Завизировать «цифрой»: зачем россиянину нужна электронная подпись?
Современные технологии не стоят на месте — сейчас большую часть услуг, включая и некоторые процедуры процесса трудоустройства и работы, можно получать удаленно с использованием цифровых сервисов. Но если есть желание применять электронную подпись, надо заранее оценить целесообразность такого шага и выбрать тот ее формат, который потребуется именно вам.
ФОТО Leon Seibert on Unsplash
В чем основной плюс использования электронной подписи? Она позволяет получить доступ ко всем возможностям портала «Госуслуги», фактически исключая необходимость личного присутствия в государственных учреждениях и органах власти. Помимо этого даже физические лица могут использовать ее для обмена документами с различными ведомствами и партнерами.
Пример? Вы получили статус самозанятого (а он, как известно, может действовать параллельно со статусом наемного работника) и оказываете услуги работодателю, находящемуся в Москве. По итогам месяца тот составляет акт о выполненных работах, необходимый для выплат за ваш труд. И подписать его надо «живьем». Как это сделать? Ехать в столицу? Отправлять по обычной почте или курьером? Дорого или долго. А если подписывать «цифрой» — быстро, просто и надежно.
«Ключевое преимущество электронной подписи перед обычной состоит в том, что с ее помощью все можно делать дистанционно, — говорит по этому поводу эксперт Алексей Сабликов. — У сотрудников нет необходимости приходить в офис и тратить время на подписание документов. А фрилансерам не надо ждать курьеров или идти на почту, чтобы отправить подписанные акты, приложения и прочие бумаги». Но…
Электронная подпись может быть трех видов. Простая, усиленная неквалифицированная (УНЭП) и усиленная квалифицированная (УКЭП). И если первая в использовании довольно ограничена, последняя — фактический аналог «живой» собственноручной подписи, позволяющий производить все нужные действия. С ее помощью физические лица могут подавать заявления, запросы и декларации в государственные органы. Получать ИНН, оформлять сделки с недвижимостью и вносить сведения в ЕГРН. Подавать документы для поступления в вуз. Регистрировать ИП или юридическое лицо. Подписывать договоры о приобретении или продаже транспортного средства и удостоверять операции о постановке на учет или снятии с него. А также подавать обращения в суд, распределять пенсионные накопления и многое другое. «Когда мы предоставляли работникам право выбора, многие из них сразу же решили, что хотят получить УКЭП для того, чтобы использовать ее не только на работе, но и в обычной жизни», — говорит Татьяна Нечаева, старший юрист по трудовому праву и договорной работе hh.ru. И это, по ее мнению, правильно, потому как позволяет получить удобный инструмент и для того, чтобы обмениваться кадровыми документами, и для решения личных вопросов.
После получения сертификата УКЭП нужно настроить рабочее место на компьютере и установить программу для создания, шифрования и работы с электронной подписью, а затем — проверить работоспособность сертификата на «Госуслугах». Для этого надо зайти на портал через компьютер и найти в меню учетной записи раздел «Настройки и безопасность». А затем войти в раздел «Электронная подпись» и найти оформленные на вас сертификаты, которые можно использовать. Если вся нужная информация есть — перед вами открываются новые возможности современного цифрового мира.
Кому рекомендуют обзавестись УКЭП, оформление которой стоит не только некоторых организационных усилий, но и нескольких тысяч рублей? Да, на ряде предприятий такую электронную подпись работникам оформляют за счет работодателя. Но если в их число вы не входите, сделать это можно и самостоятельно, за свой счет. Эксперты советуют: если собираетесь обмениваться документами с каким‑нибудь работодателем раз в год, а все остальное время держать записанную на флешку УКЭП без дела, вряд ли эта «овчинка» стоит выделки. «Это все равно что купить супермощный ноутбук для просмотра роликов в Интернете, — резюмируют опытные специалисты. — Но если вы намерены использовать электронную подпись по полной и применять ее часто, потраченные на оформление УКЭП деньги можно «отбить» в течение нескольких месяцев». Не говоря уже про удобство ее использования.
У этого вида электронной подписи есть и еще одно неоспоримое преимущество, важное и для работы, и в целом для жизни. В отличие от «бумажной» усиленную квалифицированную невозможно подделать… Если, конечно, носитель с нею правильно хранится и доступ к ней полностью контролируется владельцем. А еще электронная подпись помогает ему более осознанно подходить к процессу подписания тех или иных документов, поскольку в этом случае он напрямую связан с такими понятиями, как информационная безопасность и цифровая гигиена. Ведь если росчерк пера можно поставить, как говорится, не глядя, подписать ту или иную важную бумагу «цифрой» уже сложнее — УКЭП оставляет время для того, чтобы подумать.
Читайте также:
Ключ с возможностью передачи. Какие опасности таит «абсолютно надежная» цифровая электронная подпись
МФЦ со служебного входа. Как устроена система, обеспечивающая предоставление сотен госуслуг
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122 (7944) от 09.07.2025 под заголовком « Завизировать «цифрой»».





Комментарии