Время для перемен. Какие поправки хотят внести в Конституцию РФ?

Общероссийское голосование по поправкам в Конституцию Российской Федерации, как известно, перенесено в связи с угрозой распространения коронавируса на более поздний срок. Но изменения в Основной Закон страны по-прежнему остаются актуальной темой, интересующей наших читателей. Россиянам предстоит ответить на один вопрос: «Вы одобряете изменения в Конституцию РФ?». Поправки вступят в силу, если их поддержат более 50% граждан, принявших участие в голосовании. Нынешние поправки вносятся в главы 3 - 8. Это не затрагивает фундаментальных основ и не предусматривает изменения первой (по основам конституционного строя), второй (о правах и свободах человека) и девятой (конституционные поправки и пересмотр Конституции) глав.  Как подчеркивал не раз президент РФ, это не новая Конституция, а корректировка действующей. Что же предлагается одобрить россиянам?

Время для перемен. Какие поправки хотят внести в Конституцию РФ? | ФОТО Антона Новодережкина/ТАСС

ФОТО Антона Новодережкина/ТАСС

* Среди предложенных изменений в Основной Закон страны - приоритет Конституции РФ над международным правом на территории России: международные договоренности, подписанные РФ, действуют только в той части, в которой они не противоречат Конституции. В настоящее время нормы международного права и международного договора в соответствии с 15-й статьей Конституции являются составной частью правовой системы России. И если международный договор устанавливает отличные от российских законов правила, то применяются нормы международного договора. Шаги к этой поправке были предприняты еще в

2015 году при подписании закона, который наделил Конституционный суд (КС) правом признавать неисполнимыми решения международных судов, включая Европейский суд по правам человека, если эти решения противоречат законам страны. По мнению председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрея Клишаса, поправка позволит достичь «всей полноты государственного суверенитета».

* Вводится ужесточение требований к кандидатам на президентский пост: необходимо проживать в России не менее 25 лет (это не распространяется на жителей Крыма) и не иметь иностранного гражданства. Сейчас срок меньше - 10 лет. Возраст остается прежний - не моложе 35 лет.

Также поправками предлагается убрать ограничение «не более двух президентских сроков подряд» и заменить на «не более двух президентских сроков».

Кроме того, обнуляется срок пребывания на должности нынешнего президента, что позволяет ему вновь баллотироваться в 2024 году. По мнению директора Центра политической конъюнктуры Алексея Чеснакова, это поможет России сохранять стабильность. Петербургский политолог Станислав Еремеев также полагает, что для России, страны специфичной по территории, с особым складом культуры, «очень важно иметь сильную президентскую власть».

* Имеющим двойное гражданство или вид на жительство иного государства запрещено занимать государственные должности. Запреты коснутся глав регионов, депутатов Госдумы, министров, судей, прокуроров и ряда других должностных лиц. Запрет действует и сегодня, а поправкой предполагается закрепить его на конституционном уровне. Кроме того, высшим должностным лицам поправками запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России.

Политолог Владимир Слатинов считает, что запреты усилят национальную ориентированность политической элиты. С ним солидарна эксперт РАНХиГС Екатерина Агеева, заявившая, что уж «если человек хочет служить России, то он не может иметь никаких интересов за рубежом». По мнению генерального директора Центра политического анализа Павла Данилина, самое важное в этих поправках - «это укрепление государства, укрепление института власти как такового».

* В Конституции «прописывается» Госсовет (сейчас его нет в документе), что усиливает позиции губернаторов в процессе принятия решений на федеральном уровне. Согласно поправке, президент формирует Государственный совет Российской Федерации в целях «обеспечения согласованного взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики». Статус Госсовета будет определяться специальным федеральным законом, пока же это совещательный орган без каких-либо полномочий.

Руководитель Института социально-экономических и политических исследований Дмитрий Бадовский отмечает, что любой орган после приобретения конституционного статуса становится сильнее, тем более что «фиксируется роль Госсовета как органа стратегического анализа и планирования национального развития». Позитивно оценивает появление нового центра силы одновременно с усилением парламента и директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. По его мнению, «для такого государства, как Российская Федерация, сложнейшего по своей структуре, система управления должна включать в себя много компонентов, системы сдержек и противовесов».

* Усиливается роль Государственной думы: она получит право утверждать кандидатуру председателя правительства РФ, предлагаемую президентом. Также Госдумой будут утверждаться заместители председателя правительства и федеральные министры (за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет президент, в частности министров силового блока), представляемые председателем правительства. Сейчас эти полномочия являются прерогативой президента. За главой государства сохранится право на отстранение премьера или иных министров при утрате доверия или ненадлежащем исполнении должностных функций. За президентом также будет сохранено право руководства армией и силовыми структурами. Кроме того, в Основном Законе планируется указать условия, при которых президент сможет распускать Госдуму. В частности, это станет возможным при неутверждении палатой премьера или членов правительства. Если Госдума трижды отклонит кандидатуру премьера, президент будет вправе (но не обязан) распустить ее и назначить новые выборы.

