Встряска без изменений. Как президент Вьетнама «ушел» в отставку

Новый год начался для этой почти стомиллионной южноазиатской страны с политической встряски. Проработав на своей должности чуть более полутора лет, глава государства товарищ Нгуен Суан Фук, по официальной версии — добровольно, ушел в отставку. Такой политический казус случился в истории Вьетнама впервые.

Встряска без изменений. Как президент Вьетнама «ушел» в отставку | ФОТО: Pixabay

ФОТО: Pixabay

Напомним, что эта республика остается одной из немногих стран, в которой Коммунистическая партия является единственной, к тому же правящей, «ведущей и направляющей силой общества» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правда, коммунизм они продолжают строить свой, с «вьетнамской спецификой». Наиболее наглядно она проявляется в государственном строительстве.

Верховная власть во Вьетнаме распределяется между так называемыми четырьмя опорами — генеральным секретарем Коммунистической партии Вьетнама (КПВ), премьер-министром, президентом и председателем национального собрания. Эти четыре фигуры делят между собой власть в неравных пропорциях. Считается, что на протяжении последних нескольких лет влияние уверенно смещается в пользу премьера, что сопровождается одновременно укреплением позиций генерального секретаря. Должность президента носит более представительский характер, тем не менее глава государства в значительной степени обеспечивает баланс внутри Компартии. Коммунисты объясняют такую расстановку сил традицией КПВ принимать решения по принципиальным вопросам консенсусом с учетом мнений различных политических групп влияния. Поскольку никакой серьезной оппозиции в стране не существует, такую трактовку сложившейся структуры власти никто не оспаривает.

Как известно, вьетнамская политическая система очень закрытая, а не публичная и зрелищная, как на Западе. Поэтому точно сказать, что конкретно произошло перед отставкой президента, весьма затруднительно. Еще 16 января вечером Нгуен Суан Фук присутствовал на стадионе в Ханое на футбольном матче национальной сборной страны, которая играла против Таиланда. На фотографиях со стадиона президент выглядел жизнерадостным и уверенным в себе, радовался забитым голам своей команды. А днем 17 января онлайн-издание VN Express сообщило, что глава Вьетнама подал в отставку, а центральный комитет КПВ принял отставку 68‑летнего политика с поста члена политбюро, члена ЦК партии 13‑го созыва и президента, говорится в сообщении. «Сознавая свою ответственность перед партией и народом, он подал заявление об увольнении с назначенных должностей, увольнении с работы и выходе на пенсию», — цитирует сообщение ЦК КПВ агентство Vietnam News.

То, что в верхушке вьетнамской власти неспокойно, стало понятно еще в начале прошлого года, когда в стране прошла волна отставок высокопоставленных чиновников. Она началась вместе с пандемией COVID-19 на фоне двух крупных скандалов, связанных с продажей мест на эвакуационных рейсах и поставками тестов на коронавирус по завышенным ценам. Бывший министр здравоохранения оказался в тюрьме, отвечавшие за локдауны и эвакуацию вице-премьеры Ву Дык Дам и Фам Бинь Минь выведены из состава политбюро, уже более сотни человек арестованы. Именно эти скандалы стали формальной причиной отставки президента, который в 2016 – 2021 годах занимал пост премьера и нес ответственность за действия членов своего правительства.

Впрочем, несколько дней ­спустя американский исследовательский портал CNA сообщил, что настоящей причиной того, что Нгуен Суан Фук ушел в отставку, был «шлейф из скандалов» его супруги Тран Тхи Нгует Тху: она была, предположительно, замешана в мошенничестве на 170 миллионов долларов, связанном с наборами для тестирования на COVID-19.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что у ушедшего в отставку Фука была длительная и весьма успешная карьера. В центральных органах власти он работал с 2006 года, в течение последних 12 лет был членом политбюро КПВ, пять лет, с 2016‑го по 2021‑й, возглавлял правительство, потом был избран президентом. В период премьерства и президентства Фука ВВП страны вырос в 1,4 раза по сравнению с 2015 годом, а Вьетнам вошел в топ-40 экономик мира. Экономика страны росла и во время пандемии, в минувшем году рост составил 8%, что стало максимальным показателем с 1997‑го. Для сравнения: экономика Китая в прошлом году выросла на 3%, в 2021‑м — на 2,2%.

