23 реплики с круглого стола об уличном искусстве в «Манеже»
На прошлой неделе в центральном выставочном зале «Манеж» было жарко. В понедельник вечером стрит-арт художники, сотрудники культурных организаций и представители власти пытались договориться между собой.
Фото: Дмитрий Соколов
На круглом столе «Уличное искусство глазами власти, художников, зрителей» они обсудили не только насущные вопросы о граффити в нашем городе, но и рассмотрели возможные перспективы решения проблем с незаконными росписями на фасадах и брандмауэрах.
Мы собрали для вас самые интересные высказывания и мнения, прозвучавшие в этот вечер.
Наш обзор выставки «Части стен», недавно завершившейся в «Манеже», можно прочитать по ссылке.

Фото: Федор Быков
Участники дискуссии:
— Владимир Григорьев, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре, главный архитектор Санкт-Петербурга
— Анна Ялова, заместитель директора по развитию ЦВЗ «Манеж», продюсер выставки «Части Стен»
— Екатерина Андреева — искусствовед, куратор, арт-критик, ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея
— Покрас Лампас, художник, каллиграф
— Стас Багс, художник
Анна Ялова, заместитель директора по развитию ЦВЗ «Манеж», продюсер выставки «Части Стен»
Фото: Михаил Вильчук / «Манеж»
«Стрит-арт давно уже показал себя искусством, и мы уже не спорим, имеет ли он право на существование. Эта выставка в «Манеже» для нас была своеобразным вызовом. Дело в том, что наш прекрасный город, считающийся музеем под открытым небом, на наш взгляд, закован в некоторые стереотипы, потому что он воспринимается только как Эрмитаж, Мариинский театр и прекрасные пригороды. Вдохнуть новую жизнь, показать, что искусство может быть разным, необычным, интересным, ярким, новым – вот что было для нас основной целью. Таких масштабных проектов, посвященных исключительно стрит-арту, до этого в нашей стране не было».
«Важно отметить, что стрит-арт – это искусство без цензуры. Это то искусство, которое самым простым способом доходит до зрителя. Не нужно посещать музей, не нужно ходить в галереи. Ты выходишь на улицу и видишь работу. Поэтому, конечно, стрит-арт важен и нужен, он полезен для города и для зрителей».
«Стрит-арт начинался как протестное, маргинальное искусство в Америке 60-х годов. Мы видим, как взрослеют художники, какие сложные у них работы. Не всегда это протест, выражение какой-то позиции. Иногда это – поддержка, создаются большие «стены» для того, чтобы приносить чисто эстетическое удовольствие. Не обязательно «махать шашкой», доказывая, что это искусство. Искусство иногда должно просто радовать».
«Стрит-арт всегда будет нелегальным. Это – дух свободы, романтика и мы никогда это не втянем ни в одни рамки закона. Всегда будут люди, которые из бунтарских побуждений будут делать то, что делать нельзя».
«Выставка складывалась подобно мозаике: здесь есть и личные средства «Манежа», субсидия, которую мы получили от города, но самое важное – деньги от частной компании. Хочу заметить, что эта компания занимается перевозкой нефтепродуктов по железным дорогам. Как известно, стрит-арт является составляющей этого железнодорожного мира. Для меня это удивительно, как легко компания согласилась спонсировать эту выставку, хотя, казалось бы, она сама больше всего «пострадала» от стрит-арта. Не это ли есть признание?».
Екатерина Андреева — искусствовед, куратор, арт-критик, ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея

Фото: Михаил Вильчук / «Манеж»
«В искусстве и в жизни процент талантливых людей не очень большой. Условно говоря, 5% – гениев, еще 13% – одаренные люди. Все остальные имеют какие-то другие таланты, не обязательно художественные».
«У нас в городе есть по крайней мере одно гениальное произведение стрит-арта – портрет Даниила Хармса на улице Маяковского. Я думаю, что если бы у нас было несколько таких работ, можно было бы сделать тур по таким памятникам стрит-арта. Еще одно гениальное произведение было сделано неизвестным мне художником в 2007 году. На опорах Центра фирменной торговли на Васильевском острове было написано стихотворение Бертольда Брехта «Дела в нашем городе таковы». Как музейный работник я была бы счастлива, если бы это произведение когда-нибудь отреставрировали. Районная администрация закрасила его на следующий день. У нас есть гениальные произведения, прекрасно вписанные в городскую среду, от них и нужно отталкиваться. Если стрит-артисты хотят, чтобы их произведение вписывалось в город, они должны думать об ансамбле, как создатели изображения Хармса прекрасно подумали об ансамбле и создали новую картину улицы. За это им огромное спасибо».
«Произведения Тимофея Ради – пример гениального стрит-арта. В частности, например, «Я бы обнял тебя, но я только текст» размножается во дворах нашего города другими неизвестными художниками. Значит, что это уже классика, которую люди хотят читать».
«Я хочу обратиться ко всем стрит-артистам: пожалуйста, пользуйтесь смываемыми спреями, и это решит многие проблемы».
Стас Багс, художник

