытом домашнего обучения в соцсетях, на меня обрушился шквал комментариев от разгневанных пользователей, дескать я все вру, невозможно получать удовольствие от занятий с ребёнком, и вообще мне кто-то платит, чтобы я рекламировала ненавистную «дистанционку». А мне никто не платил! Даже обидно, черт возьми. Говоришь людям правду, а они тебе не верят. Как водится, в хорошее поверить сложней, чем в плохое.

Люди восприняли необходимость дистанционного обучения в штыки. Вплоть до нервных срывов, скандалов и подписания петиций. Многих можно было понять, так как у них возникли чисто технические трудности - отсутствие компьютера, интернета или полная занятость родителей, продолжавших работать - несмотря на «каникулы». Но были те, кто просто не хотел заниматься со своим ребенком, считая, что обучение - это обязанность школы и только школы.

Мне повезло не попасть ни в одну из этих категорий. У нас есть компьютер, интернет и даже такое невероятное чудо техники как принтер! А главное - есть желание. У меня. Мне правда нравится объяснять ребенку, что такое транскрипция, апостроф, чередование гласных в корне, рифма, авторская ирония, где у самолета фюзеляж и как начертить ломаную линию... У меня нет нелюбимых предметов. Я люблю учиться и всегда любила учиться - особенно дома, сама, уткнувшись носом в многочисленные книги и учебники... Это же так здорово - составить свое собственное расписание и свое собственное мнение о пройденном материале, не опираясь ни на чью точку зрения.

Предполагаю, что домашнее обучение большинству людей не подходит. Но оно подходит мне. Оно мне нравится. Так исторически сложилось. И тут я заметила неожиданный факт: оно понравилось и моему ребенку! Если первое время дочь ныла и не очень хотела работать, то буквально за пару дней полностью перестроилась. В отличие от меня она все же скучала по школе, ребятам и по учительнице... Но и дома она охотно садилась за уроки, отложив в сторону игрушки, планшет, мультфильмы и даже веселые игры с младшей сестрой. Мы могли заниматься часы напролет без перерывов.

Вероятно, ребенок, как зеркало, отражает наше с вами отношение к происходящему. Если родители что-то делают через силу, мучаясь и раздражаясь, то и ребенок будет мучиться и раздражаться. Обоюдное раздражение неизбежно приведет к ругани, испорченному настроению и невыполненному плану. Напротив, если родители делают что-то с радостью и удовольствием, то и ребенку это занятие очень нравится. Только наша родительская радость должна быть искренней. Притворство, разумеется, дети почувствуют, как бы искусно мы ни притворялись.

И еще одно наблюдение. Ребенок - особенно ребенок младшего и среднего школьного возраста, имеющий братьев и сестер, - счастлив от того, что в часы занятий родитель принадлежит только ему и никому больше! Я и раньше была рядом, проводя почти все свое время с детьми... Но старшей дочери приходилось делить меня с младшей дочерью, с моим творчеством, какими-то делами, хлопотами и прочим. А тут мы закрываемся в комнате вдвоем, и я никуда не убегаю, ни на что не отвлекаюсь. Отключаю звук на телефоне или вовсе оставляю его в другом помещении. В конце уроков дочь стала говорить: «Спасибо, мама!». «За что?», - удивлялась я. «За то, что ты со мной занимаешься». Услышав это впервые, я, признаться, чуть не заплакала... Так сильно растрогалась.

У дочери были незначительные психоневрологические нарушения, с которыми не справлялись ни врачи, ни лекарства много, много лет подряд. Мы уже привыкли с ними жить. Так вот. Они полностью исчезли за тот счастливый месяц дистанционного обучения. Совпадение ли? Ребенок правда стал другим. Спокойным, уравновешенным, добродушным и очень отзывчивым. Украдкой я наблюдала, как дочка пытается научить младшую сестру чтению и математике... А младшая внимательно слушает эти импровизированные уроки и рисует «заданные» буковки.

Оказывается, во всем можно найти что-то хорошее. Даже в условиях эпидемии и надвигающегося апокалипсиса. Каждый день, проведенный с близкими людьми, это большое счастье! Особенно, если ваши близкие здоровы. Теперь это очевидно как никогда.

Дистанционное обучение не в силах заменить живое общение с учителями и одноклассниками, которое, безусловно, важно и нужно для гармоничного развития подрастающего поколения. Но сейчас, когда все друзья и знакомые один за другим «сваливаются» с коронавирусом, когда я сама - больная насквозь и обессиленная - бегаю вокруг не менее больных и обессиленных детей с бесконечными каплями, таблетками и градусниками, я ловлю себя на мысли, что мне очень хочется вернуться на «дистанционку».  Это не реклама и не призыв. Это всего лишь крик отчаянья материнской души. Кстати заниматься в больном состоянии получается плохо. И в написанных статьях больше нытья, чем умных мыслей и боевого задора.

Закончу тривиально, но по существу: берегите себя и своих близких!

#образование #школа #дети #коронавирус #ограничения

Комментарии