2Vtzqv4Hz9U

Заточение Европы. Как страны ЕС борются со второй волной COVID-19?

Осень-2020 в самых разных частях планеты несет с собой новую волну коронавирусной инфекции. Страны Европейского союза (ЕС) оказались также затронуты этим недугом. Очевидно, последствия не заставят себя ждать...

Заточение Европы. Как страны ЕС борются со второй волной COVID-19? | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Вторая выше первой

Когда COVID только появился на «европейском небосводе», верховный представитель ЕС по внешней политике Жозе Боррель справедливо заявил, что «для ЕС наступает время испытаний, даже время проверки на жизнеспособность». Сегодня эта фраза выглядит еще актуальнее, чем полгода назад.

Еще в середине года многие европейские эксперты, включая известных медиков, предрекали пресловутую вторую волну. Они, увы, не ошиблись... На 7 ноября в Европе зафиксировано более 12 млн случаев инфицированных и более 300 тысяч жертв.

Когда первая волна коронавируса, казалось, начала спадать, в странах ЕС разделили пространство на зеленую, оранжевую и красную зоны; к зеленой, например, относили территории, где ежедневно выявляли менее 25 инфицированных, а доля положительных тестов на коронавирус из общего количества не превышала 3%. Сегодня ответственные медицинские инстанции Старого Света констатируют, что зеленые зоны в ЕС уже не существуют. В большинстве европейских стран давно превзойдены весенние рекорды. Продолжает расти количество людей, умерших «благодаря» коронавирусу. В Британии это коснулось 47,5 тысячи человек, в Италии, Франции и Испании уже более 40 тысяч. А вот страной, у которой на сто тысяч человек самые наихудшие показатели, оказалась скученная, хотя и весьма богатая Бельгия. Даже здесь не хватает мест в госпиталях и больницах. Знакомый преподаватель физики из Брюсселя пишет, что в стране уже просто нет возможности нормально лечиться в специализированных больницах. А в столичном регионе Испании уже в октябре в ковидных отделениях было занято до 40% свободных мест.

Средний возраст умирающих в больнице от ковидной инфекции в зоне ЕС – 81 год. 58% из них мужчины. В основном это люди, страдавшие также воспалением легких, кардиососудистыми проблемами и диабетом. 88% всех скончавшихся – это люди, которым было более 65 лет, и 95% из них – лица, имевшие серьезные проблемы со здоровьем.

И снова – ограничения

Во французском языке относительно нового локдауна используется термин reconfinement. Этот термин может означать повторное ограничение (заточение). Думается, данный термин даже более правилен и логичен при описании происходящего, чем наша «самоизоляция». На самом деле, как только в странах ЕС коронавирусная кривая пошла резко верх, подтверждая прибытие второй волны, начался новый этап ограничений.

Конечно, данные решения принимаются строго на национальном уровне и  отличаются в разных странах. Каждый «участник забега» одолевает дистанцию согласно собственным способностям и возможностям. Первой на повторное «заточение» еще в середине октября пошла небольшая Ирландия, где гражданам предметно указали на то, что покидать свои жилища можно только в экстренном случае. Вслед за этим схожие меры стали принимать и в других странах Старого Света. Как отметил в данной связи глава бельгийского правительства Александр Де Кро, «это меры последнего шанса, дабы избежать разрушения системы здравоохранения под громадным давлением».

Французская Республика вновь пошла на изоляцию населения с закрытием множества общественных и культурных учреждений и переводом максимального числа работающих на дистанционную форму, а также с наличием комендантского часа. В отличие от весеннего периода на этот раз решено не закрывать школы, разрешена работа промышленных предприятий, строительных компаний, не ставится под вопрос деятельность в сельском хозяйстве. Разрешено даже посещение проживающих в домах престарелых граждан. Получается, таким образом, что «заточение» далеко не тотальное.

В «стране номер один» ЕС – Германии – с начала ноября было решено закрыть развлекательные заведения: театры, концертные залы, музеи. Приостановлены ярмарки, функционирование спортивных клубов, бассейнов. То же касается немецких ресторанов и знаменитых пивных баров.

Власти многих стран – членов ЕС, как больших, так и малых, ввели режим комендантского часа в ночное время и одновременно заметно увеличили штрафы за нарушение масочного режима. Как верно замечает глава португальского правительства Антониу Кошта, «ситуация тяжелая и более критичная, чем мы пережили во время первой фазы пандемии».

Впрочем, не везде строгие меры господствуют. Как и в начале года, выделяется своими свободами Швеция. Да, региональные власти там рекомендуют людям избегать посещения крупных магазинов и общественного транспорта, но при этом, как пишут зарубежные журналисты, в стокгольмском метрополитене абсолютное большинство пассажиров ездят без масок. Это потому, что агентство общественного здоровья данную меру не рекомендовало, считая ее ненужной. В общем, конечно, с некоей долей иронии, можно сказать, что в Европе справляются во второй волной пандемии по принципу «кто в лес, кто по дрова»...

Есть ли у «единой Европы» единый ответ?

