Вышли из тени. Как развиваются российские бренды?

После того как из России ушел ряд зарубежных одежных компаний, некоторые отечественные чиновники заявили: рынок остается высококонкурентным и освободившаяся ниша долго пустовать не будет. Российские представители индустрии моды к этому готовы, но с оговоркой: многое будет зависеть от господдержки.

Вышли из тени. Как развиваются российские бренды? | Фото Артема ГЕОДОКЯНА/ТАСС

Фото Артема ГЕОДОКЯНА/ТАСС

Дьявол остался без Prada

По данным Минпромторга РФ, сегодня в стране зафиксировано больше тысячи отечественных брендов одежды, обуви и аксессуаров, однако их популярность пока невелика. До недавнего времени продукция российских производителей на собственном рынке ­легпрома занимала всего 20%. Нынешние события, разумеется, дают российской индустрии моды шанс выйти из забвения. И вполне возможно, что в перспективе мы будем наряжаться в одежду из коллекций под маркой «Сделано в Петербурге».

Председатель городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик сообщил, что уже составлены списки освободившихся в торговых центрах помещений, а также дизайнеров, которые готовы эти места занять и развиваться. Эта работа будет поставлена на «системные рельсы», заверил глава комитета.

Наиболее же активные дизайнеры действуют на опережение самостоятельно. На конференции по «модному» импортозамещению в петербургском Доме журналиста была презентована новая петербургская площадка, объединяющая российских модельеров. Центральная галерея дизайнеров открылась в Северной столице в начале апреля. Создатели галереи обещают, что в ней будут появляться по четыре новые коллекции в год. Все они должны быть выдержаны в петербургском стиле и отличаться доступной ценовой политикой.

«Идея создания галереи продукции местных дизайнеров родилась полгода назад, еще до событий на Украине, — рассказывает директор по развитию галереи ­Патрисия Карагозян. — Мы провели исследование, которое показало, что десятки талантливых русских дизайнеров не имеют возможности заявить о себе. Мы начали ­сотрудничать с петербургскими дизайнерами, но когда политическая и экономическая ситуация в стране стала резко меняться, почувствовали, что это не только наше дело, оно нужно городу и стране. В итоге решили не ограничиваться рамками только Петербурга: сегодня в проекте принимают участие более 45 отечественных модельеров со всей России: из Москвы, Сочи, Орла, ­Костромы, Вологды, Казани, Екатеринбурга, Барнаула и Сахалина».

Среди представленных в галерее отечественных брендов присутствуют новые и пока незнакомые российскому потребителю названия — AVIS, Эльвира Баско, Coccon, D – M Дженнет, Galina Grishina, INDOSSERO, IRIANA, KERMOLINA, Ольга Кольвах, Pashmina Kashmira, Tanya Alexandrova, ToryZak, Unicita…

Другое дело, что речь в основном идет о дизайнерах, а не о массмаркете. А это абсолютно разные вещи. Суть дизайнерской деятельности в создании эксклюзивных серий одежды с высокой себестоимостью и соответствующим ценником. Чтобы получить демократичные цены, нужны объемы и упрощенная технология производства.

«В России есть и массмаркет, он сейчас тоже будет активно развиваться и в перспективе спокойно заменит европейские бренды, к которым привыкли наши потребители, — уверена одна из участниц проекта, основатель бренда ToryZak, дизайнер Виктория Козак. — Если в течение года западные игроки не вернутся, то потом они уже не смогут этого сделать, поскольку ниша будет занята. Мы постараемся возродить культуру производства, создать полноценную экосистему российского фэшн-бизнеса. Для этого необходимо заявлять о себе и объединяться. Какая бы сложная ни была обстановка, люди все равно будут нуждаться в ­одежде. Если вспомнить Коко Шанель, то она развивала свое дело в не менее неблагоприятных условиях».

У Виктории пока небольшое производство с максимальной мощностью 20 костюмов в неделю. Оборудование и ткани в производстве иностранные.

«Сегодня проблем много, будем их решать по мере поступления, — говорит модельер. — На данный момент у нас есть запас ткани, а когда он закончится, ситуация более-менее стабилизируется. В этом плане мне удобно работать с Турцией и, честно признаюсь, не хотелось бы переходить на Китай. Турция дает возможность покупать ткани отдельными рулонами, которых достаточно для производства небольших партий. А вот Китай предлагает большие объемы (3 – 5 км), ориентируясь на массовку. Впрочем, нет ничего невозможного, и при необходимости мы научимся работать и с большими объемами. Другое дело, что для быстрой реализации масштабных проектов не обойтись без господдержки. А самое главное — нам очень важна поддержка потребителей».

