Крымский форпост Византии. На исследование княжества Феодоро археологам потребуются ещё десятки лет
Едва ли многим известно о том, что в Крыму, на территории нынешнего Бахчисарайского района, в Средние века существовало православное княжество под названием Феодоро. Оно сплотило людей разных культур и национальностей. Незадолго до того, как его покорила Османская империя, дочь местного правителя едва не породнилась с московским князем Иваном III…Наш собеседник — кандидат исторических наук Владимир КАЛИНОВСКИЙ, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, — участвует в археологических раскопках на территории бывшего княжества уже почти двадцать лет. По его словам, это место завораживает и не отпускает.
Мангуп. Пещерная церковь Южного монастыря, середина XIX века. Литография по рисунку художника Морица Вебеля, академика архитектуры Императорской академии художеств./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
— Владимир Витальевич, как вы там оказались?
— Я сам родом из Крыма, здесь учился, начинал еще первокурсником, а теперь приезжаю как волонтер, наставник для студентов…
Феодоро в переводе с греческого означает «данное Богом», или «рожденное Богом». Существует версия, хотя и не самая приоритетная, что свое название княжество получило по имени византийского полководца Феодора Гавраса. Во второй половине XI века он правил Трапезундом (ныне это территория Турции), помогал монастырям, некоторое время жил отшельником в горах, затем возглавил борьбу против турок-сельджуков, был взят в плен и казнен, когда отказался отречься от христианской веры.
Греческая церковь чтит Феодора Гавраса под именем святого Феодора Стратилата («стратилат» означает «воевода»). Его племянник, Константин Гаврас, в середине XII века попал в опалу при византийском императоре и был сослан в Крым. Именно его потомки и объединили эти земли в княжество Феодоро.
Сегодня оно известно под более поздним названием Мангуп. Так зовется горное плато, и одновременно так называют столицу княжества Феодоро.
Что означает слово «мангуп», до сих пор вопрос дискуссионный. Одни говорят, что это адаптация какого‑то немецкого оборота, другие уверены, что оно происходит от слова «манкопф» — «мужская голова». Есть и еще одна версия, которая состоит в том, что «мангуп» — от тюркского слова, означающего «покоренный, разрушенный, несчастный». Как известно, город был покорен Османской империей в результате осады.
Кстати, в современном сербо-хорватском языке существует слово «мангуп», которое означает что‑то вроде «головореза». Учитывая то, как заканчивалась история княжества Феодоро, есть определенный резон и в такой этимологии этого слова.
Уже больше полутора веков Мангуп является объектом изучения и все равно остается terra incognita. Он считается местом силы. Некоторые до сих пор верят, что здесь спрятан крымский грааль — священный камень…
Территория — очень обширная: 90 гектаров, где очень много объектов, которые археологи исследуют буквально квадрат за квадратом.
С давних пор здесь работают ученые не только из Крыма, но и из самых разных уголков России. Принято считать, что первые научные раскопки на Мангупе — накануне Крымской войны, осенью 1853 года — осуществил граф Алексей Уваров, которого называют отцом русской археологии. Он был почетным членом Петербургской академии наук, инициатором проведения всероссийских археологических съездов.
В кратком рапорте министру уделов он сообщал, что на Мангупе «отыскал древние гробницы прежних владетелей этого города». В рапорте также говорилось об исследовании четырех гробниц, которые находились «у развалин древней греческой церкви». Причем три могилы оказались разграбленными, а в четвертой были обнаружены две проволочные золотые серьги, четыре серебряные пуговицы и остатки золотого шитья.
В XIX веке раскопки на Мангупе вел Федор Браун, профессор Санкт-Петербургского императорского университета. Перед Первой мировой войной исследованиями занимался Роман Христианович Лепер, работавший от имени Императорской археологической комиссии, поэтому материалы его раскопок, в том числе многочисленные фотографии, хранятся ныне в Институте истории материальной культуры РАН в Петербурге.
Затем археологические исследования на Мангупе прервались более чем на четверть века. Они возобновились лишь в конце 1930‑х годов, когда сюда выехала экспедиция, организованная Государственной академией истории материальной культуры из Ленинграда и Севастопольским музейным объединением.
С 1967 года здесь работает экспедиция крымских археологов. Ее многолетний руководитель крымчанин Александр Германович Герцен защищал свою диссертацию в Северной столице — в Институте истории материальной культуры РАН. Расшифровкой надписей на предметах, которые находили в процессе раскопок, занимались петербургские и московские ученые.
Ныне на Мангупе проходят археологическую практику студенты-первокурсники Крымского федерального университета, среди них много ребят из самых разных регионов России. В этом году — из Мурманска, Краснодара, Подмосковья.
— Что же известно о княжестве Феодоро?
