Звезда наливного флота. Какие виды открываются перед российскими судовладельцами?

Петербург всегда был и остается морской столицей России. Но если раньше это не требовало доказательств, то теперь нашему городу приходится конкурировать за выгодные контракты с зарубежными судовладельцами. Более того: активно пробивают «в верхах» свои проекты отечественные судостроители и владельцы наливного флота. О том, какие перспективы открываются перед петербургскими судовладельцами, логистическими компаниями в новых рыночных реалиях, заместителю главного редактора «Санкт-Петербургских ведомостей» Александру ВЕРТЯЧИХ рассказал главный редактор информационно-аналитического агентства «ПортНьюс» Виталий ЧЕРНОВ.

Звезда наливного флота. Какие виды открываются перед российскими судовладельцами? | Пока арктические просторы бороздят два танкера-газовоза - «Кристоф де Маржери» и «Псков». В скором времени к ним присоединятся еще два судна этого класса. ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС

Пока арктические просторы бороздят два танкера-газовоза - «Кристоф де Маржери» и «Псков». В скором времени к ним присоединятся еще два судна этого класса. ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС

- Виталий Викторович, не так давно был спущен на воду первый построенный по заказу российских судовладельцев танкер-газовоз «Кристоф де Маржери». Это стало поводом для надежд на развитие отечественного судостроения - как наливного флота, так и судов класса LNG. Насколько оправданными оказались эти надежды спустя несколько лет?

- Думаю, что говорить об этом пока преждевременно. Дело в том, что Россия традиционно не специализировалась на строительстве крупнотоннажных судов коммерческого флота. Специализация верфей как СССР, так и РФ заключалась в строительстве военных кораблей, судов смешанного река — море плавания, скоростного пассажирского и ледокольного флота. Чтобы компенсировать недостаток мощностей для строительства крупнотоннажных судов, и был принят проект строительства судостроительного комплекса «Звезда» на Дальнем Востоке.

В продуктовую линейку «Звезды» войдут суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, коммерческие суда для транспортировки грузов, специальные суда и другие виды морской техники любой сложности, характеристик и назначений, в том числе техника, которая ранее в России не выпускалась в связи с отсутствием необходимых спусковых и гидротехнических сооружений.

В настоящее время на предприятии уже строятся суда типоразмера Aframax и Yamalmax. Танкер «Кристоф де Маржери» относится к типоразмеру Yamalmax, судно аналогичного класса должно быть построено на СК «Звезда» до 2024 года. В зависимости от того, как в реальности будет идти строительство, и можно будет судить об оправдании надежд.

- Насколько заинтересованными в современном танкерном флоте оказались основные заказчики - нефтегазовые корпорации России?

- Фактически - заинтересованы. В связи с истощением сибирских месторождений основной упор делается на Арктику, поскольку там сосредоточены основные запасы углеводородов. При этом для их освоения требуется специализированный флот высокого ледового класса. Поэтому, конечно, в долгосрочной перспективе вертикально интегрированные нефтегазовые компании заинтересованы в строительстве такого флота и наличии российских мощностей для его строительства.

- Что мешает строительству арктического танкерного флота - отсутствие технологий судостроения, недостаток финансовых ресурсов, бюрократические препоны или что-то еще?

- Во-первых, недостаток мощностей для строительства крупнотоннажного флота, который и призвана восполнить суперверфь «Звезда». Во-вторых, необходимы дешевые и долгие деньги. В-третьих, требуется разумный государственный протекционизм.

В-четвертых, необходимы импортозамещение и локализация судового комплектующего оборудования (СКО).

По всем этим направлениям работа ведется: «Звезда» уже приступила к строительству судов, запущены программы субсидирования процентных ставок и льготного лизингового финансирования, за судами под российским флагом правительство планирует закрепить нефтегазовый экспорт.

Сложная ситуация - с импортозамещением и локализацией СКО: зависимость российского судостроения от иностранного СКО по ряду позиций крайне велика (например, по судовым двигателям). Для решения этой проблемы необходимо налаживать производство с экспортной перспективой, в противном случае оно не будет окупаться.

Еще одна проблема, характерная для всего российского судостроения, - отсутствие крупносерийности и большое количество головных проектов, что сильно влияет на себестоимость строительства и его сроки...

- Целесообразно ли было строить новую верфь на Дальнем Востоке, а не, например, в Петербурге, где работает целый ряд крупных судостроительных предприятий, научных центров и конструкторских бюро?

- Действительно, высказываются вполне обоснованные сомнения относительно того, стоило ли строить комплекс на Дальнем Востоке. Ведь исторически центр российского судостроения сосредоточен в Северо-Западном регионе, и прежде всего - в Петербурге. Полагаю, такое решение было принято потому, что развитие Дальнего Востока объявлено одним из приоритетов государственной политики. Появление крупного предприятия, как ожидается, позволит улучшить социально-экономическую ситуацию в Дальневосточном федеральном округе. Кроме того, имеет значение близость к мировым центрам крупнотоннажного судостроения, расположенным в Южной Корее, Китае и Японии.

- Насколько загружен заказами танкерный флот России?

- Этот флот можно разделить на суда смешанного плавания и морские. Если говорить о судах смешанного плавания, то в последнее время они испытывают сильную конкуренцию со стороны железнодорожного транспорта. Что касается морских судов, а именно - танкеров «Совкомфлота», то они успешно работают по всему миру и недостатка в загрузке до сих пор не испытывали. Ну а сам «Совкомфлот» входит в топ крупнейших мировых танкерных компаний.

- Первоначально проект СК «Звезда» планировалось реализовать в виде совместного предприятия с южнокорейскими компаниями, однако в силу разных причин этого не произошло. В чем причина?

- Дело в том, что предприятия в Южной Корее и Китае заинтересованы прежде всего в обеспечении собственной загрузки, поскольку субсидируются государством и выполняют значимую социально-экономическую роль в своих странах. Сотрудничество тем не менее развивается в направлении совместной работы над крупными проектами: какие-то блоки и модули строятся в Южной Корее и Китае, какие-то - на «Звезде». Также партнерство развивается в сфере СКО, причем не только с азиатскими, но и с европейскими поставщиками.

#судостроение #развитие #море #корабли

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 061 (6659) от 13.04.2020 под заголовком «Звезда наливного флота».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 Августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 Августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 Августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 Августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 Августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 Августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 Августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 Июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 Июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 Июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 Июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 Июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.