Все средства хороши. Как дроны боролись с борщевиком в Ленобласти
Нынешним летом в Ленобласти над полями, загаженными борщевиком, кружили дроны-опрыскиватели. Сотрудники регионального филиала «Россельхозцентра» проводили опыты по борьбе с самым несгибаемым сорняком нашего времени при помощи квадрокоптеров.
Фото: Pixabay
Примечательно, что первый беспилотник вышел на бой почти что в юбилейную дату: в мае нынешнего года исполнилось ровно десять лет, как правительство Ленинградской области утвердило целевую программу борьбы с борщевиком Сосновского.
План был рассчитан на пятилетку – до 2015-го включительно. В конце финишного года областные власти объявили, что региональной программы борьбы со злостным сорняком больше не будет. И что будут предприняты иные способы воздействия на разрастающуюся «экологическую катастрофу».
К тому времени борщевик уже был исключен из Госреестра селекционных достижений и из Общероссийского классификатора продукции, благодаря чему наконец утратил статус сельхозкультуры и был официально объявлен сорняком. Справедливости ради: это стало возможным во многом благодаря усилиям правительства Ленинградской области.
Пять лет назад программная борьба с сорняком в регионе не остановилась. Правда, полномочия вместе с финансированием были переданы на муниципальный уровень. В основном – сельским поселениям. Хотя контроль за процессом остался за областным комитетом по агропромышленному комплексу.
Администрации поселений разработали свои «антиборщевиковые» программы на 2016 – 2018 годы с продлением до 2020-го. Причем кто-то отнесся к делу серьезно, а большинство – формально. Уничтожали сорняк и на территории муниципальных образований, и на землях сельскохозяйственных предприятий. Делали это в основном ядохимикатами.
За десять минувших лет в оборот возвращено около 30 тыс. гектаров сельхозземель. По большому счету капля в море. Может быть, ситуацию спасут дроны-опрыскиватели?
Итоги их работы специалисты «Россельхозцентра» подвели нынешней осенью. Выявили немало преимуществ по сравнению с ручным опрыскиванием сорняка. Во-первых, возможность обработки земель в труднодоступных местах. Во-вторых, ее точность (ориентир идет по GPS-координатам) и экологичность (соблюдение регламентов применения препаратов снижает пестицидую нагрузку на обрабатываемые земли). К тому же отсутствует непосредственный контакт людей, работающих с ядохимикатами.
Однако при всех плюсах заключение специалистов прозвучало так: «Массовое применение дронов-опрыскивателей для уничтожения борщевика в регионе сегодня сложно представить». Сдерживающий фактор – относительно низкая емкость аккумулятора коптеров и, как следствие, необходимость частой подзарядки устройства. А это в полевых условиях не всегда представляется возможным.
Кроме того, существуют ограничения по грузоподъемности машин. В большинстве случаев объем рабочего раствора в баке дрона не превышает 10 литров. При использовании же машин с большей грузоподъемностью – и, следовательно, большей массой самого агрегата – требуется согласование полета с оперативными органами Единой системы воздушного движения РФ.
Тем временем многие продвинутые фермеры считают, что совсем не обязательно травить борщевик ядохимикатами. Так, глава одного из фермерских хозяйств Наталья Анушкевич несколько лет назад высадила в зарослях борщевика в Кировском районе Ленобласти... топинамбур. «Земляная груша» очистила территорию от агрессора. Потом опыт повторили на экспериментальном поле Агрофизического института в Гатчинском районе.
Работой Анушкевич заинтересовался Минсельхоз – результаты продемонстрировали на федеральном уровне. Технология была запатентована. Появились последователи. А вместе с ними и оппоненты, обратившие внимание на то, что при определенных обстоятельствах сам топинамбур может стать сорняком. Но для последователей никаких «определенных обстоятельств» не существует – отвоевав у борщевика территории, они сконцентрировали внимание на культурном возделывании топинамбура, на производстве продовольственной «земляной груши».
Наша справка
* По информации «Россельхозцентра», в борьбе с борщевиком Сосновского в нынешнем году принимали участие 95 сельских и городских поселений Ленинградской области, а также 34 сельхозпредприятия.
* Общая площадь химических обработок составила 9 тыс. гектаров.
* В сельских и городских поселениях обработка проводилась двукратно. На территории сельхозпроизводителей – как двукратно, так и однократно.
* Проведены обследования на засоренность борщевиком площади более 180 га.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (7057) от 24.11.2021 под заголовком «Дроном или топинамбуром?».
Комментарии