— Оно было христианским анклавом посреди Крымского ханства, основанного в 1441 году. В эпоху своего расцвета имело выход к морю в Инкерманской бухте. На протяжении ряда веков испытывало очень сильное византийское влияние. Можно говорить, что княжество Феодоро — один из осколков Византийской империи, тем более что те объекты, которые сохранились, относятся как раз к ее эпохе…
Государственной религией княжества было православие. Этнический состав представлен в основном греками и готами, а также аланами, армянами, черкесами, караимами. Здесь сложилась культурно-религиозная общность, представители которой называли себя ромеями, то есть преемниками Римской империи. Разговорным языком в княжестве служил готский, в то же время для межнационального, культурного и религиозного общения широко использовался среднегреческий.
К середине XV века на территории Феодоро насчитывалось до 30 тысяч построек, а число жителей достигало 200 тысяч. Их именовали феодоритами.
После того как в 1453 году Константинополь пал под напором Османской империи, Феодоро стало одним из преемников византийской государственности. Правители княжества приняли титул «автократоров», то есть самодержцев, — в византийском мире он считался наивысшим, достойным только императоров. Именно тогда на гербе правителей Феодоро появилась императорская корона и византийский, хорошо знакомый нам, двуглавый орел.
Попытка «собирателя земли русской» великого князя московского Ивана III, который в некоторых документах титуловался царем, женить одного из своих сыновей, Ивана, на дочери мангупского князя не привела к успеху. Она позднее стала женой молдавского господаря Штефана Великого. И вместо Москвы отправилась в Валахию…
Произошло это буквально за несколько лет до того, как в 1475 году турки осадили Мангуп. Часть жителей покинули город и разошлись по окрестным горным селениям, унося с собой имущество и уводя скот. Остальные, наоборот, искали защиту в стенах города. Его двухтысячный гарнизон состоял из феодоритов, а также присланных Штефаном молдавских воинов. Но отбиться от турок не удалось, и последний форпост Византии пал…
Удивительно: княжество не раз подвергалось вражеским нападениям, однако на Мангупе сохранилось множество напоминаний о прошлом. В культурном слое видны последствия огромных пожарищ, отчетливо «читаются» следы нашествия Тамерлана в XIV веке. Встречаются археологам и свидетельства штурма Мангупа, приведшего к его падению. Видно, что это были трагические кровопролитные события. В том месте, где, как считается, турки прорвали оборону защитников крепости, под камнями были обнаружены останки десятков людей, включая женские и детские…
После того как княжество было покорено Крымским ханством, на Мангупе долгое время находился турецкий гарнизон. Часть построек была разрушена, часть использовалась в соответствии с нуждами военных.
Крымская война середины XIX века почти не затронула эти места: тогда они находились в стороне от основных дорог. Сохранились свидетельства, что Лев Толстой, в ту пору молодой артиллерист, посещал Мангуп во время своего пребывания на фронтах Крымской войны.
В годы Великой Отечественной войны, судя по находкам, Мангуп находился в зоне обстрелов. На горе во время оккупации базировался немецкий гарнизон. Долгое время бытовала легенда, что именно на Мангупе располагался наблюдательный пункт генерала Манштейна — в то время, когда его войска штурмовали Севастополь. С Мангупа действительно очень хорошо видно всю местность. И в ясный день Севастополь как на ладони.
Когда нацисты оккупировали Крым, они пытались доказать, что это их «историческая земля», провинция Готенланд, даже проводили экспедиции. С большой долей вероятности можно предположить, что на Мангупе немцы тоже искали следы своих готских предков.
— Нашли?
— Определенные свойственные готам черты материальной культуры на Мангупе действительно встречаются, но это по сей день весьма дискуссионный вопрос.
Как долго потомки готов, осевшие в Крыму, сохраняли свою самобытность и свой язык? Ведь очевидно, что этнически они постепенно ассимилировались. Какие крымские топонимы имеют готское происхождение? Однозначного ответа нет. Как нет ответа на то, что можно считать непосредственно готскими артефактами, а что влиянием готов на местные культуры. Открытым остается и вопрос о границах готских владений в Крыму, так называемой Крымской Готии…
Вообще загадки и неожиданности встречаются здесь едва ли не на каждом шагу.
В этом году мы готовили к будущему археологическому циклу Большую мангупскую базилику. Она представляла собой трехнефную церковь с большой алтарной частью. Внутри базилики была колоннада, от которой ныне остались только фрагменты.
До нее на этом месте, в VI веке нашей эры, в эпоху византийского императора Юстиниана, тоже находился храм. Он должен был засвидетельствовать могущество Византии на ее крайних рубежах… Потом, видимо, происходили какие‑то перестройки, и вполне возможно, что базилика в своем нынешнем виде относится к XII – XIII векам.
Существует гипотеза, что во время турецкой осады в XV веке часть камней из базилики защитники Мангупа использовали для сооружения оборонительных укреплений. И действительно, если подниматься по одной из троп, можно увидеть большие камни, которые, очевидно, были взяты именно из базилики.