Фото: Михаил Вильчук / «Манеж»
«Мне бы очень не хотелось, чтобы та протестная и уличная основа [стрит-арта] не начала таять. У нас очень много хороших художников, есть те, кто вышли из стрит-арта и граффити. Но стрит-арт, когда он хороший и качественный, всегда интереснее. Вандализм и искусство — это разные вещи. Дома-памятники, конечно, прикосновенны, но в особенном контексте и определенных условиях. Помимо Петропавловской крепости и Эрмитажа, существует еще много зданий, [нанести] на которые что-то просится. Это очень субъективное мнение. Большинство того, что сейчас сделано на фасадах – это ужасно, я абсолютно согласен».
«Я думаю, что через 20 лет ничего не изменится, потому что лет 5-10 назад мы сидели примерно в такой же компании с художниками, чиновниками и всеми остальными. У нас были точно такие же идеи: выделить стенки, гаражи, что-то еще».
«Я бы хотел, чтобы Петербург все же оставался Петербургом. И я бы хотел, чтобы стрит-арт в нем тоже был, но более качественный. Такие выставки несут образовательную ценность. Образование, красивый город, стрит-арт – это должно работать вместе».
Покрас Лампас, художник, каллиграф

Фото: Михаил Вильчук / «Манеж»
«Стрит-арт на улице несет определенную пользу. Во-первых, он может просвещать: это создание каких-то известных портретов, культурные отсылки, новые техники, работа с контекстом. Даже известные фразы так или иначе работают на коммуникацию со зрителем и образовательную функцию. Во-вторых, создается навигация в городе. Многие из вас по стрит-арту могут находить какую-то интересную локацию, и чем объект стрит-арта популярнее, тем ближе он становится с городом. Если при этом он сильно не конфликтует с ансамблем, мне кажется, что это прекрасно, и такие рисунки нужно реставрировать вместо того, чтобы их закрашивать. Третье уже ближе к недвижимости и стратегии города: расписные фасады и муралы, которые сделаны уже состоявшимися известными художниками, действительно влияют на то, что может подняться стоимость недвижимости, привлекательность для туристов, цитируемость СМИ и так далее».
«Отношение художника к тому, что он создает, получается, формирует и наше отношение к стрит-арту».
«Искусство всегда очень разное, и это зависит от художника, от того, какие цели оно преследует. У меня есть несколько знакомых, которые выставляются за огромные деньги за рубежом, но признаются, что готовы в Питере сделать это даже бесплатно».
«Я в 2013 году расписал тоннель между домами в Екатеринбурге, полностью забив тегами бирюзовым цветом на черном фоне. За все это время не появилось ни одной надписи поверх объекта. Уважение в среде – это тоже очень важно».
«На канале Грибоедова я расписал стену в 250 квадратных метров. Когда я брался за этот проект, то я понимал, что беру на себе большую ответственность, потому что являюсь первым художником, создающим подобное в центре Петербурга. Как я это сделаю, будет оценено в том плане, нужен ли нашему городу стрит-арт вообще. Когда мы говорим об искусстве в таком городе как Петербург, мы должны [...] думать о том, чтобы город развивался и в каких-то отдаленных частях».
«Если художники совсем не будут высказываться – это тоже плохо. Работы, созданные сейчас, станут частью культуры города через много лет. Я поддерживаю художников, которые хоть и сделали нечто нелегально, но при этом уважительно отнеслись к среде и внесли культурную отсылку. Если таких работ будет больше, то через 10 лет, я думаю, наш город станет еще более прекрасным».
Владимир Григорьев, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре, главный архитектор Санкт-Петербурга

Фото: Михаил Вильчук / «Манеж»
«Мои маршруты по улицам города проходят таким затейливым способом, что я стрит-арта, честно говоря, не замечаю. Я замечаю несколько расписанных брандмауэров на Петроградской стороне и, собственно, все».
«Мы все очень любим наш город и, конечно, желаем ему процветания и дальнейшего совершенствования своего и без того бесподобного архитектурно-градостроительного облика. Для меня главное сейчас – понять терминологически, что такое стрит-арт и граффити. Современным искусством, как мы знаем, могут считаться достаточно неожиданные вещи. Оно, наверное, в большей степени, чем искусство традиционное, интеллектуально, избирательно и воспринимается не всеми».
«Нужно слушать не только себя и друг друга, но и застройщиков. Я с трудом себе представляю постановление правительства про стрит-арту или граффити. Представить себе законный или подзаконный акт о незаконных действиях само по себе довольно странно и абсурдно. Поэтому, очевидно, что эта деятельность должна быть законной. Если она должна быть законной, то, наверное, она должна быть описана определенными процедурами, согласована с комитетом по градостроительству и архитектуре на основании рассмотрения этого предложение художественной секции совета, то есть людьми профессиональными».
«Росписи должны быть на специально созданных железобетонных заборах. Плюс сюда можно добавить заброшенные заводы, желательно непросматриваемые. И [чтобы это было нанесено] красками, смываемыми от дождя».
«Я готов полюбить стрит-арт за то, что он уязвим. Его всегда можно закрасить, и меня это успокаивает. Через 10 лет, я очень хочу верить, мы будем жить в городе, который нам нравится. Тот стрит-арт, который появится и понравится абсолютно всем, останется. Остальное же смоется во время ремонта фасадов».




Комментарии