В «Манеже» показали «Части стен»

В ЦВЗ «Манеж» открылась большая и давно ожидавшаяся выставка «Части стен», которая позиционируется как исследование уличного искусства России с участием 70 художников из 17 российских городов - от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Проект хорош тем, что наверняка вызовет много споров.

В «Манеже» показали «Части стен» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Для этого достаточно даже одного факта – стрит-арта на выставке нет совсем. Московский куратор Алексей Партола проделал серьезную работу: сто произведений - станковая живопись, скульптура и объекты - созданы художниками специально для «Частей стен», некоторые непосредственно в «Манеже». Все авторы имеют «уличный бэкграунд», а сейчас сотрудничают с галереями и музеями.

На вернисаже можно было услышать полярные мнения. От комплиментарного: «Они, оказывается, много чего умеют», через снисходительное: «Им в музеи очень хочется попасть» до радикального: «Абсолютно коммерческие вещи, вот что происходит, когда художники продаются денежным мешкам».

Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Дмитрий Пиликин, научный сотрудник Института исследования стрит-арта, «в самом комьюнити художников продолжаются бурные споры о возможности исхода с улицы в галерейное и музейное пространство и утрате «подлинности», так как исчезают опасность нарушения запретов и экстрим. В ответ на это оппоненты продвигают новое направление, которое называют «Уличная волна», или Urban contemporary. Под этим определением понимаются практики художников, либо периодически смешивающих работу на улице с выставками в художественных галереях, либо окончательно переместившихся в галерейное пространство, но продолжающих использовать наработки и эстетику уличного искусства (граффити, настенные росписи и т. д.).

Примем предложенные правила игры. Но тогда оценивать произведения надо без скидок на опасности и экстрим. И оказывается, что художники, возможно, в угоду потенциальным покупателям, повторяют весь учебник по истории искусства ХХ века - кубизм, сюрреализм, абстрактный экспрессионизм, поп-арт, «арте повера»... Есть даже отсылки к «арефьевскому» кругу. Иногда, как в объекте Дмитрия Аске «Человек, пробивающий стену», видно, что это инженерная конструкция из не самых дешевых материалов.

Два объекта привлекли на вернисаже всеобщее внимание. Первый - работа московского художника, выступающего под ником ZOOM, представляет собой трансформаторный шкаф, на котором по трафарету набит фрагмент брюлловской картины «Последний день Помпеи». Совмещение природной катастрофы и рукотворного электричества дает сильный образ. «Это граффити создано в Нескучном саду», - заметил куратор. «И вы перенесли шкаф из Москвы?» - спросили его. «Нет, это тираж», - успокоил Партола. Такой ответ лично меня сильно разочаровал.

Второй объект создан Стасом Добрым. На стене крупными буквами написано слово «Дружба». К нему привешена картонка, которую можно повернуть одной из двух сторон. На одной - слово «продается», на обратной - «не продается». Выбирайте.

Выставка «Части стен» работает по 26 августа. Ее сопровождают «разговорная» программа и граффити-джем на площадке у западного фасада «Манежа».

#Манеж #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 141 (6250) от 06.08.2018 под заголовком «Унесенные с улицы».

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.