Встречи без галстуков. Чем живет крупнейший в мире детский центр Артек

Конкурс на путевку - как в престижный вуз, но «поступить», уверяют, можно без блата. Цена путевки - как у загранпоездки, но платит государство. У Артека три эпохи: советская, украинская, с 2014-го российская, в ходе которой уже вспомнили и советскую: возрождают задуманный полвека назад проект. Кажется, что «Артек - это лето». На самом деле Артек - это круглый год; правда, тут и в декабре доходило до +25. Мы узнали, каково принимать детей из 76 стран, если те страны напоминают «про аннексированный Крым»; что делает в Артеке Следственный комитет; и, главное, почему артековцы не ненавидят тихий час.

Встречи без галстуков. Чем живет крупнейший в мире детский центр Артек | Некогда несбыточный проект, лагерь «Солнечный», откроется в 2021 году. Тогда  с воды будет открываться, как говорят, абсолютно фантастический вид. ФОТО АВТОРА

Некогда несбыточный проект, лагерь «Солнечный», откроется в 2021 году. Тогда с воды будет открываться, как говорят, абсолютно фантастический вид. ФОТО АВТОРА

Больше княжества Монако

Первый сюрприз: можно час ходить по Артеку и не встретить ни одного ребенка. Притом что их только в одну смену почти 3 тысячи 400.

- Артек - это 218 гектаров, из них 102 - парковая зона. Мы больше княжества Монако, есть где рассредоточиться, - комментирует Татьяна Григорец, главный консультант по музейным и экскурсионным программам (да, в Артек устраивают экскурсии). - Дети либо в походе, либо на море, либо в столовой, либо в кружках.

Тем, кто в Артеке не был, он представлялся чем-то вроде пансионата для партэлиты - белые здания с колоннами, статуи девушек с веслом и пионеров с горнами. Поэтому на всякий случай: не так.

Артек не лагерь, хотя для удобства его так называют. Это вроде матрешки. Внутри Международного детского центра (члена Международной ассоциации детских лагерей) - крупные локации «Горный» и «Прибрежный»; внутри каждой - сами лагеря (например, в «Прибрежном» - лагеря «Лесной», «Полевой», «Речной», «Озерный»). И, наконец, в каждом лагере именные корпуса - скажем, в «Речном» их пять, по названиям рек России: «Волга», «Енисей» и т. д.

Лагерей в Артеке девять, все увидишь разве что с высоты птичьего полета: утопают в зелени на разных ярусах холмистой местности. Девять спортплощадок, центральный стадион, четыре открытых бассейна с горками, два крытых бассейна с морской водой, свой порт, веревочный парк, скало-

дром, теннисные и тренажерные залы, классы для занятий борьбой... 7 км галечного пляжа - от подножия «открыточной» горы Аю-Даг до «открыточной» скалы Дженевез-Кая у поселка Гурзуф.

Яка цiна путiвки?

Этот вопрос задал на одном из сайтов об истории Артека читатель.

- Большинство отдыхающих детей - с Украины, - комментируют сотрудники.

«Большинство» - имеется в виду из зарубежных. В том числе из тех стран, с которыми у России отношения, как бы сказать, неровные. В Артеке не допустят фотосъемки или беседы с детьми без разрешения родителей (журналисты сюда наведываются регулярно), чтобы не поставить ребенка в неловкую ситуацию на родине. Между тем Артек упорно продвигает линию «детской дипломатии»: трудно ненавидеть того, с кем сидел у костра; трудно невзлюбить страну, где обзавелся друзьями.

В этом году в июльской смене был побит рекорд последних сорока лет: лагерь собрал школьников из 76 стран, больше было только в 1977-м на фестивале «Пусть всегда будет солнце». Школьники представляются: я из США, я из Иордании, я из Великобритании, I,m from Mexico, я из султаната Бруней...

В основном дети из семей эмигрантов и от смешанных браков, но немало и «просто» иностранцев: приезжают небольшими группами - это, считай, готовый отряд, со взрослыми сопровождающими. Об Артеке узнают через культурные центры при российских посольствах и международные программы.

