Только на сайте

23 реплики с круглого стола об уличном искусстве в «Манеже»

На прошлой неделе в центральном выставочном зале «Манеж» было жарко. В понедельник вечером стрит-арт художники, сотрудники культурных организаций и представители власти пытались договориться между собой.

23 реплики с круглого стола об уличном искусстве в «Манеже»  | Фото: Дмитрий Соколов

Фото: Дмитрий Соколов

На круглом столе «Уличное искусство глазами власти, художников, зрителей» они обсудили не только насущные вопросы о граффити в нашем городе, но и рассмотрели возможные перспективы решения проблем с незаконными росписями на фасадах и брандмауэрах. 

Мы собрали для вас самые интересные высказывания и мнения, прозвучавшие в этот вечер.

Наш обзор выставки «Части стен», недавно завершившейся в «Манеже», можно прочитать по ссылке.

1

Фото: Федор Быков

Участники дискуссии:


— Владимир Григорьев, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре, главный архитектор Санкт-Петербурга

— Анна Ялова, заместитель директора по развитию ЦВЗ «Манеж», продюсер выставки «Части Стен»

— Екатерина Андреева — искусствовед, куратор, арт-критик, ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея

— Покрас Лампас, художник, каллиграф

— Стас Багс, художник

Анна Ялова, заместитель директора по развитию ЦВЗ «Манеж», продюсер выставки «Части Стен»


1

Фото: Михаил Вильчук / «Манеж»

«Стрит-арт давно уже показал себя искусством, и мы уже не спорим, имеет ли он право на существование. Эта выставка в «Манеже» для нас была своеобразным вызовом. Дело в том, что наш прекрасный город, считающийся музеем под открытым небом, на наш взгляд, закован в некоторые стереотипы, потому что он воспринимается только как Эрмитаж, Мариинский театр и прекрасные пригороды. Вдохнуть новую жизнь, показать, что искусство может быть разным, необычным, интересным, ярким, новым – вот что было для нас основной целью. Таких масштабных проектов, посвященных исключительно стрит-арту, до этого в нашей стране не было».

«Важно отметить, что стрит-арт – это искусство без цензуры. Это то искусство, которое самым простым способом доходит до зрителя. Не нужно посещать музей, не нужно ходить в галереи. Ты выходишь на улицу и видишь работу. Поэтому, конечно, стрит-арт важен и нужен, он полезен для города и для зрителей».

«Стрит-арт начинался как протестное, маргинальное искусство в Америке 60-х годов. Мы видим, как взрослеют художники, какие сложные у них работы. Не всегда это протест, выражение какой-то позиции. Иногда это – поддержка, создаются большие «стены» для того, чтобы приносить чисто эстетическое удовольствие. Не обязательно «махать шашкой», доказывая, что это искусство. Искусство иногда должно просто радовать».

«Стрит-арт всегда будет нелегальным. Это – дух свободы, романтика и мы никогда это не втянем ни в одни рамки закона. Всегда будут люди, которые из бунтарских побуждений будут делать то, что делать нельзя».

«Выставка складывалась подобно мозаике: здесь есть и личные средства «Манежа», субсидия, которую мы получили от города, но самое важное – деньги от частной компании. Хочу заметить, что эта компания занимается перевозкой нефтепродуктов по железным дорогам. Как известно, стрит-арт является составляющей этого железнодорожного мира. Для меня это удивительно, как легко компания согласилась спонсировать эту выставку, хотя, казалось бы, она сама больше всего «пострадала» от стрит-арта. Не это ли есть признание?».

Екатерина Андреева — искусствовед, куратор, арт-критик, ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея 


2

Фото: Михаил Вильчук / «Манеж»

«В искусстве и в жизни процент талантливых людей не очень большой. Условно говоря, 5% – гениев, еще 13% – одаренные люди. Все остальные имеют какие-то другие таланты, не обязательно художественные».

«У нас в городе есть по крайней мере одно гениальное произведение стрит-арта – портрет Даниила Хармса на улице Маяковского. Я думаю, что если бы у нас было несколько таких работ, можно было бы сделать тур по таким памятникам стрит-арта. Еще одно гениальное произведение было сделано неизвестным мне художником в 2007 году. На опорах Центра фирменной торговли на Васильевском острове было написано стихотворение Бертольда Брехта «Дела в нашем городе таковы». Как музейный работник я была бы счастлива, если бы это произведение когда-нибудь отреставрировали. Районная администрация закрасила его на следующий день. У нас есть гениальные произведения, прекрасно вписанные в городскую среду, от них и нужно отталкиваться. Если стрит-артисты хотят, чтобы их произведение вписывалось в город, они должны думать об ансамбле, как создатели изображения Хармса прекрасно подумали об ансамбле и создали новую картину улицы. За это им огромное спасибо».

«Произведения Тимофея Ради – пример гениального стрит-арта. В частности, например, «Я бы обнял тебя, но я только текст» размножается во дворах нашего города другими неизвестными художниками. Значит, что это уже классика, которую люди хотят читать».

«Я хочу обратиться ко всем стрит-артистам: пожалуйста, пользуйтесь смываемыми спреями, и это решит многие проблемы».

