Амур и Психея спят в Выборге

В центре «Эрмитаж - Выборг» открылась выставка фламандского искусства XVII века. До апреля там будут гостить сто двадцать произведений из эрмитажных собраний - живопись, скульптура, оружие, декоративно-прикладное искусство.

Амур и Психея спят в Выборге  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Вернисаж получился многолюдным. Присутствовали представители местной администрации, дирекция Эрмитажа в полном составе, эрмитажный автобус доставил в Выборг большую группу сотрудников музея и журналистов.

Выставку можно считать юбилейной. Десять лет назад было принято решение о создании представительства Эрмитажа в Выборге. Оно открылось спустя три года в отреставрированном историческом здании, построенном архитектором Уно Ульбергом для художественной школы и музея изящных искусств. В небольших, спроектированных для показа произведений искусства, залах комфортно для шедевров и зрителей. Здесь им удобно взаимодействовать.

Для выставки фламандского искусства организаторы выбрали живопись «кабинетного» формата. В XVII столетии «кабинетными» фламандцы называли картины небольшого размера. В отличие от монументальных произведений, создававшихся для конкретного места, они предназначались по большей части для открытого рынка, служили украшением «кабинетов» - частных коллекций всевозможных редкостей от необычных созданий природы до произведений искусства.

В Антверпене, где жил Питер Пауль Рубенс, художник, имя которого стало синонимом фламандского искусства, «кабинетов» было немало. Творец монументального искусства признавался, что «более склонен писать огромные полотна, чем маленькие вещицы», оставил грандиозные композиции для церквей, монастырей, дворцовых галерей и залов. Но представление о его мастерстве дают небольшие картины, выполненные им собственноручно.

В Выборг Эрмитаж привез три работы Рубенса из своей первоклассной коллекции.

- Для выставки отбирали вещи, чтобы показать фламандское искусство во всем его разнообразии, - рассказывает куратор выставки, заведующая сектором живописи XIII - XVIII веков Эрмитажа Наталья Грицай. - Рубенс оказывал влияние на все: живопись, печатную графику, прикладное искусство. Художников было много, но он «царил» в культурной жизни Антверпена, его мастерская достигла высокого уровня. Мы показываем шедевр Рубенса «Уход Агари из дома Авраама» и две вещи из наших фондов, которые, скорее всего, вышли из его мастерской. В Эрмитаж они пришли как работы Рубенса. Наши предшественники отнесли их к его школе.

Всего на выставке двадцать две картины девятнадцати известных мастеров, из которых лишь два не работали в Антверпене. «Кабинетная» живопись отличалась разнообразием: библейские, евангельские, аллегорические, мифологические, бытовые сюжеты, а также пейзажи, портреты, натюрморты.

В числе бесспорных шедевров ранняя картина Ван Дейка «Апостол Петр» (на снимке). Она написана, вероятно, в начале пребывания художника в мастерской Рубенса, который считал юного живописца своим лучшим учеником. Нельзя не обратить внимание на пейзаж «Приморская гавань» Давида Тенирса Младшего, «Лесной пейзаж» кисти Яна Брейгеля Старшего...

XVII век для фламандского искусства был эпохой расцвета. С мастерской Рубенса были связаны крупные живописцы, граверы, скульпторы, мастера декоративно-прикладного искусства. Они создавали вещи, украшавшие дома знати или входившие в собрания коллекционеров той поры.

На выставке экспонируются шпалеры из серии «История Константина», созданные по картонам Рубенса по заказу французского короля Людовика ХIII. Здесь же вещи, обычно не входящие в состав выездных выставок, - резьба по слоновой кости. Рисунки Рубенса вдохновляли резчиков. Барельеф «Спящие Амур и Психея» создан в его мастерской. Сам Рубенс был неравнодушен к резьбе по кости, он собирал коллекцию гемм, из которых четыре представлены на выставке.

Самым распространенным видом художественного ремесла Фландрии было кружево. За стеклом витрин накидки, воланы, манжеты, воротники.

- Фландрия славилась шпалерами и кружевами особого качества, - говорит старший научный сотрудник отдела западноевропейского прикладного искусства Елена Шликевич. - На полях Брабанта выращивали особый лен, который обрабатывали и хранили в сырых подвалах. Нитки получались тончайшие. Девушки плели на коклюшках кружева, которые расходились по всему миру, стоили очень дорого, были доступны только богатым людям.

Англия запретила ввоз. Предприимчивые купцы продолжали ввозить фламандские кружева под видом английских. Поэтому некоторые сорта фламандского кружева называются «англетер».

В XVII веке не только в женском, но и в мужском светском и военном костюме присутствовали кружева. Ими украшали ботфорты, краги, перчатки, перевязь, воротники. Кружева можно видеть на портретах той эпохи.

Фламандские кружева были настолько знамениты, что спустя два столетия Н. Гумилев писал в стихотворении «Капитаны»:

Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.

Дополняют выставку образцы боевого и охотничьего оружия, демонстрирующие техническое совершенство и богатое декоративное убранство.

В рамках Дня Эрмитажа в Выборге состоялось еще одно событие, относящееся к десятилетию центра «Эрмитаж - Выборг». В одном из залов центра открылась фотовыставка, посвященная памяти Владимира Юрьевича Матвеева (1948 - 2015), заместителя директора музея по выставкам и развитию. Его вклад в создание и развитие центра «Эрмитаж - Выборг» и других представительств музея невозможно переоценить.

#фламандское искусство #Эрмитаж #Выборг

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?