Залузгать стресс. Как развивается рынок семечек в России?
Хотите расслабиться и что‑то обдумать — пощелкайте семечки. Хотите успокоиться и отвлечься — тоже пощелкайте. Признак дурного тона, говорите, Булгакова цитируете? Мол, семечки — «мерзость, которая угрожает утопить нас в своей слюнявой шелухе»?.. Так мы же не в общественном месте предлагаем это делать! Тем более что и времена меняются, и нынче психологи уверяют, что с помощью такого лузганья даже со стрессом можно справиться. Потому как процесс этот — сродни медитации.
Сколько семечек за свою жизнь нащелкал китайский художник Ай Вэйвэй, неведомо. Тем не менее именно они вдохновили мастера на создание уникальной «картины» — 100 миллионов семечек сделаны им из фарфора. / Фото SASCHA STEINBACH/EPA/ТАСС
Плевое дело
В прошлом остались «семки» в кульках, свернутых из старых газет. Нынешний товар — семечки, обработанные и расфасованные промышленным путем. В прошлом году россияне нащелкали их аж 122 тысячи тонн — почти на три тонны больше, чем в допандемийном 2019 году. По утверждению экспертов, именно пандемия коронавируса, а точнее, карантин и самоизоляция подняли потребительский спрос на снеки вообще и на семечки в частности.
Само слово «снек» (snack) значит «легкая закуска». То есть продукты для быстрого и легкого утоления голода — несложная еда, употребление которой происходит между делом, на ходу.
Ровно 85 лет назад ведущие мировые производители снеков объединились в свою профессиональную организацию. Сейчас в нее входит около сотни компаний, выпускающих чипсы, мюсли, мясные и сырные снеки, сушеную рыбку и кальмары, сухофрукты и весь спектр кукурузного «перекусона» — попкорн, хлопья и иже с ними. Международная классификация включает также шоколадные батончики и печенье, которые в России традиционно относят к кондитерским изделиям.
Семечки тоже входят в международный классификатор. Но только лущеные — очищенные от скорлупок ядрышки, «обогащенные» разными ароматизаторами — цитрусовым, например, или клубничным, или ванильным. Добавляют к ним еще энергетики, в частности таурин. Нелущеные семечки, со скорлупой — это исключительно «снек по‑русски».
В свое время несколько наших предприятий попыталась подвести свою семечковую продукцию под международные стандарты, скопировав технологию у производства арахиса в глазури. Изыски подняли стоимость конечного продукта в несколько раз, но в торговле он массового потребителя не нашел. Сегодня по аналогии с солеными сухариками и чипсами небольшими партиями выпускаются жареные семечки со вкусом бекона, сыра, грибов, говядины. Но объемы производства настолько малы, что обнаружить товар в супермаркетах не так‑то и просто.
Десятилетиями лузгая семечки, россияне не задумывались о сортах и калибровке подсолнуховой детки. Со временем выяснилось, что семечко семечку рознь. То, из которого делают подсолнечное масло, — масленичка — мало пригодно для «лузгального» времяпровождения. Масленичка — семечко маленькое, пресное, травянистое, плохо чистится и не может похвастать приятным вкусом.
В советские времена наши селекционеры вывели три особых сорта подсолнечника для кондитерских целей: СПК (так и расшифровывается: «сорт подсолнечника кондитерский»), «Лакомку» и «Пузанок». Получили крупные калиброванные семечки. Позже на их основе было выведено немало других сортов.
Сырья для производства фасованных семечек хватает не всегда. Ведь немалая часть калиброванных зерен уходит кондитерам. Востребованными теперь семечки стали и у хлебопеков. Тогда производители семечек-снеков идут на хитрость: вместо кондитерских фасуют семена масличного подсолнуха.
Из печки — лучше
Из всех снеков семечки оставались самым демократичным по цене продуктом. Но уже в прошлом году вслед за взлетевшим в цене подсолнечным маслом заметно подорожали и фасованные семечки. Спрос на них стал падать.
«Чистую» долю семечек на снековом рынке эксперты не просчитывали. Их часто отправляют в соседство к орешкам и выводят «общий знаменатель» — 10 %. Чуть больше — 15 % занимают сухарики, а вместе с ними сухое печенье (крекеры, галеты). Немалая популярность у мясных и морских закусок — 28 – 30 %. Но большая часть рынка — почти 50 % — принадлежит чипсам.
