В «Манеже» показали «Части стен»

В ЦВЗ «Манеж» открылась большая и давно ожидавшаяся выставка «Части стен», которая позиционируется как исследование уличного искусства России с участием 70 художников из 17 российских городов - от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Проект хорош тем, что наверняка вызовет много споров.

В «Манеже» показали «Части стен» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Для этого достаточно даже одного факта – стрит-арта на выставке нет совсем. Московский куратор Алексей Партола проделал серьезную работу: сто произведений - станковая живопись, скульптура и объекты - созданы художниками специально для «Частей стен», некоторые непосредственно в «Манеже». Все авторы имеют «уличный бэкграунд», а сейчас сотрудничают с галереями и музеями.

На вернисаже можно было услышать полярные мнения. От комплиментарного: «Они, оказывается, много чего умеют», через снисходительное: «Им в музеи очень хочется попасть» до радикального: «Абсолютно коммерческие вещи, вот что происходит, когда художники продаются денежным мешкам».

Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Дмитрий Пиликин, научный сотрудник Института исследования стрит-арта, «в самом комьюнити художников продолжаются бурные споры о возможности исхода с улицы в галерейное и музейное пространство и утрате «подлинности», так как исчезают опасность нарушения запретов и экстрим. В ответ на это оппоненты продвигают новое направление, которое называют «Уличная волна», или Urban contemporary. Под этим определением понимаются практики художников, либо периодически смешивающих работу на улице с выставками в художественных галереях, либо окончательно переместившихся в галерейное пространство, но продолжающих использовать наработки и эстетику уличного искусства (граффити, настенные росписи и т. д.).

Примем предложенные правила игры. Но тогда оценивать произведения надо без скидок на опасности и экстрим. И оказывается, что художники, возможно, в угоду потенциальным покупателям, повторяют весь учебник по истории искусства ХХ века - кубизм, сюрреализм, абстрактный экспрессионизм, поп-арт, «арте повера»... Есть даже отсылки к «арефьевскому» кругу. Иногда, как в объекте Дмитрия Аске «Человек, пробивающий стену», видно, что это инженерная конструкция из не самых дешевых материалов.

Два объекта привлекли на вернисаже всеобщее внимание. Первый - работа московского художника, выступающего под ником ZOOM, представляет собой трансформаторный шкаф, на котором по трафарету набит фрагмент брюлловской картины «Последний день Помпеи». Совмещение природной катастрофы и рукотворного электричества дает сильный образ. «Это граффити создано в Нескучном саду», - заметил куратор. «И вы перенесли шкаф из Москвы?» - спросили его. «Нет, это тираж», - успокоил Партола. Такой ответ лично меня сильно разочаровал.

Второй объект создан Стасом Добрым. На стене крупными буквами написано слово «Дружба». К нему привешена картонка, которую можно повернуть одной из двух сторон. На одной - слово «продается», на обратной - «не продается». Выбирайте.

Выставка «Части стен» работает по 26 августа. Ее сопровождают «разговорная» программа и граффити-джем на площадке у западного фасада «Манежа».

#Манеж #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 141 (6250) от 06.08.2018 под заголовком «Унесенные с улицы».


Комментарии