Жесткая реакция. Как Китай ответил на заявления президента США про защиту Тайваня

Во время недавно закончившегося азиатского турне глава Белого дома Джо Байден заявил, что американцы готовы задействовать военную силу для защиты Тайваня в случае необходимости. Эта риторика ожидаемо вызвала ответную жесткую реакцию Пекина.

Жесткая реакция. Как Китай ответил на заявления президента США про защиту Тайваня | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Свое воинственное заявление Байден сделал 23 мая во время совместной пресс-конференции с премьер-министром Японии Фомио Кисидой в Токио. В частности, он ответил утвердительно на вопрос журналиста, готов ли Белый дом задействовать войска для оказания Тайваню помощи в случае необходимости. «Да. Мы взяли на себя такое обязательство», — заявил Байден, не уточнив, что это за обязательство. При этом он признал, что США согласились с политикой «одного Китая». Однако, подчеркнул президент Соединенных Штатов, это не означает допущения силового изменения статуса Тайваня.

«Идея о том, что его (Тайвань. — А. К.) можно захватить силой, ­просто неприемлема. Это дестабилизирует весь регион», — сказал глава Белого дома. При этом он отметил: «Мы по‑прежнему привержены поддержанию мира и стабильности в Тайваньском проливе, а также намерены не допустить изменения статус-кво в одностороннем порядке… Китай уже играет с огнем, подлетая так близко к Тайваню и проводя все эти учения».

Уже через час после слов Байдена МИД Китая выразил протест, призвав Вашингтон быть осторожнее в словах. Об этом на брифинге заявил официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь. «Китай выражает резкое недовольство и решительное несогласие с заявлением США. Тайвань — неотъемлемая часть территории КНР, тайваньский вопрос является сугубо внутренним делом Китая, и никакое внешнее вмешательство недопустимо», — сказал дипломат. Он подчеркнул, что по вопросам территориальной целостнос­ти и суверенитета Пекин не идет ни на какие уступки и компромиссы и имеет возможности защитить свои интересы. «Мы настоятельно советуем американской стороне надлежащим образом соблюдать принцип «одного Китая» и положения трех китайско-американских совместных коммюнике, а также придерживаться важного обязательства — отказа от поддержки так называемой независимости Тайваня», — отметил Ван Вэньбинь.

Пекин также рекомендует Вашингтону быть очень осторожным в комментариях по тайваньскому вопросу и не посылать ложных сигналов, чтобы не допустить ухудшения ситуации в Тайваньском проливе и не нанести серьезного ущерба китайско-американским отношениям, добавил представитель МИД.

По сообщению управления морской безопасности на Хайнане, китайские военные учения в Южно-Китайском море начались в четверг и будут продолжаться до начала следующей недели. СМИ Поднебесной сообщили, что в среду над этим районом был совершен пролет парой дальних бомбардировщиков H-6, способных нес­ти ядерные заряды. Китай претендует практически на все Южно-Китайское море, хотя Бруней, Малайзия, Филиппины и остров Тайвань также претендуют на аналогичные права. Министерство обороны КНР заявило, что миссия в Японском море является «рутинной тренировкой» и что она «соответствует применимым нормам международного права и международной практики и не направлена против какой‑либо стороны». Тем не менее, как отмечает CNN, эти учения проводятся в то время, когда президент Байден посещает Южную Корею и Японию, а также встречается с представителями альянса Quad, состоящего из США, Австралии, Индии и Японии с целью создания «свободного и открытого» Индо-Тихоокеанского региона.

Эксперты полагают, что США используют Тайвань в качестве раздражителя для Китая и одновременно инструмента для сдерживания, так как под этим предлогом могут сулить Пекину всевозможные санкции. «Очевидно, что никакой прямой угрозы Тайваню сейчас нет, и в КНР никогда не заявляли, что собираются начинать какую‑либо военную операцию. Однако США заинтересованы выставить Китай агрессивной страной, поэтому исподволь и толкают его на допущение возможности применить силу против острова», — считает директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов. При этом он отмечает некорректность попыток Вашингтона проводить параллели между ситуациями на Тайване и на Украине. «У Тайваня и Украины разная природа конфликта. Тайвань никогда не высказывал каких‑то негативистских и очевидно нацистских лозунгов против Китая, поэтому ситуации абсолютно не похожие. Более того, Китай давным-давно решил для себя, что тайваньскую проблему будет решать постепенно, путем мирного воссоединения. США, по‑видимому, пытаются навязать им ускоренный вариант, чтобы затянуть КНР в долгосрочный конфликт и тем самым ослабить ее», — поясняет аналитик.

В свою очередь директор Цент­ра исследований Восточной Азии и ШОС Александр Лукин выразил мнение, что США используют тактику заявлений по Тайваню для сдерживания Пекина. «Основное внимание Соединенных Штатов сегодня пока отвлечено на другие регионы мира, однако упускать из вида Азиатско-Тихоокеанский регион там не хотят, хотя и не имеют возможнос­ти заняться им полноценно. Поэтому, скорее всего, делая заявления о поддержке Тайваня, они тем самым пытаются Китай испугать и не допус­тить у него мысли атаковать интересный американцам Тайвань. Хотя в экспертных кругах есть мнение, что у КНР сейчас для такой операции довольно неплохие шансы», — отмечает он. При этом если все же Китай будет вынужден реализовывать военный сценарий, то Соединенным Штатам придется посылать Тайваню свои войска, авиацию и флот, добавляет эксперт.

«Своим ответом на острый вопрос Байден толкает Тайвань действовать более решительно. А именно — усиливать мобилизационные процессы в вооруженных силах и среди населения, главным мотивирующим фактором для которого является мнимая поддержка войны против Китая со стороны США и союзников», — говорит китаист Николай Вавилов. «Таким образом, Байден в очередной раз усиливает хаотизацию американского дипломатического дискурса и фактически дает расширенную трактовку американского акта об отношениях с Тайванем, который не подразумевает направление на остров вооруженных сил США, а предполагает поддержку Тайваня лишь материально-техническими и иными способами», — поясняет эксперт.

«Особый фон для заявления Байдена создает его турне по военным союзникам в Восточной Азии — Корее и Японии, а также встреча с участниками военного партнерства Quad. Кстати, они уже открыто заявляют, что цель союза — сдерживать Китай», — отмечает китаевед. «Так, своим заявлением американский президент провоцирует Тайвань и Китай на военное столкновение, а также пытается через эскалацию добиться формирования более тесного военного союза в Восточной Азии под эгидой США», — резюмирует эксперт.

#Китай #США #политика #международные отношения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 94 (7177) от 27.05.2022 под заголовком «Жесткая реакция».


Комментарии