Исследуют ее уже достаточно давно. Первые попытки были сделаны в XIX веке, затем археологи подступали к ней в начале ХХ века, перед Первой мировой войной. Роман Христианович Лепер проводил раскопки, но успел довольно мало. После Великой Отечественной войны базилику исследовали уральские ученые. Надежда Игоревна Бармина, в частности, занималась этим больше тридцати лет. Теперь на раскопки уже в качестве волонтера приезжает ее внук.
Ныне уже раскрыты и видны большая часть стен, галереи, вход, алтарная часть, можно понять контуры и размеры базилики. Рядом с ней и внутри нее самой обнаружены могильные плиты. Эпитафии — как правило, на греческом языке или, возможно, его диалектной форме.
В этом году базилику и пространство рядом с ней удалось полностью очистить от всей растительности, и оказалось — этого раньше никто не представлял! — существует прямая архитектурная связь храма с дворцом мангупских князей, от которого сохранились стены, следы внутреннего дворика, башня… «Читаются» улицы, которые вели к базилике, усадьбы, располагавшиеся рядом.
— Это похоже на то, что можно увидеть на развалинах античного города в Херсонесе?
— Да, вполне. Но если Херсонес расположен на равнине возле морского побережья, то на Мангупе немало пещерных построек. Там достаточно «мягкие» скалы, пригодные для устройства внутри них помещений — для хранения продуктов, для размещения монастырских келий, военных постов, даже тюремных казематов.
Есть на Мангупе и пещерные храмы. Один из них изучил еще в середине XIX века граф Алексей Уваров. В так называемом Южном монастыре он нашел фрески поздневизантийского времени (VIII – IX веков) — с изображениями Иисуса Христа и святых. Они были созданы по сырой штукатурке, положенной на известняковую скалу.
Мангуп. Фрески пещерной церкви Южного монастыря, середина XIX века. Литография по рисунку художника Морица Вебеля, академика архитектуры Императорской академии художеств./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Уваров и его помощники зафиксировали, что представляла собой эта церковь в середине XIX века. Рисунки сохранились, они были опубликованы. Ныне они демонстрируют, как фрески выглядели в то время, когда Мангуп был еще относительно труднодоступным местом и, соответственно, туристов, которые могли себе позволить пренебрежительное отношение к наследию, не было. Хотя уже в ту пору местные чабаны использовали храм как место ночлега…
Со временем все пришло в запустение, состояние фресок ухудшалось. Туристы жгли костры, оставляли граффити на стенах. В 1960‑е годы крымский археолог Олег Иванович Домбровский зафиксировал состояние фресок и специальным раствором обработал их края, пытаясь приостановить разрушение.
Сейчас на этой территории действует мужской Благовещенский монастырь. Настоятель внимательно относится к ученым, и именно монастырское руководство обратилось к нам, археологам, чтобы мы помогли разобраться с тем, кто изображен на фресках. Там явно присутствуют лики святых воинов — Георгия Победоносца, Феодора Стратилата, так что можно уточнить период создания фресок и связи княжества с «большой Византией». Сотрудники экспедиции в этом году создали 3D-модель пещерной церкви.
Под горой мы вели археологическое исследование еще одной базилики — ее еще в конце XIX века изучал руководитель Таврической ученой архивной комиссии Арсений Иванович Маркевич. Когда наши раскопки уже подходили к завершению, в одном из погребений был обнаружен кулон в виде звезды Давида. О чем это говорит? О том, что на определенном этапе — и это достаточно характерно для крымской истории — культовые сооружения меняли свою конфессиональную принадлежность и могли последовательно использоваться в качестве и христианской базилики, и мечети, и синагоги…
Наиболее «находкоемким» объектом в этом году стал Мангупский могильник, который находится в овраге Алмалык. Это объект с очень непростой судьбой. В 1990‑е годы он подвергался разграблению, и археологам, увы, приходилось нередко идти вслед за «черными копателями», надеясь, что те что‑то упустили. К счастью, в этом году удалось сделать много ценных находок даже в разграбленных склепах: золотые серьги VIII – IX веков, несколько фибул (застежек для одежды), явно созданных ювелирами…
Работы на Мангупе археологам хватит еще надолго. На дальнейшее исследование одной только Большой базилики, как предполагает руководство экспедиции, уйдет еще не меньше двадцати лет. Что же касается научного изучения истории княжества Феодоро, ей уже посвящены сотни статей и несколько десятков книг. Правда, в основном по отдельным объектам. И уже несколько лет ведется подготовка к созданию обобщающего труда.
Читайте также:
Аисты на куполе. История посёлка Крестцы Новгородской области
История, написанная на платке: новые и старые традиции Дагестана
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (7761) от 02.10.2024 под заголовком «Крымский форпост Византии».
Комментарии