Знаковый визит. Зачем Александр Лукашенко ездил в Пекин?

В минувший четверг, как уже сообщалось, завершился трехдневный визит президента Белоруссии в Китай, в ходе которого Александр Лукашенко провел встречи с высшим руководством КНР, в том числе и четырехчасовые переговоры с председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином. За последние 13 лет состоялось 12 таких встреч Лукашенко и Си, но нынешняя, по общему мнению экспертного сообщества, является наиболее важной и знаковой.

Знаковый визит. Зачем Александр Лукашенко ездил в Пекин? | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Государственные гимны, почетный караул, белорусские флаги на улицах Пекина, представительский кортеж в сопровождении мотоцик­листов и многие другие тонкости свидетельствовали об особом статусе этого визита. Стоит отметить, что визит прошел в период важных политических событий в самой КНР, а также на фоне сложного периода геополитической трансформации на планете. При этом важно понимать, что Китай уже стал одним из основных полюсов многополярного устройства мира, а потому от его внутренней устойчивости и стабильного развития многое зависит в глобальном масштабе.

На переговорах с Си Цзиньпином глава белорусского государства заявил о поддержке инициатив КНР в области международной безопасности и по тематике развития. «Встреча проходит в очень непростое время, требующее новых нестандартных подходов и ответственных политических решений. Они должны быть направлены преж­де всего на недопущение скатывания к глобальному противостоянию, в котором не будет победителей. Вы об этом четко, однозначно, пунктуально недавно заявили, обращаясь к мировому сообществу. Именно поэтому Белоруссия активно выступает с предложениями о мире, всецело поддерживает выдвинутую вами инициативу о международной безопасности», — заявил Лукашенко. Он отметил, что с позицией Минска также полностью совпадает инициатива Си Цзиньпина по тематике развития. «Мы сразу же присоединились к механизмам по ее продвижению и готовы к совместной подготовке и реализации проектов в Белоруссии», — сказал Александр Лукашенко.

На встрече двух лидеров было подтверждено намерение укреп­лять «политическое взаимодоверие и практическое сотрудничество». По словам Си Цзиньпина, новый статус отношений обязывает наполнить их новым содержанием. В принятой по итогам встречи совместной декларации «О дальнейшем развитии образцовых отношений всепогодного и всестороннего стратегического партнерства Белоруссии и КНР в новую эпоху» упоминается множество аспектов такого партнерства: от расширения прямых связей, транспорта и логистики, торгово-финансового и научно-технического сотрудничест­ва до обороны и безопасности, устойчивого и глобального развития и интеграции в рамках ШОС. Два лидера договорились, в частности, активнее использовать в двусторонних отношениях национальные валюты, поставлять друг другу высокока­чественную сельхозпродукцию, развивать китайско-белорусский индустриальный парк и вместе вести научные исследования, укреплять сотрудничество в сфере обороны и взаимодействовать в рамках ШОС (Минск подал заявку на членство в организации в 2022 году, Пекин ускоренное вступление республики поддержал). В документе отмечается, что в то время как Белоруссия всецело придерживается принципа «одного Китая», КНР выступает против любого внешнего вмешательства во внутренние дела этой страны. Обе стороны выступили «против любых проявлений гегемонизма и политики грубой силы, включая нелегитимные односторонние санкции и принудительные меры».

По окончании визита МИД Белоруссии сообщил, что между странами были заключены десятки соглашений и восемь контрактов в промышленной и сельскохозяйственной областях на сумму $ 3,5 млрд.

Этот визит ожидаемо вызвал негативную реакцию на Западе. В частности, представитель госдепартамента США Нед Прайс выразил обеспокоенность сближением КНР и Белоруссии. «Тот факт, что Китай сейчас взаимодействует с Лукашенко, является еще одним элементом углубляющегося взаимодействия КНР с Россией», — заявил Прайс. Учитывая, что Моск­ва близка с Пекином, а Минск с Моск­вой, это позволяет говорить о том, что сфера влияния Китая расширяется вплоть до границ Латвии, Литвы и Польши, отмечает американский ресурс Silk Road Briefing, который анализирует развитие китайской глобальной инициативы «Один пояс — один путь». «В то время как президент США Джо Байден предостерег от поставок оружия России, Белоруссия остается вариантом [для таких поставок], — подчеркивает автор статьи председатель правления консалтинговой компании Dezan Shira and Associates Крис Девоншир-Эллис.

Российские и белорусские эксперты больше анализируют темы двустороннего белорусско-китайского партнерства. Так, директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин отмечает: «Пекин был источником инвестиций и кредитов для Белоруссии, и, в общем‑то, основным направлением сотрудничества было привлечение китайских инвестиций в промышленные проекты, ориентированные на экспорт продукции на российский рынок». Для КНР важным аспектом сотрудничества был сухопутный транзит, то есть основной китайский сухопутный транзит шел через РФ, затем через Белоруссию, сейчас это сотрудничество поставлено под вопрос санкциями и контрсанкциями, отмечает Кашин. По мнению аналитика, хотя экономическое значение Белоруссии для Китая сейчас стало меньше, ее политическое значение по‑прежнему важно. Лукашенко — один из тех глав государств, кто активно поддержал инициативу КНР по урегулированию конфликта на Украине. По оценке эксперта, Китай соберет под свои знамена сторонников инициативы и будет организовывать на этой основе голосование в Генеральной Ассамблее ООН. «Для Белоруссии ценны отношения с Китаем, поддержка той или иной его инициативы ничего не стоит, но позволяет получить практические выгоды в связях с китайцами», — резюмирует Кашин.

По мнению политолога Вячеслава Сутырина, визит Александра Лукашенко сначала в Африку, а теперь в Китай — это новая геометрия внешней политики Белоруссии. «Это на практике поворот на Юг, на Восток, что, конечно, не нравится Западу, который не готов к переговорам. Он будет давить на Китай, на Индию, чтобы они сворачивали сотрудничество с Россией и Белоруссией. Но эти страны такого не сделают», — полагает эксперт.

В свою очередь руководитель Центра этнических и международных исследований политолог Антон Бредихин так комментирует визит Лукашенко в КНР. «Между Белоруссией и Китаем есть не только всепогодное партнерство, но и признание Китаем Александра Григорьевича в качестве президента республики. А это вызов для всего западного мира, тех стран, которые так не считают. И китайское руководство вынесло визит белорусского лидера на такой глобальный уровень, за которым следят во всех странах мира. Кроме того, в рамках встречи были достигнуты новые соглашения, предельно важные и выводящие договоренности между странами на новый уровень. Это уже было озвучено, и скоро такие соглашения будут реализованы», — уверен аналитик.

По мнению Бредихина, каждый визит Лукашенко в Китай — это хороший знак для КНР и Белоруссии. «За каждым таким визитом следуют большие проекты. Мы слышали заявления и от Лукашенко, и от Си Цзиньпина, например, о развитии «Одного пояса — одного пути». Кроме того, Белоруссия будет развивать отношения с Китаем во всех сферах: политической, экономической, культурной. И в России отмечают, что благодаря укреплению связей Республики Беларусь и Китая отношения РФ с КНР также крепнут. Поэтому визит белорусского лидера рассматривается как еще один шаг по укреплению взаимодействия между РФ и Китаем», — заключает эксперт.


#Лукашенко #Белоруссия #Китай

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 38 (7367) от 03.03.2023 под заголовком «Знаковый визит».


Комментарии