В Советском Союзе первые чипсы появились в 1963 году. Производство было налажено в Москве на предприятии «Моспищекомбинат № 1». Продукт назывался «Хрустящий картофель (в ломтиках). Московский». Выпускался он упакованным в пакетики по 50 граммов, цена пакетика — 10 копеек. В провинции, даже в крупных областных городах, ничего подобного не производилось. Поэтому пакетик хрустящей картошки был удачным московским гостинцем.
Первые чипсы зарубежного производства в Россию завезли в середине 1990‑х годов. И на них подсела вся страна — от мала до велика. Хотя уже были известны результаты научных исследований, признавших чипсы (а вместе с ними и соленые орешки, гамбургеры, хот-доги, шоколадные батончики, газированные напитки) джанкфудом, то есть «сорной едой».
Отказаться от чипсов, если они стали почти ежедневным удовольствием, не так‑то просто. Зависимость от них сродни наркотической — это доказали немецкие ученые. Но как «отключить мозг» от неконтролируемого употребления вредной пищи, об этом пока еще никто не сообщает. Есть только несколько рекомендаций.
• Если никак не отказаться от чипсового удовольствия, то хотя бы не ешьте эту картошку вприкуску с какими‑нибудь напитками.
• Чтобы облегчить состояние организма после столь «замечательного» продукта, выпейте стакан кефира. Это поможет восстановить микрофлору желудка.
• Откажитесь от чипсов с потемневшими краями. Это признак некачественного продукта.
• Безопасная доза картофельных чипсов — 50 – 100 граммов. В неделю!
Впрочем, как отмечают в маркетинговых службах торговых сетей, спрос на традиционные картофельные чипсы — обжаренные в масле — снижается на протяжении последних трех-четырех лет. Даже во время пандемийного «заключения» этот спрос не показал никакого роста.
Зато настоящий потребительский интерес вызвала новинка, предложенная производителями, — чипсы «из печи». Технология производства предусматривала не обжарку картофеля, а выпечку. И обещала сделать продукт чуть ли не обезжиренным, диетическим. Почти так и получилось. Жиров в выпечных чипсах — 16 граммов на 100 граммов продукта, из них насыщенных — 1,7 грамма. В традиционных же на 100 г чипсов — 100 г жира. Из которых целых 13 граммов — насыщенные. А вот калорийность у обжаренных и выпечных одинаковая.
ЗОЖ и «сладкая бомба»
«Чтобы снеки приносили пользу, нужно сделать стилем жизни ЗОЖ-перекусы», — советуют диетологи. ЗОЖ, если кто подзабыл, это «здоровый образ жизни». Часто полезные снеки по сравнению с теми же чипсами кажутся пресными, невкусными.
Дело в том, что вкусовые рецепторы современного едока буквально перенасыщены усилителями вкуса, которые добавляют в обычные снеки. «Рецепторы должны пройти реабилитационный период, вспомнить себя прежними», — внушают диетологи. И обещают, что вскоре все, кто всерьез переориентировался на ЗОЖ-перекусы, поймут, насколько истинное удовольствие могут приносить натуральные продукты.
Все так. Жаль только, что на полках наших магазинов — тех, куда мы наведываемся чуть ли не каждый день, ЗОЖ-снеки — редкость. Разве что батончики-мюсли можно отнести к этой категории?
Одни называют их современной диетической едой и здоровой возможностью перекусить. Другие — лакомством нового поколения. Третьи — «сладкой бомбой» или продуктом-оборотнем.
Продукт этот, близкий к привычному для нас формату и рецептуре, был задуман как лечебное питание в самом конце XIX века швейцарским врачом Максимилианом Бирхером-Беннером. Его еще называют «пионером диетологии».
Возможно, те, старо-стародавние, батончики и в самом деле были чрезвычайно полезны. Но нынешние, покупные, вряд ли… Во-первых, это высококалорийная пища. Во-вторых, в них очень много сахара. В-третьих, для удешевления продукта производители не гнушаются использовать некачественные жиры. И, наконец, искусственные стабилизаторы, красители и ароматизаторы — тоже не исключение в современных батончиках-мюсли. В самом деле, чем не «сладкая бомба»?
Однако маркетологи призывают не спешить с выводами. Предлагают рассматривать современные батончики-мюсли не как диетический продукт, а как сладкий и очень вкусный десерт. Скорее всего, именно этот пока еще официально не признанный статус и обеспечил продукту «устойчивую позицию в портфеле покупок россиян».
И более того, подметили маркетологи, спрос на батончики-мюсли увеличился во время вынужденного сидения наших сограждан на дистанционке. Особенно на батончики в то время налегали студенты и женщины возраста 30+.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 59 (7142) от 04.04.2022 под заголовком «Залузгать стресс».
Комментарии