Вузы на удаленке. Какие сложности возникли при переходе на дистанционное обучение

«Образование уже никогда не будет прежним», - констатируют представители университетов по поводу перевода на дистанционное обучение в «коронавирусный» период.

Вузы на удаленке. Какие сложности возникли при переходе на дистанционное обучение | Фото: Pixabay / StartupStockPhotos

Фото: Pixabay / StartupStockPhotos

Переход на него вузы начали 14 марта. Кто поголовно, кто, как, например, Политех - частично. Как объяснила на пресс-конференции в ТАСС (тоже прошедшей в онлайн-формате) проректор вуза Елена Разинкина, ситуация в городе еще не критичная и, значит, действовать можно по более мягкому сценарию. Это когда студенты не выпускных курсов занимаются удаленно, а аспиранты, магистры и бакалавры выпускных курсов (у них уже в основном индивидуальные занятия) - и онлайн, и очно небольшими группами на площадке вуза.

Но и при частичном переходе, отмечает проректор, были сложности: Политех - самый большой вуз страны, больше 34 тысяч студентов, «объем обращений к электронным расписаниям и к личным кабинетам вызывал сложности».

Даже для Университета ИТМО, который по определению весь в «информационных технологиях», переход на дистанционку оказался «трудоемким», как выразился начальник департамента открытого образования вуза Андрей Лямин. Те дисциплины, которые не могут быть подкреплены онлайн-курсами, заменены другими, «выстраиваются индивидуальные учебные планы».

Вообще удаленное обучение вводится в России с 2014 года, но «порциями», на те или иные курсы. Нынешняя ситуация - вроде как предрождественская распродажа, когда все одновременно рванули в одни двери. И обнаружилось, к примеру, что Coursera, мощная международная платформа, вроде бы и дала вузам всего мира доступ к своим ресурсам - но действует техническое ограничение: не больше 5 - 10 тысяч занятий на вуз. «Это мало, - считает Андрей Лямин. - В ИТМО 14 тысяч студентов, у каждого пять-шесть дисциплин в семестр, а сколько занятий...»

Ограничения есть и на других международных платформах, а главное - далеко не все зарубежные курсы стыкуются с российскими образовательными программами.

ИТМО - один из разработчиков федеральной платформы «Современная цифровая образовательная среда». Она объединяет разные российские образовательные платформы и курсы по принципу «одного окна». Сейчас на «Среде» более 700 курсов, из них 500 - от нацплатформы «Открытое образование»: любой вуз может написать заявку на тот или иной курс вузу-правообладателю - и пожалуйста, занимайтесь. Никаких «курсеровских» ограничений.

А вот технические сложности - возможны. По словам Лямина, когда на дистанционное перейдут все, минимум в десять раз возрастут нагрузки на серверы платформы. И на преподавателей, которые обеспечивают эти онлайн-курсы. «Решать проблемы надо оперативно, чтобы своевременно резервировать мощности», - говорит представитель ИТМО.

Еще одна объективная сложность: немало возрастных преподавателей с техникой «на вы». Как говорит Елена Разинкина, в Минобрнауки обсуждается возможность «сетевого волонтерства». Чтобы студенты и аспиранты помогали старшим коллегам организовать онлайн-вещание.

Вузы уже обсуждают стратегии на тот случай, если ситуация усугубится. То есть если экзамены/зачеты придется принимать дистанционно. Механизм тоже отработан в более безмятежное время: в онлайн-курсах и так применяется так называемый прокторинг, контроль за процедурой экзамена. Но опять же нужно быть готовым к кратно возросшим объемам онлайн-экзаменов.

Как напоминает зампред Совета ректоров вузов Петербурга и Ленобласти Андрей Шевчик, ректор Техноложки (Технического университета), Петербург - второй после Москвы по количеству студентов. К тому же петербургские вузы «оказывают содействие российским вузам, которые менее готовы к дистанционному обучению».

В Политехе, к примеру, открыли доступ к корпоративной «преподавательской» платформе и к электронной библиотечной системе. На сайте Северо-Западного регионального центра компетенций в области онлайн-обучения (он при Политехе, ему и карты в руки) идут семинары для преподавателей. Коллеги из других вузов уже попросили допуск к записям лекций ведущих профессоров-политехников.

Поскольку на первом плане у вузов сейчас - обучение и предстоящие сессии, грядущая приемная кампания пока на втором. Минпросвещения уже запретило Дни открытых дверей (но их можно проводить онлайн) и очные олимпиады. «Это заставляет задуматься, насколько эффективно мы сможем провести прием», - комментируют в вузах.

...К опасениям «а вдруг студентам так понравится на удаленке, что их потом на очное не затащишь?» в университетах относятся скептически. Дескать, те, кто поступал на очное, определенно настроены на занятия «в реале». К тому же, отметил ректор Технологического, вряд ли кто захочет лечиться у доктора с исключительно онлайновым образованием, так что и получать такое нет смысла.

Однако, говорит Андрей Лямин, 14 марта действительно стало «некоторым водоразделом», после которого образовательные подходы «уже никогда не будут прежними». В такой вот экстренной ситуации куются новые образовательные механизмы.

#вузы #образование #коронавирус

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 055 (6653) от 27.03.2020 под заголовком «Вузы на удаленке».


Комментарии