Вышли из тени. Как развиваются российские бренды?
После того как из России ушел ряд зарубежных одежных компаний, некоторые отечественные чиновники заявили: рынок остается высококонкурентным и освободившаяся ниша долго пустовать не будет. Российские представители индустрии моды к этому готовы, но с оговоркой: многое будет зависеть от господдержки.
Фото Артема ГЕОДОКЯНА/ТАСС
Дьявол остался без Prada
По данным Минпромторга РФ, сегодня в стране зафиксировано больше тысячи отечественных брендов одежды, обуви и аксессуаров, однако их популярность пока невелика. До недавнего времени продукция российских производителей на собственном рынке легпрома занимала всего 20%. Нынешние события, разумеется, дают российской индустрии моды шанс выйти из забвения. И вполне возможно, что в перспективе мы будем наряжаться в одежду из коллекций под маркой «Сделано в Петербурге».
Председатель городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик сообщил, что уже составлены списки освободившихся в торговых центрах помещений, а также дизайнеров, которые готовы эти места занять и развиваться. Эта работа будет поставлена на «системные рельсы», заверил глава комитета.
Наиболее же активные дизайнеры действуют на опережение самостоятельно. На конференции по «модному» импортозамещению в петербургском Доме журналиста была презентована новая петербургская площадка, объединяющая российских модельеров. Центральная галерея дизайнеров открылась в Северной столице в начале апреля. Создатели галереи обещают, что в ней будут появляться по четыре новые коллекции в год. Все они должны быть выдержаны в петербургском стиле и отличаться доступной ценовой политикой.
«Идея создания галереи продукции местных дизайнеров родилась полгода назад, еще до событий на Украине, — рассказывает директор по развитию галереи Патрисия Карагозян. — Мы провели исследование, которое показало, что десятки талантливых русских дизайнеров не имеют возможности заявить о себе. Мы начали сотрудничать с петербургскими дизайнерами, но когда политическая и экономическая ситуация в стране стала резко меняться, почувствовали, что это не только наше дело, оно нужно городу и стране. В итоге решили не ограничиваться рамками только Петербурга: сегодня в проекте принимают участие более 45 отечественных модельеров со всей России: из Москвы, Сочи, Орла, Костромы, Вологды, Казани, Екатеринбурга, Барнаула и Сахалина».
Среди представленных в галерее отечественных брендов присутствуют новые и пока незнакомые российскому потребителю названия — AVIS, Эльвира Баско, Coccon, D – M Дженнет, Galina Grishina, INDOSSERO, IRIANA, KERMOLINA, Ольга Кольвах, Pashmina Kashmira, Tanya Alexandrova, ToryZak, Unicita…
Другое дело, что речь в основном идет о дизайнерах, а не о массмаркете. А это абсолютно разные вещи. Суть дизайнерской деятельности в создании эксклюзивных серий одежды с высокой себестоимостью и соответствующим ценником. Чтобы получить демократичные цены, нужны объемы и упрощенная технология производства.
«В России есть и массмаркет, он сейчас тоже будет активно развиваться и в перспективе спокойно заменит европейские бренды, к которым привыкли наши потребители, — уверена одна из участниц проекта, основатель бренда ToryZak, дизайнер Виктория Козак. — Если в течение года западные игроки не вернутся, то потом они уже не смогут этого сделать, поскольку ниша будет занята. Мы постараемся возродить культуру производства, создать полноценную экосистему российского фэшн-бизнеса. Для этого необходимо заявлять о себе и объединяться. Какая бы сложная ни была обстановка, люди все равно будут нуждаться в одежде. Если вспомнить Коко Шанель, то она развивала свое дело в не менее неблагоприятных условиях».
У Виктории пока небольшое производство с максимальной мощностью 20 костюмов в неделю. Оборудование и ткани в производстве иностранные.
«Сегодня проблем много, будем их решать по мере поступления, — говорит модельер. — На данный момент у нас есть запас ткани, а когда он закончится, ситуация более-менее стабилизируется. В этом плане мне удобно работать с Турцией и, честно признаюсь, не хотелось бы переходить на Китай. Турция дает возможность покупать ткани отдельными рулонами, которых достаточно для производства небольших партий. А вот Китай предлагает большие объемы (3 – 5 км), ориентируясь на массовку. Впрочем, нет ничего невозможного, и при необходимости мы научимся работать и с большими объемами. Другое дело, что для быстрой реализации масштабных проектов не обойтись без господдержки. А самое главное — нам очень важна поддержка потребителей».