Если от распространения пандемии страдают отдельные европейские государства, значит, кризис касается и всего Евросоюза. Введение новых, пусть и более мягких, национальных карантинных режимов приведет, скорее всего, к продолжению рецессии европейской экономики в целом. Опубликованный в прошлом месяце МВФ прогноз говорит, что в целом в текущем году европейскую экономику ждет давно не виданное падение более чем на 8%. Поскольку режим локдауна усиливается, итоговая цифра по результатам 2020 года может быть еще более крупной.

Сегодня многие европейцы надеются на скорейший запуск в массовый оборот вакцины. ЕС заключил контракты уже с тремя транснациональными фармацевтическими структурами, речь идет потенциально о сотнях миллионов доз. Как отмечает французский сенатор Давид Ассулин, «без эффективной и безвредной вакцины побороть COVID в скорой перспективе вряд ли возможно».

Безусловно, одобренный в этом году план экономического подъема, в общей сложности рассчитанный на 750 млрд евро, представляет собой важный «антикоронавирусный» козырь. Принятие этого плана строилось в том числе и на введении на национальных уровнях аналогичных государственных планов по подъему национальной экономики.

Но не менее важно и то, что в ЕС продолжают искать и другие варианты. Совсем недавно, в ноябре, Европейский парламент дал «зеленый свет» общему бюджету ЕС на 2021 – 2027 гг., разработанному исполнительной властью ЕС. Значительная часть коммунитарного бюджета, не менее 540 млрд евро, предназначена на поддержку различных секторов трудящихся, предприятий и отдельных стран, как раз в условиях санитарного «чрезвычайного состояния».

Исполнительные и представительные учреждения ЕС солидаризировались с предложениями по формированию «Европейского союза здравоохранения». Многие в структурах Евросоюза осознают, что во время первой фазы пандемии характер солидарности между странами – членами союза был не на самом высоком уровне. Новые инициативы имеют целью в будущем более эффективным способом противостоять коллективным «санитарным угрозам», содействовать фармацевтической независимости стран ЕС от внешнего мира и установить практику более комплексного медицинского сотрудничества между самими странами – членами ЕС, В принципе стратегически речь идет о задаче продвижения к единой панъевропейской фармацевтике.

Отметим также, что фонды и другие структуры ЕС выделяют ресурсы на покупку «быстрых тестов», инициируют процесс гармонизации европейских норм в области медицины, содействуют организации прямых контактов между национальными министерствами здравоохранения. Бесспорными кажутся слова председателя Европейского совета Шарля Мишеля, что «только сам дух солидарности и ответственности... позволит привести к окончанию кризиса COVID-19».

В поисках новых идей

В российских СМИ регулярно проходит информация о манифестациях и маршах европейских «несогласных» с новыми ограничительными мерами национальных правительств. В самом деле, в разных частях Европы, от Праги и Берлина до Афин и Лиссабона, проходят подобные акции. В них принимают участие люди разных возрастов, которые протестуют против правительственных мер, считая, что они нарушают права человека, ставят под вопрос свободу экономической деятельности и наносят ущерб системе социального обеспечения, делая ее более дорогостоящей и дефицитной. Политически данные акции могут быть окрашены в самый разный цвет, но эксперты отмечают, что по большей части за их осуществлением стоят активисты крайне правой ориентации.

То, что в европейских странах объективно растет число «ковид-диссидентов», думается, реальность современной Европы. Но все-таки большинство европейцев скорее разделяют озабоченность национальных правительств и инстанций ЕС и готовы ради спасения здоровья своей семьи и близких поступиться некоторыми традиционными правами и обычным образом жизни. Опросы показывают: до 80% французов в целом согласны на повторное «заточение», 62% британцев также приветствуют национальный карантин, явно более половины жителей Германии в свою очередь одобрили действия национального правительства по пути к частичной самоизоляции. Разумеется, европейская общественность исходит при этом из надежды, что данные меры будут носить временный характер.

Одновременно в политических кругах Старого Света, как это было и в первой половине 2020 года, ведутся дискуссии о том, каким именно образом «единая Европа» могла бы успешнее преодолеть коронавирусную беду. Партии левого фланга настаивают на необходимости более смелого привлечения гражданского общества к преодолению негативных последствий коронавируса, на повышении социальных расходов и размера минимальной заработной платы на национальном уровне. Популярна в левых кругах ЕС и тема «зеленой экономики», которая могла бы стать альтернативой нынешнему экономическому развитию Старого Света и привела бы также к большему вниманию к развитию общественных служб, включая здравоохранение.

Либеральные и правоцентристские круги ЕС в свою очередь призывают к более глубокому взаимодействию с внешними партнерами в санитарной и фармацевтической сферах (в частности, с Соединенными Штатами и Японией). Эти политические силы акцентируют внимание на различных формах частно-государственного партнерства, предлагают свои варианты оказания содействия малым и средним предприятиям, вновь ставят вопрос о сокращении налогов, что должно помочь национальным экономикам двигаться вперед. Очевидно, что в следующем году данные дискуссии будут продолжены, а избиратели на выборах разного уровня выскажут свое мнение о том, по какому же пути должна пойти Европа в новой, ранее невиданной, ситуации.

#коронавирус #Мир #ограничения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (6810) от 20.11.2020 под заголовком «Заточение Европы».


Комментарии