С другими отрядами знакомятся на общеартековских событиях. Например, на квестах.

- Я Лина, я из Иорданского Хашимитского Королевства, - объявляет на чистом русском с виду абсолютно наша девчонка. - Сейчас будем учить вас фразам на наших языках. По-арабски «Привет!» - «Мархаба!», а «Как дела?» - «Киф аль-халь?».

- У нас немножко отличается, - на русском добавляет египтянин Рами: - «Как дела?» по-нашему «Амели?».

На другой площадке человек двадцать артековцев-младшеклашек играют в «Али-бабу».

- У игры много названий, но вообще-то она древнегреческая, - авторитетно объясняет им рослый парень Арсений. Он в греческом национальном костюме, поскольку сам из Греции, даром что белобрысый. Если верить Арсению, чуть не каждая наша дворовая игра родом из Эллады.

...Семь вечера, стрекочут цикады, по кипарисовой аллее идет отряд - ни маршем, ни гурьбой. С ужина на фильм «Волшебник». Артековская премьера опередила российскую на пару месяцев. Показ - в огромном белом комплексе «Артек-Арена» на 4,5 тысячи мест, построенном уже «при российской юрисдикции»

- Вы, ребята, молодцы! - приветствует Татьяна Григорец.

- Ар-те-ков-цы! - проходя мимо, хором в ответ.

Многие кричалки живы с советских времен. Это не смущает и иностранцев: пионерский клич «спелся» с американским чирлидингом, в Артеке его фестиваль проходит.

«Солнечный» взойдет

В следующем году Артеку 95 лет. В июне 1925 года на первой линейке у подножия Аю-Дага, или Медведь-горы, стояли всего-навсего 10 крымских пионеров. На следующий день приехали еще 70 москвичей, а всего в первое лето отдохнули 320 детей.

Вообще-то долгое время не было никакого лагеря под названием «Артек». Говорили «Лагерь юных пионеров в Артеке». Это урочище и речка, значений названия столько, что выбирай любое: хоть «перепелка» (с греческого «ортикиа»), хоть «медведь» (тоже с греческого, «арктос», по Медведь-горе), хоть от «артык» - с тюркского «наилучший».

Первый владелец здешних земель польский граф Густав Олизар назвал основанное в 1820-х имение, на наш слух, как-то по-медицински, «Кардио-трикон». Правда, в переводе это лиричное «Утешение сердца»: граф исцелялся от безнадежной любви к Марии Раевской, будущей «декабристке».

Первой задачей лагеря Артека тоже было оздоровление. Замнаркома здравоохранения Зиновий Соловьев указал: направлять детей крестьян и рабочих крупных заводов; доля мальчиков - 70%. Этот гендерный дисбаланс сейчас не берутся объяснять, только отшучиваются: девчонки и так крепче.

Сейчас на месте тех первых четырех палаток - лагерь «Морской»: шесть малых корпусов и два больших. За смену принимает 550 детей. Именно в «Морском» четыре дня жила американка Саманта Смит, именно в нем потом гостила «наша Саманта» Катя Лычева. Погибшая Саманта навсегда осталась 13-летней, 45-летняя Екатерина Лычева совсем недавно вновь приезжала к артековцам.

В 2014-м федеральный бюджет определил на реконструкцию Артека 11 млрд рублей: по нынешним нормам, лестничные пролеты расширили; удобства не на этаже, а в комнате; на ребенка по четыре «квадрата». Подлечили местные кедры, итальянские сосны и фисташки туполистные; гордо показывают на новый корпус, причудливо изогнутый, - проект изменили специально, чтобы подладиться под растущую рядом почтенную метасеквойю.

Артек не только реконструируют: воплощают давно задуманное. Автор возрожденного после войны Артека Анатолий Полянский спроектировал 12 лагерей. К распаду Союза было десять. Не построили «Солнечный» - тогдашними технологиями было не воплотить фантазию архитектора, будто взятую из фантастического города будущего. И не успели возвести «Воздушный».