Как бы то ни было, но, ­несмотря на все заслуги перед партией, обществом и государством, товарищ Фук добровольно отправлен на пенсию — официально — ЦК КПВ и национальным собранием, а по сути — 79‑летним генсеком ЦК Нгуен Фу Чонгом, который рулит партией с 2011 года. Борьба с коррупцией давно стала его приоритетной темой. Но если раньше страдали коррупционеры чуть выше средней верхушки в госиерархии, то теперь борьба дошла до самых верхов. Правда, по мнению западных аналитиков, изменилась тактика борьбы. Она позволяет предполагаемым коррупционерам уйти самостоятельно и с достоинством в отличие от тех, кто попал в прошлогоднюю череду увольнений, ­арестов и судебных преследований, как министр здравоохранения или бывший посол в Японии Ву Хонг Нам.

О таком подходе, направленном на сохранение репутации КПВ, Нгуен Фу Чонг обмолвился в интервью по случаю Нового года: ЦК, сказал он, должен придерживаться политики, поощряющей тех, кто допустил ошибки, добровольно уйти и компенсировать стране потери, в этом случае с ними будут обращаться мягко или даже освободят от наказания. «Нехорошо всех строго наказывать или всех смещать с должностей», — резюмировал товарищ Чонг.

Эксперты считают: как сама антикоррупционная кампания, так и отставка президента — важная часть политической борьбы, а не только инструмент повышения доверия к власти. Звучат предположения, что за всем этим стоит стремление высших эшелонов партии и силовых структур, которых принято условно считать сторонниками «консерваторов», вернуть себе контроль над партией и тем самым сократить влияние правительства, олицетворяющего собой «реформаторское» крыло. Однако следует ­подчеркнуть: подобное разделение на «консерваторов» и «реформаторов» носит довольно условный характер, и понять реальную расстановку сил ­внутри Коммунистической партии Вьетнама крайне затруднительно, принимая во внимание закрытость режима и отсутствие ­достоверных данных.

Заметим, что Россия и Вьетнам — стратегические партнеры, Нгуен Суан Фук несколько раз встречался с Владимиром Путиным. В частности, в 2021 году он побывал в Москве на встрече с нашим президентом. Тесные еще со времен Вьетнамской ­войны связи двух стран с начала СВО на Украине испытывались на прочность. Ханой не поддержал западные санкции против России. При голосовании по украинскому вопросу в ­Генассамблее ООН Вьетнам воздержался, а также проголосовал против исключения России из Совета по правам человека ООН.

Нынешняя отставка Фука случилась буквально накануне широко празднуемого в стране Нового года по лунному календарю, что объективно отодвинуло окончательное решение кадрового вопроса. 18 января национальное собрание Вьетнама лишь утвердило эту отставку, и на данном этапе, в соответствии с конституцией страны, должность и. о. главы государства перешла к вице-президенту Во Тхи Ань Суан. Она стала второй женщиной в истории страны, исполняющей обязанности президента. Ее предшественницей в 2018 году была Данг Тхи Нгок Тхинь, но этот пост она занимала всего один месяц, после чего уступила его мужчине — товарищу Фуку. Судьбу этого поста должно решить окончательно на своем заседании национальное собрание. Ответить на вопрос, кто станет новым президентом страны, не представляется возможным, поскольку никаких «утечек в прессу» или еще куда‑нибудь во Вьетнаме просто не бывает. Впрочем, по большому счету это не имеет принципиального значения. Компартия крепко держит власть в своих руках, проложенный путь менять не намерена, так же как и не собирается ломать траекторию развития Вьетнама. По крайней мере — в ближайшем будущем, пока экономические успехи перекрывают все политические проблемы.


#Вьетнам #президент #политика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 20 (7349) от 03.02.2023 под заголовком «Встряска без изменений».


Комментарии