За время вынужденной изоляции выпустили новый журнал «Авансцена»
Месяцы вынужденной изоляции мы провели по-разному. Одни до одурения смотрели телевизор. Другие разгребали залежи домашних антресолей и выкидывали залежалый мусор. Третьи «разбежались» по дачам и там счастливо дышали свежим воздухом. Нашлись, однако, и те, кто как раз за это время умудрился придумать и выпустить новый журнал. И не пустышку какую-нибудь глянцевую, а серьезное и стильное издание, которое приятно не только читать, но и просто держать в руках. Журнал называется «Авансцена». Подзаголовок к названию - «Диалоги с поющим сердцем».
ФОТО: pixabay
«Изначально мы задумывали журнал как исключительно театральное издание, - признается его учредитель Ирина Маленкина. - Хотели посвятить его воспоминаниям актеров старшего поколения. Но по мере подготовки материалов пришло осознание того, что понятие «авансцена» - передний край сцены - гораздо шире, чем только театральное. Это про тех, кто всегда на переднем плане! Спустя годы мы будем вспоминать это странное время, будут написаны книги, сняты кинофильмы... Возможно, и наш журнал тоже войдет в историю. Ведь и его рождение случилось вопреки всему: самоизоляции, экономическому кризису...»
Театральная концепция тем не менее сохранилась. И получился удивительный эффект: люди сцены, которые обычно живут в бешеном темпе - спектакли, репетиции, гастроли, вдруг оказались наедине с самими собой, со своими мыслями. Так возникла серия размышлений-исповедей. О себе в этом мире. О своей профессии. О судьбах театра после пандемии.
Камертоном стал монолог легенды Александринского театра народной артистки России Галины Карелиной.
«Мысли разные приходят на карантине, - пишет она. - Нам дана передышка, чтобы мы как следует подумали. Культура - это СВЕРХЦЕННОСТЬ... но она перестала быть культурой. Мы что-то мелкое и ничтожное защищаем... Театр стал отбивать желание жить. Бывает, смотришь: все так философски, так мудрено, а ничего не трогает. Я сейчас в искусстве ничего не понимаю. Я запуталась. Хочется убежать куда-то в пустыню... Но есть какие-то незыблемые вещи. Вечные! По которым, хоть это непросто, надо стараться жить...
Сейчас такое время, что будет многое убираться и многое возникать. Наступит новая жизнь. Какова она будет, эта жизнь?! Зависит от нас... Кто-то перекрасится, перепудрится и пойдет дальше. Кто-то всю свою жизнь пересмотрит - одумается, раскается».
Тревожный голос одного из корифеев нашей сцены прозвучал в момент, когда театр и без того переживает непростые времена. Увлечение формальными изысками, подавление актерской индивидуальности в угоду режиссерскому «выверту», подмена содержания трюком... И вдруг - стоп, машина! Как будто какой-то тайный демиург опустил занавес и призвал: постойте, всмотритесь в себя, вслушайтесь в собственное сердце! И, не будь этой проклятой пандемии, никогда бы мы не увидели этих беспощадных откровений...
Народная артистка России Татьяна Пилецкая: «Я с ужасом подумала, у нас же была премьера прямо перед всем этим кошмаром! А как теперь играть?.. Когда все это закончится, зритель в зал не побежит, это понятно. Значит, будет какая-то раскачка. Начнем репетировать старые спектакли, постепенно приглашать зрителей. Это все сразу не пройдет. У нас еще много испытаний впереди».
И спектакли онлайн, поначалу воспринятые как «наш ответ вирусу», спасение от изоляции, возможность для публики бесплатно приобщиться к шедеврам, вдруг оказались актерскому миру буквально «поперек души».
Директор Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова Кирилл Крок:«Онлайн-спектакль на пустой зал - это такое издевательство, с моей точки зрения, и над артистами, и над театрами».
Артистка Небольшого драматического театра Татьяна Рябоконь:«Театр онлайн похож на секс по телефону. Такой суррогат...».
Но в каждой - буквально в каждой! - исповеди (а имена-то какие - Анатолий Праудин, Сергей Паршин, Лариса Луппиан и многие, многие другие) - голос надежды: выстоим, победим, выйдем на сцену перед полным залом! Не вечно же будет этот морок! И уже - как будто взгляд туда, за горизонт - разговоры о новых планах, проектах, спектаклях...
Там же, «за горизонтом», в нормальной жизни, создатели журнала видят радости путешествий (Курск, Кострома, Литва), мир моды (визажист Александра Матвеева, автор «волшебных» шляпок Наталья Квасова), наслаждение живописью (частная галерея Валерии Елисеевой в деревне Кандикюля Ломоносовского района) или фотографией (фотовыставка «Изоляция» Николая Щеголева).
Но пока, увы, расслабляться рано. И - как тревожный набат - размышления тех, кто видит опасность не со стороны.
Главный врач клиники «Основа. Дети» Данил Симановский:«Пандемия ковида стала первым со времен Карибского кризиса глобальным стресс-тестом для всего мира... Человечество оказалось один на один с первобытным страхом и стучащим в висках адреналином инстинкта самосохранения...».
Заслуженный врач РФ заведующий отделением анестизиологии и реаниматологии городской многопрофильной больницы № 2 Андрей Бояркин:«...все это похоже на военные действия: борьба всего человечества с коронавирусом. Но я не живу на работе и не живу дома - прихожу только чтобы поспать, а утром снова в бой».
Общая опасность оказалась сплачивающим фактором. Идея журнала, буквально бросающего вызов изоляции, вдруг стала близка и понятна многим самым разным людям.
- Представьте себе, - делится руководитель проекта Мария Симановская, - верстку, корректуру и печать тиража нам сделали практически бесплатно.
Второй номер журнала должен выйти в октябре. Да, он будет уже другим - возможно, не столь пронзительным по своей исповедальности. Ведь ситуация к тому времени должна измениться к лучшему. И, значит, сами мы должны стать немножечко лучше.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (6731) от 31.07.2020 под заголовком «Исповедь без сцены».
Комментарии