Сейчас с моря - вид на огромную стройплощадку будущего «Солнечного». Заложены 12 корпусов, они террасами будут спускаться к морю, которое уже обкатывает камни пляжа - к открытию в 2021 году как раз галька получится.

«Солнечный» сразу увеличит население Артека почти на треть.

Лагерь «Воздушный», обещают, тоже в планах. Из прежней десятки лагерей осталось реконструировать «Алмазный».

«Загрузить достижения»

Да, насчет цены путевки. 80 тыс. рублей. Платит государство; от ребенка требуется только «загрузить достижения». Эту фразу знают уже 400 тысяч школьников: столько зарегистрировались на сайте «Артек.дети».

Артек всегда был поощрением, но иногда, чего уж там, поощрялись «кого надо» дети. С 2017 года путевки распределяет автоматизированная информационная система (АИС) «Путевка».

- Позиция государства - чтобы Артек не был «для элиты», - говорят сотрудники. - Автоматизированная система в этом помогла: не нужно проходить какие-то комиссии, ребенок просто сам загружает на ресурс свои грамоты, награды и ждет результата.

У регионов квоты по путевкам сообразно «численности детского населения». Регион сам решает, какой «вес» имеет то или иное достижение (где-то больше ценится робототехника, где-то - экологические проекты). В Петербурге уполномоченное лицо - комитет по образованию.

Регистрируешься на сайте «Артек.дети», «загружаешь достижения», система высчитывает баллы. Те, кто набрал больше, едет. Кто недобрал, может претендовать на нелетние смены, но поехать в Артек можно не больше раза в год. И заслуги действуют однократно. Хочешь поехать опять - заслужи заново.

Платные путевки есть, но их только 5%, и все равно нужно «загрузить достижения».

На сайте АИС «Путевка» в правилах написано: у родителя есть право вето. То есть ребенок путевку выиграл, а родитель ехать запретил. Крайне редко, но случается. Как правило, из-за денег: федеральный бюджет оплачивает пребывание в Артеке, но не дорогу. И не все регионы помогают, хотя многие уже берут на себя 50, а то и 100% оплаты проезда.

Местная легенда - прошлогодний артековец из Якутии: подросток живет в очень далеком селе, выиграл путевку и до населенного пункта, где хотя бы на автобус можно сесть, 50 км на перекладных и пешком добирался.

Есть еще одна возможность стать артековцем - через темпартнеров. Это еще одно местное выражение: «тематические партнеры». Роскосмос учит артековцев «читать» снимки со спутников и устраивает связь с МКС. Объединенная авиастроительная корпорация открыла лабораторию авиамоделирования. Молодые ученые Курчатовского читают лекции. Московская Бауманка рассказывает про композитные материалы. Биофак МГУ курирует исследования в парках. Следственный комитет дает мастер-классы по «гипотетико-дедуктивному и критическому мышлению» и криптографии.

Сейчас темпартнеров 94, на будущий год заявки о сотрудничестве подали 150. Если темпартнер проводит свои конкурсы, победа в них - путевка в Артек.

«Занятие» - от слова «занять»

- Я хочу спросить ребят: что вам здесь НЕ нравится? - интересуется на встрече со школьниками директор Артека Константин Федоренко (фото на сайте - в деловом костюме, тут - джинсы, футболка, кепка).

Иностранцы не тушуются, тянут руки.

Парень из Марокко, по-русски:

- Почему мы купаемся в таком маленьком пространстве?

Парень в точку попал. В самую суть «философского конфликта» между свободой и безопасностью.

- Понимаешь, глаз может одновременно держать в своем поле не более десяти элементов - в нашем случае, ребята, вас, - констатирует директор.

Море здесь быстро уходит вглубь, поэтому буйки близко к берегу, купаются только по десять человек, и настороже минимум трое взрослых - вожатый, спасатель, медработник.

Справедливости ради: конфликт свободы и безопасности не остановил парня из Марокко от уже третьей поездки в Артек.

Еще один «мировоззренческий конфликт» - между «быть со всеми» и «быть самому по себе».