По мнению генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, нынешние поправки к Конституции - «это новый шаг в развитии государственных институтов и парламентаризма как важнейшего аспекта нашей государственности. Роль партий резко возрастет, они начнут играть принципиально новую роль в российской политической системе».

* Возрастает и роль Совета Федерации: руководители федеральных органов исполнительной власти, ведающие вопросами обороны и безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, а также генпрокурор и прокуроры регионов будут назначаться президентом по итогам консультаций с верхней палатой российского парламента. Сейчас, к примеру, прокурор Санкт-Петербурга назначается президентом по представлению генерального прокурора и согласовывается Законодательным собранием. Также к ведению Совета Федерации предлагается отнести прекращение - по представлению президента - полномочий судей Конституционного суда, Верховного суда, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступков, порочащих честь и достоинство судьи. Теперь в Совфеде будет не более 30 представителей РФ, назначаемых президентом, из них не более семи могут быть назначены пожизненно, в их числе - экс-президенты.

По словам вице-спикера Совета Федерации Андрея Турчака, обе палаты парламента получают новые полномочия. С учетом встраивания муниципалитетов в единую систему публичной власти, полагает он, «эти новшества защитят страну от ошибочных инициатив со стороны власти». Экономист Михаил Делягин рассматривает фиксацию в Основном Законе Госсовета и расширение полномочий Госдумы и Совета Федерации как увеличение демократичности и большей гибкости управления: власть будет распределяться более равномерно, что дает большую «устойчивость в предстоящих глобальных кризисах».

Если президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, Дума и Совет Федерации вновь рассматривают закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 депутатов Думы, то он подлежит подписанию президентом. Но глава государства имеет право отправить закон в КС на рассмотрение его конституционности. Если этот суд не подтвердит конституционность закона, президент возвращает документ без подписания. А если подтвердит, то президент обязан подписать закон в течение трех дней.

Поправки дают право президенту осуществлять общее руководство правительством и председательствовать на заседаниях кабинета министров. Председатель правительства, указывается в тексте документа, несет персональную ответственность перед президентом за осуществление возложенных на правительство полномочий.

В законе также есть поправка, предусматривающая возможность создания федеральных территорий, публичная власть на которых устанавливается федеральным законом, а местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть помимо столицы другой город.

Политолог Вячеслав Никонов считает, что предлагаемые поправки призваны сделать политическую систему страны более сбалансированной, поскольку они направлены прежде всего на улучшение функционирования государственного механизма и призваны конституционно зафиксировать достижения, которые произошли в стране со времени принятия Конституции в 1993 году.

* Усиливается роль Конституционного суда: он будет вправе проверять федеральные законы на конституционность по запросу президента до их подписания. В случае подтверждения конституционности закона президент его подписывает. Если же КС РФ не подтвердит конституционность закона, то глава государства возвращает проект в Государственную думу. Количество судей Конституционного суда сократится с 19 до 11. Политолог Вячеслав Никонов назвал поправки о КС одними из важнейших, позволяющими усилить сбалансированность всех ветвей власти.

* Еще одна норма, защищающая суверенитет страны, - «запрет на все действия, связанные с отчуждением территорий, будь то призывы или другие действия». Завкафедрой общей политологии НИУ ВШЭ Леонид Поляков среди главных поправок выделил именно эту, так как Россия должна обеспечивать защиту своего суверенитета и территориальной целостности. «Любые попытки Запада оспорить, например, принадлежность России Крыма или других территорий теперь будут являться покушением на национальный суверенитет и волю российского народа, выраженную в голосовании за Конституцию», - констатирует политолог Александр Пожалов.

* Поправки утверждают принцип единой системы публичной власти, механизмов эффективного взаимодействия между государственными и муниципальными органами (при расширении возможностей местного самоуправления). МСУ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.

Это позволит лучше решать проблемы людей на местах - такое мнение высказал председатель Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев. «Поправки не ликвидируют самостоятельность местного самоуправления и не предполагают слияние государственных и муниципальных полномочий. Однако благодаря этим изменениям органы местного самоуправления будут на системной основе встроены в государственную повестку», - уверен эксперт.

* Ряд поправок закрепляет меры социальной поддержки. Они устанавливают, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не может быть ниже прожиточного минимума, и закрепляют ежегодную обязательную индексацию пенсий, пособий и иных социальных выплат. На конституционном уровне определяется, что система пенсионного обеспечения формируется «на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений», обеспечивает принцип достойного пенсионного обеспечения (включая регулярную индексацию пенсий).

По мнению заместителя председателя комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике Екатерины Курбангалеевой, таким образом государство будет обязано всегда обеспечивать необходимый уровень социальной защиты россиянам. А первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский считает, что поправка в Конституцию РФ об индексации пенсий усилит социальные гарантии для людей пенсионного возраста - в случае ее неисполнения граждане смогут обращаться в Конституционный суд.

