Владимир Одинцов – о прошлом, настоящем и будущем Музея железных дорог России
В России впервые многое появилось в Петербурге, в частности: первый транспортный вуз (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I), Царскосельская железная дорога общего пользования, соединившая Санкт-Петербург и Царское Cело, первый Царскосельский железнодорожный вокзал. И символично, что к 180-летию начала железнодорожного сообщения в России в нашем городе появился самый большой Музей железных дорог России (МЖДР). Сегодня российским железным дорогам 183 года, а музею всего лишь 3. 30 октября 2017 года он гостеприимно открыл свои врата для посетителей. О прошлом, настоящем и будущем МЖДР читателям нашей газеты рассказывает директор музея Владимир ОДИНЦОВ. Но прежде напомним, с чего все началось.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Путь от Шушар до Балтийского вокзала
В 1974 году президиум дорожного профсоюза постановил: создать на базе Октябрьской железной дороги производственный музей. Через три года по приказу тогдашнего начальника дороги Владимира Васильевича Чубарова началась реализация проекта, а уже в 1978 году на Литейном проспекте Центральный музей Октябрьской железной дороги был открыт для посетителей. Здесь появились первые экспозиции, которые рассказывали об истории строительства и эксплуатации первых в России железных дорог, о вкладе железнодорожников в революционное движение, подвиге в Гражданскую и Великую Отечественную войны.
В 1991 году на станции Шушары был открыт первый в России Музей железнодорожной техники.
Коллекция музея росла быстро. Энтузиасты, любители раритетной техники доставляли ее не только со всей России, но и из-за рубежа.
В 2001 году часть паровозов, вагонов перевезли на пути бывшего Варшавского вокзала. И хотя приближение к городу увеличило число посетителей в шесть раз, но и тут собранные исторические экспонаты оказались под открытым небом.
И в 2007 году заговорили о соз-дании музейного комплекса вблизи Балтийского вокзала. Но финансовый кризис положил этот замысел под сукно. И только в 2012 году на этой площадке по проекту архитектора Никиты Явейна началось строительство этого уникального объекта.
Маленькая дата большого музея
– Владимир Алексеевич, вы ведь тоже принимали участие в создании этого уникального комплекса?
– Инициатором создания Центрального музея Октябрьской железной дороги был Герой Социалистического Труда Владимир Васильевич Чубаров. Именно его распоряжение о необходимости такого пространства и стало предтечей Музея железных дорог России. Он же после ухода на пенсию был и первым директором Центрального музея Октябрьской железной дороги.
А реализацией этого неординарного проекта с 2012 года занимался старший вице-президент РЖД Валентин Александрович Гапанович с большой командой. Фактически были задействованы, все подразделения и службы Октябрьской железной дороги, и даже локомотивные депо.
Я как заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам, конечно, принимал участие, но оно было в реализации проекта не столь весомое, как сегодня.
– Есть у директора любимый экспонат?
– Их много, в том числе и пассажирский паровоз С68. Он построен на Невском заводе в 1917 году. В те
годы это были самые скоростные пассажирские локомотивы . Ездили со скоростью 115 км/час. И еще одна примечательность именно этого паровоза. В 1918 году он вел состав из Петербурга в Москву с правительством. Может быть, поэтому он уцелел. С 1960 года использовался в качестве котельной установки. Нам его продали как металлолом. Наши специалисты вернули ему жизнь. Сегодня его можно затопить и он поедет.
– Музей впечатляет своей масштабностью. По сути, это настоящая железнодорожная страна всех времен и народов.
– Вы правы. На площади более 57 тысяч квадратных метров создана железнодорожная страна прошлого, настоящего и будущего. Страна паровозов и людей. Страна для детей и взрослых.
Сегодня музей является не только самым большим среди аналогичных музеев в России, но и одним из крупнейших в Европе.
Вся экспозиция разделена на две части: одна находится под открытым небом, вторая – в помещении. Старое паровозное депо и современный корпус соединены между собой подвесной галереей и органично вписались в архитектуру комплекса.
