Владимир Одинцов – о прошлом, настоящем и будущем Музея железных дорог России

В России впервые многое появилось в Петербурге, в частности: первый транспортный вуз (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I),  Царскосельская железная дорога общего пользования, соединившая Санкт-Петербург и Царское Cело, первый Царскосельский железнодорожный вокзал. И символично, что к 180-летию начала железнодорожного сообщения в России в нашем городе появился самый большой Музей железных дорог России (МЖДР). Сегодня российским железным дорогам 183 года, а музею всего лишь 3. 30 октября 2017 года он гостеприимно открыл свои врата для посетителей. О прошлом, настоящем и будущем МЖДР читателям нашей газеты рассказывает директор музея Владимир ОДИНЦОВ. Но прежде напомним, с чего все началось.

Владимир Одинцов – о прошлом, настоящем и будущем Музея железных дорог России | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Путь от Шушар до Балтийского вокзала


В 1974 году президиум дорожного профсоюза постановил: создать на базе Октябрьской железной дороги производственный музей. Через три года по приказу тогдашнего начальника дороги Владимира Васильевича Чубарова началась реализация проекта, а уже в 1978 году на Литейном проспекте Центральный музей Октябрьской железной дороги был открыт для посетителей. Здесь появились первые экспозиции, которые рассказывали об истории строительства и эксплуатации первых в России железных дорог, о вкладе железнодорожников в революционное движение, подвиге в Гражданскую и Великую Отечественную войны.

В 1991 году на станции Шушары был открыт первый в России Музей железнодорожной техники.

Коллекция музея росла быстро. Энтузиасты, любители раритетной техники доставляли ее не только со всей России, но и из-за рубежа. 

В 2001 году часть паровозов, вагонов перевезли на пути бывшего Варшавского вокзала. И хотя приближение к городу увеличило число посетителей в шесть раз, но и тут собранные исторические экспонаты оказались под открытым небом. 

И в 2007 году заговорили о соз-дании музейного комплекса вблизи Балтийского вокзала. Но финансовый кризис положил этот замысел под сукно. И только в 2012 году на этой площадке по проекту архитектора Никиты Явейна началось строительство этого уникального объекта.

Маленькая  дата большого музея


Ab5nmTgbgqc[1].jpg

– Владимир Алексеевич, вы ведь тоже принимали участие в создании этого уникального комплекса?

– Инициатором создания Центрального музея Октябрьской железной дороги был Герой Социалистического Труда Владимир Васильевич Чубаров. Именно его распоряжение о необходимости такого пространства и стало предтечей Музея железных дорог России. Он же после ухода на пенсию был и первым директором Центрального музея Октябрьской железной дороги. 

А реализацией этого неординарного проекта с 2012 года занимался старший вице-президент  РЖД Валентин Александрович Гапанович с большой командой. Фактически были задействованы, все подразделения и службы  Октябрьской железной дороги, и даже локомотивные депо. 

Я как заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам, конечно, принимал участие, но оно было в реализации проекта не столь весомое, как сегодня.

– Есть у директора  любимый экспонат?

– Их много, в том числе и пассажирский паровоз С68. Он построен на  Невском заводе в 1917 году. В те 

годы это были самые скоростные пассажирские локомотивы .  Ездили со скоростью 115 км/час. И еще одна примечательность именно этого паровоза. В 1918 году он вел состав из Петербурга в Москву с правительством. Может быть, поэтому он уцелел. С 1960 года использовался в качестве котельной установки. Нам его продали как металлолом. Наши специалисты вернули ему жизнь. Сегодня его можно затопить и он поедет.

– Музей впечатляет своей масштабностью. По сути, это настоящая железнодорожная страна всех времен и народов.

– Вы правы. На площади более 57 тысяч квадратных метров создана железнодорожная страна прошлого, настоящего и будущего. Страна паровозов и людей. Страна для детей и взрослых.

Сегодня музей является не только самым большим среди аналогичных музеев  в России, но и одним из крупнейших в  Европе. 

Вся экспозиция разделена на две части: одна находится под открытым небом, вторая – в помещении. Старое паровозное депо и современный корпус соединены между собой подвесной галереей и органично вписались в архитектуру комплекса.