Стас Багс, художник


3

Фото: Михаил Вильчук / «Манеж»

«Мне бы очень не хотелось, чтобы та протестная и уличная основа [стрит-арта] не начала таять. У нас очень много хороших художников, есть те, кто вышли из стрит-арта и граффити. Но стрит-арт, когда он хороший и качественный, всегда интереснее. Вандализм и искусство — это разные вещи. Дома-памятники, конечно, прикосновенны, но в особенном контексте и определенных условиях. Помимо Петропавловской крепости и Эрмитажа, существует еще много зданий, [нанести] на которые что-то просится. Это очень субъективное мнение. Большинство того, что сейчас сделано на фасадах – это ужасно, я абсолютно согласен».

«Я думаю, что через 20 лет ничего не изменится, потому что лет 5-10 назад мы сидели примерно в такой же компании с художниками, чиновниками и всеми остальными. У нас были точно такие же идеи: выделить стенки, гаражи, что-то еще».

«Я бы хотел, чтобы Петербург все же оставался Петербургом. И я бы хотел, чтобы стрит-арт в нем тоже был, но более качественный. Такие выставки несут образовательную ценность. Образование, красивый город, стрит-арт – это должно работать вместе».

Покрас Лампас, художник, каллиграф


4

 Фото: Михаил Вильчук / «Манеж»

«Стрит-арт на улице несет определенную пользу. Во-первых, он может просвещать: это создание каких-то известных портретов, культурные отсылки, новые техники, работа с контекстом. Даже известные фразы так или иначе работают на коммуникацию со зрителем и образовательную функцию. Во-вторых, создается навигация в городе. Многие из вас по стрит-арту могут находить какую-то интересную локацию, и чем объект стрит-арта популярнее, тем ближе он становится с городом. Если при этом он сильно не конфликтует с ансамблем, мне кажется, что это прекрасно, и такие рисунки нужно реставрировать вместо того, чтобы их закрашивать. Третье уже ближе к недвижимости и стратегии города: расписные фасады и муралы, которые сделаны уже состоявшимися известными художниками, действительно влияют на то, что может подняться стоимость недвижимости, привлекательность для туристов, цитируемость СМИ и так далее».

«Отношение художника к тому, что он создает, получается, формирует и наше отношение к стрит-арту».

«Искусство всегда очень разное, и это зависит от художника, от того, какие цели оно преследует. У меня есть несколько знакомых, которые выставляются за огромные деньги за рубежом, но признаются, что готовы в Питере сделать это даже бесплатно».

«Я в 2013 году расписал тоннель между домами в Екатеринбурге, полностью забив тегами бирюзовым цветом на черном фоне. За все это время не появилось ни одной надписи поверх объекта. Уважение в среде – это тоже очень важно».

«На канале Грибоедова я расписал стену в 250 квадратных метров. Когда я брался за этот проект, то я понимал, что беру на себе большую ответственность, потому что являюсь первым художником, создающим подобное в центре Петербурга. Как я это сделаю, будет оценено в том плане, нужен ли нашему городу стрит-арт вообще. Когда мы говорим об искусстве в таком городе как Петербург, мы должны [...] думать о том, чтобы город развивался и в каких-то отдаленных частях».

«Если художники совсем не будут высказываться – это тоже плохо. Работы, созданные сейчас, станут частью культуры города через много лет. Я поддерживаю художников, которые хоть и сделали нечто нелегально, но при этом уважительно отнеслись к среде и внесли культурную отсылку. Если таких работ будет больше, то через 10 лет, я думаю, наш город станет еще более прекрасным».

Владимир Григорьев, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре, главный архитектор Санкт-Петербурга


5

 Фото: Михаил Вильчук / «Манеж»

«Мои маршруты по улицам города проходят таким затейливым способом, что я стрит-арта, честно говоря, не замечаю. Я замечаю несколько расписанных брандмауэров на Петроградской стороне и, собственно, все».

«Мы все очень любим наш город и, конечно, желаем ему процветания и дальнейшего совершенствования своего и без того бесподобного архитектурно-градостроительного облика. Для меня главное сейчас – понять терминологически, что такое стрит-арт и граффити. Современным искусством, как мы знаем, могут считаться достаточно неожиданные вещи. Оно, наверное, в большей степени, чем искусство традиционное, интеллектуально, избирательно и воспринимается не всеми».

«Нужно слушать не только себя и друг друга, но и застройщиков. Я с трудом себе представляю постановление правительства про стрит-арту или граффити. Представить себе законный или подзаконный акт о незаконных действиях само по себе довольно странно и абсурдно. Поэтому, очевидно, что эта деятельность должна быть законной. Если она должна быть законной, то, наверное, она должна быть описана определенными процедурами, согласована с комитетом по градостроительству и архитектуре на основании рассмотрения этого предложение художественной секции совета, то есть людьми профессиональными».

«Росписи должны быть на специально созданных железобетонных заборах. Плюс сюда можно добавить заброшенные заводы, желательно непросматриваемые. И [чтобы это было нанесено] красками, смываемыми от дождя».

«Я готов полюбить стрит-арт за то, что он уязвим. Его всегда можно закрасить, и меня это успокаивает. Через 10 лет, я очень хочу верить, мы будем жить в городе, который нам нравится. Тот стрит-арт, который появится и понравится абсолютно всем, останется. Остальное же смоется во время ремонта фасадов».

#Манеж #культура #круглый стол #стрит-арт

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...