- Иностранные журналисты спрашивали: «А где ребенок может побыть наедине с собой?» - вспоминают сотрудники. - Но это не пятизвездный отель, не клуб по интересам. Это детский лагерь, социализация. Побыть одному можно в тихий час, хоть в смартфоне играй, лишь бы другим не мешал.

К слову, тихий час (в Артеке его издавна называют «абсолют», от «абсолютная тишина») дети, как положено, ненавидят. Первые пару дней. Потом, рассказывает директор, на предложение обойтись без него протестуют: «Не трогайте святое!».

Идеальный результат артековского отдыха - «здоровая усталость». Праздность - грех. Уборкой здесь занимаются службы, но школьники вечно заняты.

- Чтобы ребенок дурью не маялся, надо просто сделать так, чтобы у него на дурь времени не оставалось, - лаконично сформулировали педагоги.

Можно бы подумать, что артековцам и есть некогда. Однако тут пятиразовое питание. «На завтрак, обед и ужин по три комплекса на выбор, - уточняет Андрей Семенов, региональный управляющий ЗАО «Комбинат дошкольного питания». - Если вегетарианец - хоть три салата бери. Если непереносимость чего-нибудь, мы подстроимся».

Каждый день - блюдо какой-нибудь национальной кухни, иногда с мастер-классом по приготовлению. Сегодня, например, дагестанский салат Цада.

По СанПиНу, ребенку положено не меньше 2550 Ккал в сутки. Тут - 3750 «с учетом физической и образовательной нагрузки: ну вот ребята сейчас поедят - и пойдут на шлюпках».

Пионеры, герои

- Угадайте, чего тут не хватает? - Татьяна Григорец показывает на масштабное мозаичное панно: алые паруса, костер, пионеры... и правда, некоторая пустота в правом углу.

Чего тут гадать: Ленина не хватает. Профиль Ильича убрали когда-то накануне визита супруги тогдашнего президента Украины Ющенко.

При этом 11-метровая артековская статуя Ильича невозмутимо стоит. «Под присмотром Ленина и черноморским солнцем подростки в матросской форме учатся семафорить, вскидывая к небу красные флажки...» - написала журналистка «Таймс», побывавшая в Артеке в начале лета.

Местная пресс-служба тактично напоминает журналистам: Артек не пионерлагерь (автоматически так и тянет написать). Но от пионерского прошлого не открещиваются, каждого гостя ведут на Аллею пионеров-героев.

Володя Дубинин, артековец 1941 года, - года не пройдет, как он, 14-летний разведчик, погибнет при разминировании керченских каменоломен. Испанец Рубен Ибаррури, артековец 1936 года, сын испанской коммунистки; в войну командир пулеметной роты; умер после тяжелого ранения, 22 года, Герой Советского Союза посмертно. Витя Коробков, артековец 1938 и 1941 годов; в войну партизанил; расстрелян, 15 лет. Болгарка Лили Карастоянова, артековец (здесь не говорят «артековка», феминитивы не в ходу) 1929 и 1930 годов; фронтовой корреспондент, партизан, погибла в бою, 25 лет...

Всего 12 бюстов. Собрали информацию о еще 12 артековцах-героях, пьедесталы уже готовы.

«Губернаторский лагерь»

В 2014-м российский Артек начинал с 6 тысяч школьников. В этом году было выделено 43 тыс. 633 путевки: побит рекорд 1985 года, когда в Артеке отдохнули 36 тыс. 892 человека.

За пять лет артековцами стали 79 тысяч школьников - но претендовали на путевку, повторим, 400 тысяч. Поэтому Артек намерен развиваться и вне Артека: стартовал проект «Губернаторский лагерь» - по планам, через пять лет в каждом регионе появится площадка, работающая по артековским технологиям. Сейчас таких три: в Ярославской и Курской областях и в Ханты-Мансийском АО.

О планах конкретно Артека его директор говорит:

- В России 42 тысячи школ. Больше 15 миллионов школьников. И ведь они еще не артековцы...

#Артек #Крым #дети #отдых

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (6530) от 23.09.2019 под заголовком «Встречи без галстуков».


Комментарии