За вредительство — статья. На Алтае от рук туристов-вандалов серьёзно страдают петроглифы

Древние изображения на камнях и скалах еще эпохи неолита являются одним из национальных достояний республики. Как отмечают туроператоры, это стало оборотной стороной бурного развития туризма в регионе.

За вредительство — статья. На Алтае от рук туристов-вандалов серьёзно страдают петроглифы | ФОТО Tyler Mower on Unsplash

ФОТО Tyler Mower on Unsplash

Между тем надписи и рисунки, уродующие памятники истории и природы, причем в самых заповедных местах страны, серьезная проблема не только для Алтая. Почему ни наличие внушительных штрафов, ни усилия волонтеров не могут искоренить явление?

В Республике Алтай вандалы чаще всего оставляют каракули на серпантине на перевале Чике-Таман и на скальных выступах вдоль федеральной трассы «Чуйский тракт». На некоторых скалах по пути этого тракта хорошо видны редкие древние ­петроглифы еще времен неолита: фигурки животных, людей, колесницы. Одна туристка в брендовом спортивном костюме пару недель назад с гордостью призналась, что нарисовала рядом с ними и свои «петроглифы». На вопрос, зачем, ничуть не смутившись, выпалила: «Так, для истории». Мол, чем она хуже «каких‑то древних людей». И таких, как она, оставляющих рядом с древними рисунками нелепые картинки и надписи, пририсовывающих к древним изображениями свои «творения», — десятки, если не сотни.

На Алтае действует закон о вандализме, который предусматривает штраф за автографы на скалах — от трех до пяти тысяч руб­лей. Но не всех туристов штрафы пугают. Бороться с «новыми неандертальцами» здесь помогают местные жители.

«Горы и камни в нашей культуре имеют сакральное значение, а перевал Чике-Таман для нас, коренных алтайцев, — одно из священных мест. Там проводят обряды, обращаются к духам, просят открытой дороги, молятся за себя и своих близких. В Республике Алтай проживают 80 тысяч коренных алтайцев. И для каждого из них природа — это храм. Конечно, мы возмущены, когда туристы ведут себя безобразно», — рассказала руководитель проекта, спасающего достопримечательности региона, Инна Муклаева.

Инна вместе с волонтерами уже пять лет избавляет скалы от надписей вандалов. За это время активисты очистили четыре тысячи квадратных метров горной поверхности. Работа физически очень сложная, поскольку тяжелое пескоструйное оборудование и генераторы приходится поднимать порой в очень труднодоступные места. Очищение песком или другим абразивным материалом довольно эффективный и наиболее экологичный метод. Струйки разбивают слой краски, но не разрушают саму горную породу. Но работа идет не быстро. Например, чтобы очистить камни вдоль дороги, ведущей в Чемал — очень популярное у туристов мес­то, у волонтеров ушло три года. После этого установили таблички, предупреждающие о штрафах за вандализм. Но они не всегда помогают. Через некоторое время на чистой скале написали «Люблю свою заю».

Сотрудники древних Тавдинских пещер на Алтае рассказывают, как недавно три дня отмывали стены в пещерах специальным оборудованием от грязи и надписей, но гарантировать, что назавтра на чистых стенах не ­появятся новые «письмена», конечно, не могут.

В Крыму автографами туристов пестрят не только скалы, но и стены крепостей и пещерные города. Покушаются и на всем известные памятники. Однажды посетитель изрисовал скульптуру химеры в Ливадийском дворце. А в этом году в Севастополе 37‑летний гость из Москвы оставил свой автограф на орудийной башне эсминца «Бойкий» на 11‑й береговой батарее. Граффити в виде котика было его «визитной карточкой» и подарком городу-герою. Так он во всяком случае объяснил свой поступок полицейским.

Найти горе-художников сложно, особенно когда свои имена они высекли на природных достопримечательностях. В Севастополе с любителями оставить свой след помогают бороться видеокамеры. Нарушителей час­то находят по горячим следам, заставляют принести извинения и привлекают к ответственности. За вандализм им грозит штраф 40 тысяч рублей.

Но, если свое послание потомкам они оставили на объекте культурного наследия, наказание будет куда суровее. Так, на автора граффити на 11‑й береговой батарее завели уголовное дело за повреждение объекта культурного наследия. Суд приговорил его к 320 часам обязательных работ. А мог бы наказать и штрафом до 3 миллионов рублей или лишением свободы на три года. Видеонаблюдение помогло решить проб­лему и с севастопольским обелиском «Штык и парус», который был сплошь исписан примитивными письменами наших современников. В этом году монумент отреставрировали, а за порядком теперь следят камеры с системой распознавания лиц. Новых инцидентов пока не было.

При этом в Башкирии вандалы стали куда реже портить природные туристические объекты. Как рассказали в дирекции по особо охраняемым природным территориям региона, раньше эта проблема стояла очень остро.

«Но около десяти лет назад специалисты и волонтеры провели большую акцию по очистке расписанных вандалами камней на горе Большой Иремель. Были и другие акции, которые помогли удалить накопленные десятилетиями надписи с других туробъектов, и с тех пор новые «автографы» не появлялись. Местами остались только старые. Думаю, это связано и с ростом туристической культуры, и с тем, что на особо охраняемых природных территориях дежурят инспекторы. За нарушение режима налагается штраф от трех до четырех тысяч рублей», — рассказала чиновник.

Показательно, что далеко не все регионы, в которых есть горные массивы, сталкиваются с проб­лемой росписи на скалах. Так, к примеру, в Дагестане, по данным министерства природных ресурсов и экологии республики, случаи природного вандализма не зарегистрированы. Нет этой проблемы и в Чечне. Видимо, туристы здесь все‑таки опасаются гнева горцев и крепко задумываются, прежде чем оставить свое имя «для истории».

МЕЖДУ ТЕМ 

Именно уничтожение древних петроглифов представляет сегодня очень серьезную проблему. Если отдельные надписи на скалах, пусть тяжело, но все‑таки можно отмыть, то петроглифы часто не подлежат восстановлению. Есть технологии их переноса на холст, после которых на скалах они практически полностью утрачивают свой исторический облик. А петроглифы на отдельных камнях и вовсе иногда оказываются украшением интерьера в частных особняках. Их скалывают частями или увозят камни целиком. И это уже воровство, за которое должна следовать уголовная ответственность.

Читайте также:

Жемчужина арабского востока: с октября в Омане начинается высокий туристический сезон

ГАТИ выдала ордер на проведение работ на объекте культурного наследия федерального значения


#петроглифы #Алтай #вандализм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (7771) от 15.10.2024 под заголовком «За вредительство — статья».


Комментарии