Золотистые купола Кижей. Что посмотреть в Карелии?
Специалисты считают, что туризм пострадал от пандемии, как ни одна другая отрасль. Но есть и счастливые исключения! В Карелии, например, этой зимой наблюдается настоящий туристический бум, в чем мы убедились, посетив в январские каникулы знаменитые памятники острова Кижи и другие достопримечательности республики.
ФОТО АВТОРА
«Полет» по льду
Если в Петербурге в новогодние праздники практически все было закрыто, то в соседнем регионе обошлось, в общем-то, без ограничений. В декабре, правда, появились сообщения, что, отправляясь в Карелию, необходимо запастись свежей справкой об отсутствии коронавируса, но буквально тут же власти уточнили – туристов все это не касается. Со своей стороны мы тоже вели себя осторожно. Например, во время пандемии мы привычно избегаем гостиниц, турфирм и так далее, предпочитая самостоятельные автопутешествия с ночевками в отдельных квартирах. До Кижей, конечно, на машине не доехать, зато можно добраться до села Великая Губа, что в двадцати километрах севернее, а оттуда на остров ходят катера на воздушных подушках. Двадцать минут «полета» по льду на скорости 60 – 80 километров в час – и мы уже выходим на берег возле знаменитой Преображенской церкви.
В январе это практически единственный способ добраться до острова, если не считать экстремальных поездок на снегоходах. С февраля катера на воздушных подушках начинают курсировать и от Петрозаводска, а пока путешествия даже из столицы республики проходят через село Великая Губа. Стоят однодневные туры недешево – в районе 6 тысяч на человека из столицы Карелии и еще дороже из Петербурга. Естественно, самостоятельный путь гораздо дешевле – на семью из четырех человек билеты на катер с экскурсией обошлись меньше 10 тысяч.
Горячий чай с калитками в палатке
Посещение Кижей в эту зиму дарит незабываемое впечатление: только-только завершилась многолетняя реставрация Преображенской церкви. И сейчас можно наблюдать редкую картину – многочисленные главки уникального сооружения не серебристые, как обычно, а золотистые. Все дело в том, что осиновые дощечки (лемеха), которыми покрывают главки, еще не высохли окончательно и не достигли своего «основного» цвета. В следующий раз подобную картину можно увидеть только через сорок лет – именно с такой частотой меняют лемеха на главках.
Внутрь храма не пускают до сих пор, хотя планировали это сделать еще в июне 2020-го. Тогда обнаружили определенные недоделки, которые устранили к осени, комиссия приняла работы в октябре, но для туристов полноценное открытие наступит, как обещают, лишь в конце весны – начале лета. В любом случае позади огромный этап в истории всего Кижского погоста. Планы реставрации Преображенской церкви разрабатывались не один год, а нынешняя началась больше десяти лет назад. Дело в том, что установленный в старину фундамент уже не выдерживал нагрузки, и церковь грозила превратиться в подобие Пизанской башни, а то и просто рухнуть. Больше такая судьба ей не грозит – внешне храм стоит на том же историческом фундаменте, но под ним теперь есть надежное бетонное основание.
Полюбовавшись Преображенской церковью снаружи, на несколько минут заходим в соседнюю Покровскую, а дальше отправляемся осматривать привезенные сюда со всей Карелии избы и другие памятники деревянного зодчества Русского Севера. В целом зимний формат экскурсии на Кижах длится всего час с небольшим, он включает лишь южную оконечность острова. Хотелось бы прогуляться по всему заповеднику, но в реальности больше просто не выдержать – даже если одеться по-зимнему, в нестрашные минус семь и относительно безветренную погоду здесь почему-то мороз пробирает до костей. Так что визит в теплую палатку с горячим чаем и традиционными карельскими калитками в конце экскурсии вызывает не меньший восторг, чем осмотр самих памятников.
– В прошлые годы зимой к нам приезжали совсем немного людей, рекорд был на уровне ста человек в день, – рассказал мне экскурсовод Алексей. – А сейчас мы каждый день принимаем по триста человек, такого и близко никогда не было! Понятно, что в основном к нам едут из-за ограничений в Москве и Петербурге, вызванных коронавирусом. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Вотчина Талвиукко
ФОТО АВТОРА
По официальным данным, за весь период новогодних праздников Кижи посетили 4500 человек – в два с половиной раза больше, чем годом ранее. Огромной популярностью пользовались и другие карельские достопримечательности. Так, около 12 тысяч туристов побывали в природном заповеднике «Кивач» с его знаменитым водопадом. А вотчину Талвиукко (карельского Деда Мороза) под Петрозаводском посетили около 30 тысяч человек.
У Кивача, мне кажется, побывали даже больше людей: нам, например, пришлось долго ждать очереди на смотровой площадке, чтобы сделать два-три стандартных снимка на фоне водопада. Причем борьбу за место для кадра усложняла необходимость держать равновесие – обледеневшую площадку здесь никто не догадался посыпать песком. Зато с Талвиукко нам повезло – мы приехали почти к самому открытию вотчины и каким-то чудом вместо общей экскурсии получили за те же деньги право на частный визит к карельскому дедушке. Получилось интересно и душевно, хотя из получасового визита по программе с самим Талвиукко мы общались не больше пяти минут. Но и на том спасибо – после нашего выхода резиденцию заполнили десятки туристов из подъехавших автобусов, а в такой толпе поговорить с главным карельским Дедом Морозом было бы вообще нереально.
В вотчине помимо резиденции самого Талвиукко есть домик местной снегурочки (Лумикки), а также реконструированная саамская деревня, собачий питомник и оленья ферма. Только вот цены кусаются куда сильнее мороза, так что мы решили ограничиться визитом к главному герою, ведь даже в
Ленобласти покататься на тех же оленях можно на гораздо более разумных условиях. Что ж, местных бизнесменов можно понять – если уж удалось создать раскрученную достопримечательность, то логично зарабатывать на ней по максимуму.
Между тем в самой зимней Карелии можно любоваться отнюдь не только брендовыми местами. Нас, например, завораживали местные дороги, особенно путь от Медвежьегорска до Великой Губы. Ехать здесь приходится в одиночку, по 10 – 15 минут не встречая никаких других машин, и притом весьма медленно, чтобы не слететь в кювет на скользком пути. А карельские сосны и ели почти нависают над дорогой своими заснеженными ветками – и выглядит все это действительно сказочно, в окрестностях Петербурга таких дорог не встретишь. Порой кажется, что стоит остановиться – и из лесу выйдет не ряженый артист, а самый настоящий волшебник Талвиукко...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 14 (6852) от 28.01.2021 под заголовком «Золотистые купола Кижей».
Комментарии