Закопали жало войны. Как осы «подружились» с человеком

Каждый из нас знает: это черное с желтыми полосками насекомое лучше обходить стороной. Сама его окраска уже предупреждает потенциального охотника: «Опасно! Не подходи!». Хотя на самом деле осы полезны, они уничтожают изрядное количество вредителей.

Закопали жало войны. Как осы «подружились» с человеком | ФОТО Daniele Barison on Unsplash

ФОТО Daniele Barison on Unsplash

В природе много видов этих насекомых, но в наших краях обитают пре­имущественно бумажные осы. Так они называются потому, что сооружают шарообразные гнезда из бумаги, которую «вырабатывают» сами, пережевывая и смачивая клейкой слюной волокна древесины.

Несколько лет осы селились у меня в гараже, строя жилища в темном углу. Однако как‑то весной обосновались в сарае, где была моя мастерская и хранился хозяйственный инвентарь. Причем подвесили гнездо на балке крыши, недалеко от входа, прямо над верстаком, на котором я работал.

Едва я или кто‑то из домочадцев появлялся в сарае, осы роем набрасывались на каждого и больно жалили. Чтобы избежать укусов, приходилось даже надевать перчатки и накомарник. Неприятно, но что делать; изгонять их, сбрасывая гнездо, не хотелось. Конечно, если я сидел или стоял неподвижно, осы успокаивались. Но я‑то приходил в мастерскую по делу: за инструментом, для того чтобы что-то сделать, отремонтировать. Словом, все время в движении.

Поначалу меня пытался «защитить» наш семейный любимец спаниель по кличке Грозный. Как только осы набрасывались на меня, пес начинал громко лаять и пытался схватить их пастью. Но однажды оса ужалила его в нос, Грозный с воем ретировался и с тех пор даже близко к сараю не подходил. Мало того, один только вид приближавшихся к нему насекомых обращал его в паническое бегство. Мои домочадцы тоже старались обходить сарай стороной, а когда им был необходим инвентарь, отправляли меня. Ведь я был в накомарнике!

Стало немного легче, когда у ос появилось потомство: это было заметно по тому, что они ловили на огороде насекомых и несли их в гнездо. Занятые столь нелегким трудом, осы стали меньше обращать внимания на меня. Но только на меня. На всех остальных, рискнувших появиться в сарае, по‑прежнему нападали.

Постепенно я стал замечать, что мое появление совсем перестало интересовать ос. И, хотя и с опаской, осмелился снять накомарник. Убедившись же в безопасности, больше не надевал его. Мало того, даже когда я оказывался на их пути к гнезду, насекомые просто облетали меня, как огибали бы мешающий им предмет.

Окружающие удивлялись: как это я сумел «подружиться» с осами? Думаю, все просто: я чаще всех бывал в сарае, насекомые «убедились», что громадное чудище на двух ногах совсем не опасно для них, и потому оставили меня в покое.

…Миновало лето, наступила осень, забот у ос заметно убавилось; они все реже покидали гнездо. А когда заметно похолодало и на траве все чаще стала появляться молочно-голубая изморозь, они исчезли. Еще вчера были, а сегодня их и след простыл.

#осы #история #насекомые

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (7441) от 22.06.2023 под заголовком «Закопали жало войны».


Комментарии