Амур и Психея спят в Выборге

В центре «Эрмитаж - Выборг» открылась выставка фламандского искусства XVII века. До апреля там будут гостить сто двадцать произведений из эрмитажных собраний - живопись, скульптура, оружие, декоративно-прикладное искусство.

Амур и Психея спят в Выборге  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Вернисаж получился многолюдным. Присутствовали представители местной администрации, дирекция Эрмитажа в полном составе, эрмитажный автобус доставил в Выборг большую группу сотрудников музея и журналистов.

Выставку можно считать юбилейной. Десять лет назад было принято решение о создании представительства Эрмитажа в Выборге. Оно открылось спустя три года в отреставрированном историческом здании, построенном архитектором Уно Ульбергом для художественной школы и музея изящных искусств. В небольших, спроектированных для показа произведений искусства, залах комфортно для шедевров и зрителей. Здесь им удобно взаимодействовать.

Для выставки фламандского искусства организаторы выбрали живопись «кабинетного» формата. В XVII столетии «кабинетными» фламандцы называли картины небольшого размера. В отличие от монументальных произведений, создававшихся для конкретного места, они предназначались по большей части для открытого рынка, служили украшением «кабинетов» - частных коллекций всевозможных редкостей от необычных созданий природы до произведений искусства.

В Антверпене, где жил Питер Пауль Рубенс, художник, имя которого стало синонимом фламандского искусства, «кабинетов» было немало. Творец монументального искусства признавался, что «более склонен писать огромные полотна, чем маленькие вещицы», оставил грандиозные композиции для церквей, монастырей, дворцовых галерей и залов. Но представление о его мастерстве дают небольшие картины, выполненные им собственноручно.

В Выборг Эрмитаж привез три работы Рубенса из своей первоклассной коллекции.

- Для выставки отбирали вещи, чтобы показать фламандское искусство во всем его разнообразии, - рассказывает куратор выставки, заведующая сектором живописи XIII - XVIII веков Эрмитажа Наталья Грицай. - Рубенс оказывал влияние на все: живопись, печатную графику, прикладное искусство. Художников было много, но он «царил» в культурной жизни Антверпена, его мастерская достигла высокого уровня. Мы показываем шедевр Рубенса «Уход Агари из дома Авраама» и две вещи из наших фондов, которые, скорее всего, вышли из его мастерской. В Эрмитаж они пришли как работы Рубенса. Наши предшественники отнесли их к его школе.

Всего на выставке двадцать две картины девятнадцати известных мастеров, из которых лишь два не работали в Антверпене. «Кабинетная» живопись отличалась разнообразием: библейские, евангельские, аллегорические, мифологические, бытовые сюжеты, а также пейзажи, портреты, натюрморты.

В числе бесспорных шедевров ранняя картина Ван Дейка «Апостол Петр» (на снимке). Она написана, вероятно, в начале пребывания художника в мастерской Рубенса, который считал юного живописца своим лучшим учеником. Нельзя не обратить внимание на пейзаж «Приморская гавань» Давида Тенирса Младшего, «Лесной пейзаж» кисти Яна Брейгеля Старшего...

XVII век для фламандского искусства был эпохой расцвета. С мастерской Рубенса были связаны крупные живописцы, граверы, скульпторы, мастера декоративно-прикладного искусства. Они создавали вещи, украшавшие дома знати или входившие в собрания коллекционеров той поры.

На выставке экспонируются шпалеры из серии «История Константина», созданные по картонам Рубенса по заказу французского короля Людовика ХIII. Здесь же вещи, обычно не входящие в состав выездных выставок, - резьба по слоновой кости. Рисунки Рубенса вдохновляли резчиков. Барельеф «Спящие Амур и Психея» создан в его мастерской. Сам Рубенс был неравнодушен к резьбе по кости, он собирал коллекцию гемм, из которых четыре представлены на выставке.

Самым распространенным видом художественного ремесла Фландрии было кружево. За стеклом витрин накидки, воланы, манжеты, воротники.

- Фландрия славилась шпалерами и кружевами особого качества, - говорит старший научный сотрудник отдела западноевропейского прикладного искусства Елена Шликевич. - На полях Брабанта выращивали особый лен, который обрабатывали и хранили в сырых подвалах. Нитки получались тончайшие. Девушки плели на коклюшках кружева, которые расходились по всему миру, стоили очень дорого, были доступны только богатым людям.

Англия запретила ввоз. Предприимчивые купцы продолжали ввозить фламандские кружева под видом английских. Поэтому некоторые сорта фламандского кружева называются «англетер».

В XVII веке не только в женском, но и в мужском светском и военном костюме присутствовали кружева. Ими украшали ботфорты, краги, перчатки, перевязь, воротники. Кружева можно видеть на портретах той эпохи.

Фламандские кружева были настолько знамениты, что спустя два столетия Н. Гумилев писал в стихотворении «Капитаны»:

Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.

Дополняют выставку образцы боевого и охотничьего оружия, демонстрирующие техническое совершенство и богатое декоративное убранство.

В рамках Дня Эрмитажа в Выборге состоялось еще одно событие, относящееся к десятилетию центра «Эрмитаж - Выборг». В одном из залов центра открылась фотовыставка, посвященная памяти Владимира Юрьевича Матвеева (1948 - 2015), заместителя директора музея по выставкам и развитию. Его вклад в создание и развитие центра «Эрмитаж - Выборг» и других представительств музея невозможно переоценить.

#фламандское искусство #Эрмитаж #Выборг

Комментарии