Шелковый путь легпрома

Сырье — одна из болевых точек ­отечественной индустрии моды. Сегодня в России производится всего 5% тканей от нужного количества для организации полноценного пошива одежды. Уже понятно, что нас ждет еще более тесное сотрудничество с Китаем, Турцией, Индией, Бразилией, Пакистаном, Ираном. Охотно идут навстречу также Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, ­Туркмения и, конечно, Белоруссия, где в легкой и текстильной промышленности работает около двух тысяч предприятий, которые так или иначе взаимодействуют с Россией.

В целом же, по мнению специалистов, решить проблему с тканями будет намного легче, чем с оборудованием. Даже заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов здраво констатировал, что на данный момент надеяться на развитие собственного производства оборудования для легпрома в РФ не стоит. К сожалению, технику придется завозить из‑за рубежа.

Еще одна важная проблема отрасли — острый дефицит персонала. Профессиональных технологов, конструкторов, закройщиков, швей не найти днем с огнем.

Господдержка-невидимка

Все перечисленные проблемы были озвучены на конференции в Доме журналиста, в которой, кроме дизайнеров и производителей, приняли участие представители городского Центра развития и поддержки предпринимательства и Петербургской торгово-промышленной палаты.

Они отметили, что у Северной столицы есть все (в том числе ­«места для вдохновения»), чтобы индустрия моды активно развивалась, и сказали общие фразы о том, что организации, которые они представляют, готовы оказывать информационно-образовательную поддержку и предоставлять юридические консультации.

«Мы проводим обучающие семинары, в том числе на тему, как выходить на экспорт. Подсказываем альтернативные варианты поставщиков, которые сегодня хотят сотрудничать с нашей страной», — отметила вице-президент СПб ТПП Екатерина Лебедева.

«Последние два года мы уделяем внимание государственным мерам поддержки для самозанятых граждан, которых много именно в креативной индустрии», — добавила руководитель ­Центра креативных индустрий Центра развития и поддержки предпринимательства Вероника Протасова.

Вместе с тем отчеты госструктур о том, что легпрому оказывается поддержка, звучали и раньше. В реальности многие из озвученных мер не доходили до адресата, а некоторые и вовсе оставались на бумаге. К примеру, в 2019 году в петербургском Едином центре предпринимательства был подписан документ о создании петербургского кластера легкой промышленности и моды. Однако с тех пор об этой структуре, которая должна была работать по принципу профсоюза, благополучно забыли. А присутствующая на мероприятии представительница центра предпринимательства о таком кластере даже не слышала.

Также никто не смог ответить на вопрос, сколько швейных производств и сколько дизайнеров на данный момент работают в Петербурге. «Мы такую аналитику специально не собираем» — был дан лаконичный ответ. Но если нет элементарных данных о тех, с кем работать и кому помогать, то каким образом можно организовать поддержку?

Кроме того, по словам представителей отрасли, власть не всегда понимает, что для креативных дизайнеров и производителей ­массмаркета меры поддержки должны различаться. При этом и те и другие нуждаются в интегрированной единой системе.

«Процесс импортозамещения в индустрии моды достаточно сложный, трудоемкий и затратный, — уверена владелец собственного бренда Ольга Кольвах. — В нынешней ситуации отрасли необходима более конкретная, ощутимая и специализированная поддержка. У креативщиков и производственников разные задачи, тираж, себестоимость. Креативный дизайнер — это про творчество, а производственник — про бизнес. Индустрия моды не может обойтись ни без одного, ни без другого».

И, конечно, на мероприятии, где собрались представители ­индустрии, не обошлось без обсуждения модных тенденций.

«Я бы обратила внимание на характерную особенность моды — предсказывать будущее, — отметила директор петербургского модельного агентства Жанна Лозоватор. — Как правило, все, что мы видим на подиуме, через год случается в нашей жизни. Некоторое время назад, когда еще никто не предполагал, что нас ждет весной 2022 года, на подиумах был востребован стиль милитари… Зато в современных новых коллекциях, многие из которых я по долгу службы уже видела, этого стиля практически нет. Несмотря на то что мне он в какой‑то степени нравится, в нынешних условиях эта тенденция радует».

Между тем 

Пока отечественные бренды выбираются из забвения и присматриваются к торговым центрам, «Яндекс.Маркет» для локальных брендов запустил онлайн-универмаг РУМ. На этом ресурсе производитель может создать собственное уникальное пространство, оформить витрину в стиле своего бренда, представить на ней свою продукцию. Сервис планирует добавить новые функции для магазинов, чтобы небольшие компании могли развивать продажи еще эффективнее. В том числе они смогут размещать на своих ­витринах «сторис».

На витрине этой платформы уже представлено более десяти локальных брендов. Это и верхняя ­одежда, и летние платья, и аксессуары.


#развитие #бренды #одежда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 79 (7162) от 04.05.2022 под заголовком «Наши бренды выходят из тени».


Комментарии