Житель поселка Ульяновка построил на своем участке железную дорогу

О том, что в поселке Ульяновка, что возле станции Саблино, есть народный умелец Павел Чилин, который построил на своем участке железную дорогу и катает на ней ребятишек, я узнал из сообщений в Интернете. Разыскать местного Кулибина в наше время глобальной открытости оказалось очень просто: через страничку в соцсетях. Павел Константинович откликнулся практически сразу, мы договорились о встрече. Выбрали день, свободный от наплыва публики, чтобы поговорить спокойно...

Житель поселка Ульяновка построил на своем участке железную дорогу | Фото Петра Ковалева/ТАСС

Фото Петра Ковалева/ТАСС

От станции Саблино мы отправились на самую окраину поселка. Крайний дом на улице, за ним – карьер, где когда-то добывали глину для производства кирпича, объездная дорога и лес.

– Мы перебрались сюда с женой чуть больше двадцати лет назад, – рассказал Павел. – В городской квартире в Купчине стало тесно, и, чтобы и мы никому не мешали, и нам никто не мешал, решили уехать. Купили участок, дом здесь уже был, но к нему, конечно, пришлось еще приложить руки...

По образованию Павел Чилин инженер-электромеханик, окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения, десять лет работал конструктором, а потом инженером на заводе «Электроприбор». Одновременно делал дома музыкальные инструменты, изучал образцы, экспериментировал.

– Я самоучка: у меня неполное музыкальное образование по гитаре, но играть приходилось на лютне и электрооргане, – поясняет Чилин. – Лет пятнадцать я бился, чтобы сделать модель портативного органа. И получилось: размером он примерно с аккордеон, вес семь килограммов.

Собственно говоря, именно потому, что городская квартира превратилась в мастерскую, и пришлось перебраться за город. Что касается железной дороги, то первые рельсы на своем участке Павел Чилин проложил в марте 2008 года. Как раз в тот день, когда родился наследник – сын Валентин. Жену отвез в роддом и... занялся осуществлением собственной детской мечты.

Правда, сначала магистраль служила для сугубо утилитарных, хозяйственных задач: развозить грунт, песок, удобрения... Началось с вагонетки, которую приходилось толкать руками. А потом все как-то само собой дальше пошло, появились добровольные помощники, сложилась команда.

– Один я, конечно, не потянул бы, – говорит Чилин. – Через интернет-форумы меня нашел работник депо «Сортировочная» Сергей Терехов – специалист по обслуживанию и ремонту тепловозов. Приехал, стал помогать. У меня к тому времени была построена только часть дороги, дальше мы рельсы прокладывали вместе. Вдвоем и паровоз смастерили. Я о нем, конечно, задумывался и раньше, а тут знающий человек попался...

Дорога, которую построили умельцы, – миниатюрная, более узкая, чем узкоколейка. Ширина колеи – 300 миллиметров. Тем не менее крошечный пассажирский вагончик вмещает восемь взрослых либо двенадцать детей. Максимальная скорость, которую развивает локомотив, – 30 км в час.

– Внешний облик паровоза, если можно так выразиться, я подсмотрел, – поясняет Павел Чилин. – Образ собирательный: некоторые узнают в нем модель конкретной немецкой фирмы – «Оринштейн и Коппель». Но в том можно стоять в полный рост, а в нашем – только сидеть.

ФОТО АВТОРА

Паровоз2_Гл.jpg

На постройку дороги в том виде, как она функционирует сегодня, ушло двенадцать лет. Получилось триста пятьдесят метров пути, с подъемами и спусками, десять стрелок, три моста, которые проложены над протоками, со всех сторон окружающими участок. Кстати, металлическую балку, которая стала основой одного из мостов, подарил еще один добровольный помощник – Виталий Мараев. Он же помог прочистить пруды вокруг участка.

Паровоз – на дровах, и когда он трогается, весь окутанный паром, выглядит как настоящий Змей Горыныч. Поначалу на растопку котла уходило четыре часа, а после того как его «утеплили», сделали кожухи – полтора часа. Чтобы кататься целый день, надо полкубометра дров.

– Дорогое удовольствие заниматься собственной железной дорогой? – спрашиваю Павла Константиновича.

– Да не так чтобы очень. Вполне по силам среднеобеспеченному человеку при одном условии: вам придется в чем-то другом себе постоянно отказывать. Мне пришлось пожертвовать достройкой дома... Для меня ведь вся эта затея не форма заработка, не бизнес. Это расходы, но в первую очередь – удовольствие, требующее постоянного внимания и заботы. Не игра, не аттракцион, а хорошее, полезное и нужное дело.

Планов много: продлить пути, устроить еще и вокзал в том же ретростиле, как и вся дорога. В нем разместится небольшой музей. Павел Чилин понемногу собирает самые разные исторические артефакты, связанные с железной дорогой.

– Мы нигде не даем рекламу, но благодаря «сарафанному радио» от любопытных просто отбоя нет, – поясняет Чилин. – Мы не против, если люди придут в выходные. Раз паровоз под парами, что же пропадать добру? Иногда, бывает, просто едет велосипедист, останавливается у ворот, недоуменно говорит: «У меня навигатор показывает тут железную дорогу. Можно посмотреть?». Пускаю, показываю...

А для некоторых пример и вовсе оказался заразительным. У Павла Чилина появились уже пять последователей, которые построили на своих участках железные дороги такой же колеи 300 мм. Один – в Москве, другие – в пригородах Питера. Один из них, Александр Васильев, запустил «трамвай» на аккумуляторе и привез его в Ульяновку на испытания.

Словом, все довольны, и местные власти тоже. Они уже пополнили список достопримечательностей поселка: мол, в нем есть не только водопад и пещеры, но еще и самодельная железная дорога.

Впрочем, у Павла Константиновича еще кое-что есть в запасе. Нынешней осенью он затеял постройку парохода, на котором собирается путешествовать по стране.

– Начну с северных рек. Мегапроект, говорите? Да ничего особенного, все реально. Уже начал делать паровую машину. В следующем году займусь испытаниями, а через два года пойду в большое плавание. Паровой катер «Саблино» я уже построил, ходил на нем по Тосне... А что тут удивительного? Как страна поднимается, так и мы. Мне вообще кажется, что таких возможностей, как в России, в мире очень не много. Делай что хочешь, только не ленись. Если хорошее дело затеял и немного вложился в него, по-хорошему обозлился, – обязательно получится.

#железная дорога #Ленобласть #инженеры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (6804) от 12.11.2020 под заголовком «На паровозе вокруг дома».


Комментарии