«Закрепление в Основном Законе широкого перечня социальных гарантий позволит по-новому раскрыть принцип социального государства, заложенный в Конституции, наполнить его конкретным содержанием, перейти к реальным шагам, которые помогут гражданам чувствовать уверенность в завтрашнем дне, знать, что в любой ситуации они могут рассчитывать на помощь своего государства», - прокомментировала поправки спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

«В Основном Законе будет закреплено понятие брака как союза мужчины и женщины, поддержка наших соотечественников, что семья и дети - это приоритет государственной политики», - отмечает вице-спикер Госдумы Петр Толстой.

А первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский обращает внимание на закрепление в Конституции положений о регулировании трудовых отношений. «Стирается грань между теми, кто работает в бюджетной сфере, в коммерческой, с точки зрения обеспечения безопасных условий труда, своевременности выплат заработной платы и социальных гарантий», - уточнил Рязанский.

* Другие поправки направлены на поддержку семейных ценностей, обеспечение доступного и качественного образования, здравоохранения, достойного уровня жизни. Президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии член рабочей группы по внесению поправок в Конституцию РФ Леонид Рошаль отметил, что поправки по здравоохранению гарантируют обеспечение доступности и качества медицинской помощи для каждого человека в России. «Это то, чего хочет весь российский народ: чтобы здравоохранение было доступное, качественное и чтобы каждый человек был им доволен», - сказал известный врач.

Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов отметил появление в тексте обязанности государства по обеспечению доступной и качественной медицинской помощи, сохранению и укреплению общественного здоровья, созданию условий для ведения здорового образа жизни. Депутат также подчеркнул закрепление полномочий органов местного самоуправления, обеспечивающих доступность медпомощи в пределах своей компетенции.

* В Конституции предлагается провозгласить детей важнейшим приоритетом государственной политики. В случае принятия таких поправок Россия станет единственной страной, сделавшей приоритетом государственной политики детей, отметила первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева. «Для правительства и региональных органов исполнительной власти этот критерий станет основной точкой приложения их усилий», - считает руководитель Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян.

* В Конституции будет записано, что государственным языком РФ является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов России. При этом всем народам гарантируется право на сохранение родного языка. Поправка о русском языке закрепляет в Конституции его связующую и объединяющую сущность. Член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Маргарита Лянге напомнила в своем комментарии, что в России и сейчас русский язык - государственный, язык межнационального общения. «Но чтобы мы и дальше были единым целым и могли друг друга понимать, нужен один язык. Исторически так сложилось, что таким является русский язык. Недавно казалось, что это само собой разумеется. Но мир меняется, сомнению подвергаются даже аксиомы. Поэтому, чтобы не повторить библейскую историю о Вавилонской башне, русский язык необходимо охранять - закрепить в Конституции его статус как связующую нас сущность», - пояснила эксперт.

* Поправка о том, что культура России является уникальным наследием многонационального народа и охраняется государством, даст развитию отрасли новый импульс и позволит сформировать единое культурное пространство на территории РФ - так полагает генеральный директор Государственного центрального музея современной истории России Ирина Великанова. По ее мнению, «финансирование этой сферы, то, как она развивается, не будет зависеть от воли какого-то конкретного чиновника или какого-то региона».

* Кроме того, в Конституции подчеркивается важность традиционных ценностей российского народа, появится упоминание бога: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство».

Поправками прописывается, что РФ «чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды», а умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается. Президент фонда общественной дипломатии «Диалог» Ирина Ульянова назвала эту поправку наиболее острой - в последнее время, напомнила она, участились попытки пересмотра роли Советского Союза во Второй мировой войне. «Особое отношение к воинам-победителям, на мой взгляд, является неотъемлемой частью нашей культуры, и, соответственно, правильным является решение закрепить это отдельным пунктом в Конституции», - отметила Ульянова.

* «Это уникальный случай, когда в поправках участвуют общественность, палаты парламента, регионы и весь народ», - заявил председатель Института избирательного права Игорь Борисов. И по итогам этого широкого обсуждения в Конституцию предлагается также внести поправки о сохранении уникального природного и биологического многообразия страны, формировании в обществе ответственного отношения к животным. Не остались без внимания и тема экологии, поддержка волонтерства и многие другие актуальные темы.

* * *

«Ключевое значение имеет даже не содержание поправок, а то, что в стране происходит важнейшее политическое событие и граждан приглашают высказать мнение», - подчеркнул председатель правления фонда «Центр политических технологий» Борис Макаренко. Схожего взгляда придерживается и спикер Законодательного собрания Петербурга Вячеслав Макаров: «Это ответ на общественный запрос, на перемены. Конституционные поправки открывают новый этап в истории России, создавая условия для устойчивого эволюционного развития нашей страны на десятилетия».

Подготовила Людмила ТИМОФЕЕВА

#конституция #закон #поправки #права человека

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 060 (6658) от 10.04.2020 под заголовком «Время для перемен».


Комментарии