Ядерная программа Тегерана может выйти из под контроля. Напряжение между США и Ираном нарастает

Начало мая ознаменовалось не только обострением торговых американо-китайских отношений, но и резким ухудшением ситуации на Ближнем Востоке. А точнее, попыткой США разрешить противоречия между Вашингтоном и Тегераном силовым путем.

Ядерная программа Тегерана может выйти из под контроля. Напряжение между США и Ираном нарастает | Изображение Peggy Choucair с сайта Pixabay

Изображение Peggy Choucair с сайта Pixabay

Обострение ситуации было положено заявлением советника американского президента по нацбезопасности Джона Болтона, который 5 мая сообщил об отправке ударной группы ВМС США во главе с авианосцем USS Abraham Lincoln и тактической группы бомбардировщиков В-52 в зону оперативной ответственности центрального командования. Еще через несколько дней Пентагон утвердил дополнительную переброску на Ближний Восток десантного транспорта-дока типа San Antonio USS Arlington и нескольких ЗРК Patriot. Эти действия сопровождались заявлениями, что эскалацией напряженности якобы занимается Иран, а Соединенные Штаты лишь защищают свои интересы. Более того, американские власти постоянно декларируют свою готовность к началу переговоров по выработке нового «всеобъемлющего соглашения» с Ираном в ядерной сфере. Его Вашингтон видит в качестве замены Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), из которого, кстати сказать, Штаты в одностороннем порядке вышли год назад по инициативе Дональда Трампа. Чуть позже уже госсекретарь США Майк Помпео заявил, что Вашингтон не хочет начинать войну с Ираном, просто желает «изменить поведение руководства исламской республики».

Реакция Тегерана последовала незамедлительно. Президент страны Хасан Роухани заявил о поэтапном выходе его страны из ядерной сделки. Для начала Иран отказывается выполнять пункты, запрещающие ему накапливать излишки обогащенного урана и тяжелой воды. Через 60 дней Тегеран приступит к новому этапу - прекратит модернизацию реактора в Араке и снимет все ограничения на уровень обогащения урана. То есть станет производить оружейный уран. После этого шага последуют новые - вплоть до окончательного выхода Ирана из ядерной сделки. Однако, по словам иранцев, эту цепочку могут остановить европейцы - в том случае если возобновят выполнение своих обязательств в рамках сделки. То есть возобновят нормальные торгово-экономические отношения с Тегераном и не станут подчиняться американским санкциям.

С осуждением действий Вашингтона выступила Россия. По словам главы российского МИД Сергея Лаврова, усиление американского военного присутствия в том или ином регионе как намек на готовность применить силу стало манерой поведения американских властей. И он обратил внимание Майка Помпео на то, что для решения всех вопросов стоит пользоваться инструментами дипломатии, а не угрозами. «Но для этого нужно иметь вкус к дипломатии, который сейчас присутствует не у всех. Будем продолжать добиваться диалога, нацеленного на поиск компромиссов, баланса интересов. Это единственный путь. Навязывание своих подходов всем и вся - это контрпродуктивная и тупиковая позиция», - подчеркнул Лавров. В свою очередь министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что Тегеран не хочет ни с кем войны, однако будет «со всей силой защищаться», если США проявят агрессию по отношению к ИРИ.

После того как Иран сообщил о планах прекратить выполнение отдельных пунктов СВПД, в Вашингтоне заявили, что будут ждать конкретных действий со стороны Тегерана и потом уже примут решение по иранскому вопросу. «Мы хотим видеть, какие действия Ирана на самом деле будут. Они сделали много заявлений...» - сказал госсекретарь США Майк Помпео. При всем при этом 15 мая госдепартамент США отдал распоряжение всем госслужащим, не занятым на оперативных работах, как можно скорее покинуть Ирак и все американские объекты в стране. Причина эвакуации не сообщается, но официальные представители военных ведомств США накануне озвучили сообщения разведки, что Иран и подконтрольные ему силы планируют атаки на американские объекты, в том числе и в соседней стране.

Эксперты в целом с пониманием отнеслись к реакции Тегерана по частичной приостановке своих обязательств по ядерной сделке. Прекращение Ираном выполнения части обязательств в рамках СВПД - «реакция иранских властей на агрессивные действия США», считает эксперт Института Ближнего Востока Сергей Балмасов. «Иран традиционно позиционирует себя как страну, которая независима в принятии внешнеполитических решений. Приостановление договора СВПД - ответ на давление Вашингтона, который блокирует нефтяные поставки и организует информационные кампании против республики посредством подконтрольных СМИ», - считает эксперт.

Аналогичной точки зрения придерживается член-корреспондент Академии военных наук Сергей Судаков. «США не держат свое слово, в этой стране не существует политики преемственности. Каждый раз, когда будет происходить смена американской администрации, политика по иранскому вопросу будет меняться. В этой ситуации Иран как независимая страна оставляет за собой полное право защищать себя», - полагает Судаков. По его мнению, в Тегеране осознали, что США - это государство, которое не может жить в сбалансированном правовом пространстве. Судаков также добавил, что со своей стороны Иран действительно прекратил все ядерные программы - он действовал по принципу открытых дверей. Однако далеко не все стороны соглашения соблюдали правила игры и те договоренности, которые были ранее обозначены.

О возможности перерастания напряженности в отношениях США и Ирана в открытое военное столкновение между двумя странами рассуждает главный научный сотрудник Института США и Канады Владимир Батюк. «Саму возможность вооруженного столкновения между США и Ираном исключать нельзя, но в настоящее время вероятность такого исхода событий достаточно невелика. Иран - это мощная военная держава, он продемонстрировал свои военные возможности в ходе конфликта в Сирии, где Корпус стражей исламской революции и поддерживаемое им движение «Хезболла» нанесли решительное поражение, естественно, при поддержке российских воздушно-космических войск, террористам ИГ (организация, запрещенная в РФ)», - считает эксперт. Эти события позволили Ирану закрепить свои позиции и основательно потеснить США в регионе, полагает Батюк. Говоря о нынешней информационной активности, он предполагает, что речь идет о пропагандистских «играх». «Пока что это нагнетание напряженности, но реальных военных планов за этим, скорее всего, не стоит. Это блеф, попытки оказать нажим на иранское правительство. Но иранцы не такие люди, с которыми проходят подобные номера. Иран останется тверд, и у американцев просто ничего не выйдет», - заключает аналитик.

Тем временем

Король Саудовской Аравии Сальман 19 мая призвал лидеров арабского мира провести экстренный саммит в Мекке в связи с обострением отношений с Ираном. Об этом сообщает агентство SPA со ссылкой на источник в МИД королевства.

По словам собеседника агентства, призыв монарха адресован странам Лиги арабских государств и Совета сотрудничества государств Персидского залива.

Читайте также о том, что торговое противостояние США и Китая нарастает.

#ядерная энергетика #США #Иран #Ближний восток

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 090 (6443) от 22.05.2019 под заголовком «Страсти накаляются».


Комментарии