Мы завершили формирование основной экспозиции. Паровозы, тепловозы, электровозы, вагоны – 119 единиц техники. В арсенале музея свыше 3,5 тыс. экспонатов, 44 интерактивные и мультимедийные инсталляции. Современные технологии превращают новый музей в увлекательный парк развлечений для всей семьи. 

В залах представлены не только раритетные исторические модели, но и действующие современные составы. Благодаря мультимедийным инсталляциям, которые словно рентген просвечивают металлическую громаду, самые интересные экспонаты можно увидеть не только снаружи, но и изнутри. Для желающих доступен тренажер машиниста локомотива, выполненный в полном соответствии с реальной кабиной. Попробовать собственноручно управлять тепловозом  могут как взрослые, так и дети. Всего предусмотрено шесть различных сценариев движения. Наши гости имеют возможность узнать много нового не только о техническом преобразовании стальных магистралей за прошедшие 183 года, но и об  их развитии в будущем.

CvKiDTSWKPM[1].jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Большая работа проводится в профориентационном направлении. У нас работает специальный детский центр, где проходят музейно-игровые занятия и тематические мастер-классы для юных посетителей от трех лет. В процессе дети знакомятся с правилами поведения на железной дороге, новыми для них профессиями, изучают историю железных дорог России, разгадывают загадки и задачки и, конечно, играют.

– В музейном комплексе реализуется специальная программа мероприятий к значимым датам и государственным праздникам. Как отмечали главный праздник года – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне?

– Еще за год до 75-летия Великой Победы Музей железных дорог России специально к этой дате планировал открытие выставки, посвященной работе военно-санитарных поездов, сыгравших значительную роль в деле победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Выставка подготовлена совместно с Военно-медицинским музеем Министерства обороны РФ, который предоставил вещи, связанные с деятельностью военно-санитарных поездов, в частности, знаменитого поезда № 312 и его коллектива, вошедшего в историю войны благодаря выдающейся работе. Эта история отражена в знаменитой повести ленинградской писательницы Веры Пановой «Спутники» и ее последующих экранизациях.

К сожалению, из-за эпидемиологической ситуации музей скорректировал планы, и выставка «Поезда милосердия» определенное время работала виртуально. 

– Владимир Алексеевич, будучи железнодорожником, ваш дедушка погиб во время войны. Реликвии в семье остались?

– Дедушка (по маминой линии) работал главным кондуктором на станции Ленинград-Сортировочный-Московский. У меня сохранился его профсоюзный билет, в котором значится: на железную дорогу пришел в 1905 году. И платил взносы до 1941 года, пока не погиб. Поезд разбомбили, и вся поездная бригада погибла. Их привезли и похоронили на Пискаревском кладбище. В семье остался только этот билет. Со временем, наверное, передам его музею. 

– Спустя три года после открытия музея можно сказать, что создание этого комплекса оправданно?

– Главным критерием я считаю то, что нас признали посетители и музейное мировое сообщество.

В ходе ежегодной конференции Европейского музейного форума, который проходил в Сараево, в Боснии и Герцеговине, музею вручили диплом «За особые достижения Музея железных дорог России как музея, ориентированного на посетителей». За три года музей посетили более 700 тысяч человек. Важно, что мы вошли в число самых востребованных музеев Петербурга. Нас признали на общероссийском и международном уровнях. Мы стали членами российского и международного союза музеев. По итогам участия в международной конференции железнодорожных музеев RAILCONF (Сидней, Австралия) музей получил право провести V, юбилейную, конференцию железнодорожных музеев мира в 2021 году. Так что надеемся, эпидемиологическая ситуация не помешает нам встретиться с коллегами.

– Есть планы дальнейшего развития?

– Музей – живой организм и без развития не может существовать, а тем более когда ему всего три года.

Прежде всего мы должны разобраться с техникой, которая ожидает ремонта в Шушарах. А там около ста экземпляров. Будем постепенно производить ремонт в наших мастерских. Думаем  запустить  ретропоезд от музея до Шушар с проведением экскурсий.

Есть планы построить выставочно-лекционный зал 800 кв. метров.

Все планы раскрывать не буду, но их много. Учитывая, что нас поддерживает руководство компании, у Музея железных дорог России жизнь только начинается.

Возрастное ограничение 0+

#Музей железных дорог #железная дорога #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (6796) от 30.10.2020 под заголовком «Путешествие в прошлое и будущее».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?