Мы завершили формирование основной экспозиции. Паровозы, тепловозы, электровозы, вагоны – 119 единиц техники. В арсенале музея свыше 3,5 тыс. экспонатов, 44 интерактивные и мультимедийные инсталляции. Современные технологии превращают новый музей в увлекательный парк развлечений для всей семьи.
В залах представлены не только раритетные исторические модели, но и действующие современные составы. Благодаря мультимедийным инсталляциям, которые словно рентген просвечивают металлическую громаду, самые интересные экспонаты можно увидеть не только снаружи, но и изнутри. Для желающих доступен тренажер машиниста локомотива, выполненный в полном соответствии с реальной кабиной. Попробовать собственноручно управлять тепловозом могут как взрослые, так и дети. Всего предусмотрено шесть различных сценариев движения. Наши гости имеют возможность узнать много нового не только о техническом преобразовании стальных магистралей за прошедшие 183 года, но и об их развитии в будущем.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Большая работа проводится в профориентационном направлении. У нас работает специальный детский центр, где проходят музейно-игровые занятия и тематические мастер-классы для юных посетителей от трех лет. В процессе дети знакомятся с правилами поведения на железной дороге, новыми для них профессиями, изучают историю железных дорог России, разгадывают загадки и задачки и, конечно, играют.
– В музейном комплексе реализуется специальная программа мероприятий к значимым датам и государственным праздникам. Как отмечали главный праздник года – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне?
– Еще за год до 75-летия Великой Победы Музей железных дорог России специально к этой дате планировал открытие выставки, посвященной работе военно-санитарных поездов, сыгравших значительную роль в деле победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Выставка подготовлена совместно с Военно-медицинским музеем Министерства обороны РФ, который предоставил вещи, связанные с деятельностью военно-санитарных поездов, в частности, знаменитого поезда № 312 и его коллектива, вошедшего в историю войны благодаря выдающейся работе. Эта история отражена в знаменитой повести ленинградской писательницы Веры Пановой «Спутники» и ее последующих экранизациях.
К сожалению, из-за эпидемиологической ситуации музей скорректировал планы, и выставка «Поезда милосердия» определенное время работала виртуально.
– Владимир Алексеевич, будучи железнодорожником, ваш дедушка погиб во время войны. Реликвии в семье остались?
– Дедушка (по маминой линии) работал главным кондуктором на станции Ленинград-Сортировочный-Московский. У меня сохранился его профсоюзный билет, в котором значится: на железную дорогу пришел в 1905 году. И платил взносы до 1941 года, пока не погиб. Поезд разбомбили, и вся поездная бригада погибла. Их привезли и похоронили на Пискаревском кладбище. В семье остался только этот билет. Со временем, наверное, передам его музею.
– Спустя три года после открытия музея можно сказать, что создание этого комплекса оправданно?
– Главным критерием я считаю то, что нас признали посетители и музейное мировое сообщество.
В ходе ежегодной конференции Европейского музейного форума, который проходил в Сараево, в Боснии и Герцеговине, музею вручили диплом «За особые достижения Музея железных дорог России как музея, ориентированного на посетителей». За три года музей посетили более 700 тысяч человек. Важно, что мы вошли в число самых востребованных музеев Петербурга. Нас признали на общероссийском и международном уровнях. Мы стали членами российского и международного союза музеев. По итогам участия в международной конференции железнодорожных музеев RAILCONF (Сидней, Австралия) музей получил право провести V, юбилейную, конференцию железнодорожных музеев мира в 2021 году. Так что надеемся, эпидемиологическая ситуация не помешает нам встретиться с коллегами.
– Есть планы дальнейшего развития?
– Музей – живой организм и без развития не может существовать, а тем более когда ему всего три года.
Прежде всего мы должны разобраться с техникой, которая ожидает ремонта в Шушарах. А там около ста экземпляров. Будем постепенно производить ремонт в наших мастерских. Думаем запустить ретропоезд от музея до Шушар с проведением экскурсий.
Есть планы построить выставочно-лекционный зал 800 кв. метров.
Все планы раскрывать не буду, но их много. Учитывая, что нас поддерживает руководство компании, у Музея железных дорог России жизнь только начинается.
Возрастное ограничение 0+
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (6796) от 30.10.2020 под заголовком «Путешествие в прошлое и будущее».
Комментарии