Шелковый путь легпрома
Сырье — одна из болевых точек отечественной индустрии моды. Сегодня в России производится всего 5% тканей от нужного количества для организации полноценного пошива одежды. Уже понятно, что нас ждет еще более тесное сотрудничество с Китаем, Турцией, Индией, Бразилией, Пакистаном, Ираном. Охотно идут навстречу также Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения и, конечно, Белоруссия, где в легкой и текстильной промышленности работает около двух тысяч предприятий, которые так или иначе взаимодействуют с Россией.
В целом же, по мнению специалистов, решить проблему с тканями будет намного легче, чем с оборудованием. Даже заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов здраво констатировал, что на данный момент надеяться на развитие собственного производства оборудования для легпрома в РФ не стоит. К сожалению, технику придется завозить из‑за рубежа.
Еще одна важная проблема отрасли — острый дефицит персонала. Профессиональных технологов, конструкторов, закройщиков, швей не найти днем с огнем.
Господдержка-невидимка
Все перечисленные проблемы были озвучены на конференции в Доме журналиста, в которой, кроме дизайнеров и производителей, приняли участие представители городского Центра развития и поддержки предпринимательства и Петербургской торгово-промышленной палаты.
Они отметили, что у Северной столицы есть все (в том числе «места для вдохновения»), чтобы индустрия моды активно развивалась, и сказали общие фразы о том, что организации, которые они представляют, готовы оказывать информационно-образовательную поддержку и предоставлять юридические консультации.
«Мы проводим обучающие семинары, в том числе на тему, как выходить на экспорт. Подсказываем альтернативные варианты поставщиков, которые сегодня хотят сотрудничать с нашей страной», — отметила вице-президент СПб ТПП Екатерина Лебедева.
«Последние два года мы уделяем внимание государственным мерам поддержки для самозанятых граждан, которых много именно в креативной индустрии», — добавила руководитель Центра креативных индустрий Центра развития и поддержки предпринимательства Вероника Протасова.
Вместе с тем отчеты госструктур о том, что легпрому оказывается поддержка, звучали и раньше. В реальности многие из озвученных мер не доходили до адресата, а некоторые и вовсе оставались на бумаге. К примеру, в 2019 году в петербургском Едином центре предпринимательства был подписан документ о создании петербургского кластера легкой промышленности и моды. Однако с тех пор об этой структуре, которая должна была работать по принципу профсоюза, благополучно забыли. А присутствующая на мероприятии представительница центра предпринимательства о таком кластере даже не слышала.
Также никто не смог ответить на вопрос, сколько швейных производств и сколько дизайнеров на данный момент работают в Петербурге. «Мы такую аналитику специально не собираем» — был дан лаконичный ответ. Но если нет элементарных данных о тех, с кем работать и кому помогать, то каким образом можно организовать поддержку?
Кроме того, по словам представителей отрасли, власть не всегда понимает, что для креативных дизайнеров и производителей массмаркета меры поддержки должны различаться. При этом и те и другие нуждаются в интегрированной единой системе.
«Процесс импортозамещения в индустрии моды достаточно сложный, трудоемкий и затратный, — уверена владелец собственного бренда Ольга Кольвах. — В нынешней ситуации отрасли необходима более конкретная, ощутимая и специализированная поддержка. У креативщиков и производственников разные задачи, тираж, себестоимость. Креативный дизайнер — это про творчество, а производственник — про бизнес. Индустрия моды не может обойтись ни без одного, ни без другого».
И, конечно, на мероприятии, где собрались представители индустрии, не обошлось без обсуждения модных тенденций.
«Я бы обратила внимание на характерную особенность моды — предсказывать будущее, — отметила директор петербургского модельного агентства Жанна Лозоватор. — Как правило, все, что мы видим на подиуме, через год случается в нашей жизни. Некоторое время назад, когда еще никто не предполагал, что нас ждет весной 2022 года, на подиумах был востребован стиль милитари… Зато в современных новых коллекциях, многие из которых я по долгу службы уже видела, этого стиля практически нет. Несмотря на то что мне он в какой‑то степени нравится, в нынешних условиях эта тенденция радует».
Между тем
Пока отечественные бренды выбираются из забвения и присматриваются к торговым центрам, «Яндекс.Маркет» для локальных брендов запустил онлайн-универмаг РУМ. На этом ресурсе производитель может создать собственное уникальное пространство, оформить витрину в стиле своего бренда, представить на ней свою продукцию. Сервис планирует добавить новые функции для магазинов, чтобы небольшие компании могли развивать продажи еще эффективнее. В том числе они смогут размещать на своих витринах «сторис».
На витрине этой платформы уже представлено более десяти локальных брендов. Это и верхняя одежда, и летние платья, и аксессуары.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 79 (7162) от 04.05.2022 под заголовком «Наши бренды выходят из тени».
Комментарии