Вожатый с доставкой на дом. Онлайн-лагеря в России продолжат работу

Проект, который затевался в пандемийное время как бесплатные летние онлайн-лагеря только для петербургских школьников, в итоге охватил детей из 13 регионов России и 10 стран. И продолжится вне зависимости от времени года и эпидобстановки. О том, как далось беспрецедентное «удаленное» лето, как откликались дети и родители, а также о будущем проекта «Онлайн-центр «Мегагерц», созданного на базе РГПУ им. А. И. Герцена, мы поговорили с Раисой БОГДАНОВОЙ, его инициатором и руководителем. Раиса Умяровна, доктор педагогических наук, сама в прошлом вожатая: из 28 лет работы в школе десять – «вожатские». Все это в сочетании с научно-методическим знанием организационной работы, по ее же словам, – «гремучая смесь».

Вожатый с доставкой на дом. Онлайн-лагеря в России продолжат работу | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

– Онлайн-лагеря в стране начинали работать в ситуации полнейшей неопределенности. Как было у «Мегагерц»?

– Идея возникла еще в конце апреля, тогда и в Ульяновском педагогическом университете, и в знаменитом центре «Океан» на Дальнем Востоке заговорили об онлайн-сменах: учебный год заканчивался на дистанте, было непонятно, откроются ли вообще лагеря, надо было как-то занять детей. А мне хотелось понять, чем в этом могут помочь студенты нашего вуза.

Я первым делом даже не вожатых искала. А администраторов, которые сами будут подбирать вожатых. В начале мая за три-четыре дня мы набрали административную команду, 55 студентов: по резюме смотрела, насколько активны, что умеют, есть ли опыт организаторской деятельности. Потом они на своих факультетах привлекали вожатых: только тех, кто прошел школу вожатского мастерства, но это обычное требование в любом детском лагере.

Создали группу «информационщиков», мы их назвали «контент-менеджеры»: десять человек, которые отражали всю жизнь онлайн-лагерей в соцсети. Поскольку все занятия с детьми проходили через экран – «говорящей головой» не отделаешься, нужно было визуализировать игры, викторины, поэтому появилась группа дизайнеров, это студенты с факультета изобразительного искусства. А видеоролики с занятий в «зуме» и скайпе делали монтажеры.

Команда вожатых-методистов с опытом вожатской деятельности составляла программы смен – в итоге у нас 60 авторских программ. Я ребятам говорила: «Это не развлекуха, каждая смена на что-то работает. Вот с вами ребенок смену провел – он чему-то научился? С кем-то подружился?».

В результате сложилась команда 400 человек в возрасте примерно 19 – 23 лет. Были «в эфире» четыре месяца, 12 смен, с десяти утра до шести вечера. Поначалу каждый день, потом я все-таки высвободила ребятам субботу.

Мы не предполагали работать с большими группами детей: смысл в том, чтобы вожатый видел всех, общался с каждым. Для онлайна даже десять человек – многовато.

Мне потом коллеги часто говорили: «А! Так и у нас студенты в онлайне что-то для детей проводили». Нет. Того, что получилось у нас, нет нигде: целое онлайн-учреждение с пятью лагерями, но главное — студенты не только исполнители, но и организаторы.

– Менеджеры, дизайнеры, монтажеры – уже на производство похоже...

– Так и есть, это технология. И если в центре «Океан» вожатые жили все-таки на его территории и у них была технологическая база, телестудия, то наши ребята уже разъехались на каникулы по разным городам. Так что процесс был такой: дети на удаленке, один вожатый вещает из Перми, другой из Самары...

– Чем отличаются онлайн-смены от обычных? Ну кроме очевидного: они короче и все общаются через экран.

– Обычный лагерь – это «дети к нам приехали». В онлайн-лагере это не работает. Дети живут своей жизнью, а вот когда захотят, мы приходим к ним «домой». Потому у нас и слоган был: «Лето с доставкой на дом».

Еще одно отличие, о котором нечасто говорят: дистанционные занятия показали, как живут семьи. Все время звучит: «Школа должна работать с семьей», – но семья обычно не пускает в свой мир. А тут получилось, что мы видим, в какой обстановке живет ребенок. Где порядок, где беспорядок. Где какой уклад, какие отношения. В одной семье папа надевает хоккейную форму, чтобы в роли хоккеиста дать дочке видеоинтервью, а в другой ребенка оттаскивают от экрана: «Иди есть!».

Были и очень отзывчивые родители, и те, кто отнесся к онлайн-сменам потребительски: до них иногда было не дозвониться, чтобы нужную информацию передать. Правда, если родительские отзывы почитать – все благодарны.

Кстати, насчет «общения через экран». Странно прозвучит, но мы рассматриваем компьютер как средство, которое позволяет оторвать ребенка от компьютера. Все-таки настоящая жизнь – это «офлайн». Интернет нужен только для того, чтобы эту реальную жизнь улучшить.

Воспитание, по педагогу Станиславу Шацкому, – «организация разумной детской жизни». Вот мы и старались сделать так, чтобы дети не смотрели все время в экран, а через экран учились готовить (в кулинарных классах у нас иногда семьями участвовали), ухаживать за домашними животными, за цветами. Что делать, если пятно на одежду посадил? Как дыру зашить? В общем, то, что просто нужно уметь.

Все сетуют на то, что дети сидят в Интернете. А мы создаем в Интернете особую среду, педагогически организованную.

– Какое из занятий особенно запомнилось?

– Были разные форматы: игры, мастерские, викторины. Я бы отдельно упомянула «Мегавстречи». Мы приглашали в прямой эфир молодежь, преуспевшую в разных сферах деятельности. Предприниматель, блогер, продюсер – всего прошло 14 встреч с такими героями. С каждым заранее созванивались, прорабатывали тему.

Например, девушка, успешный предприниматель, говорила не о бизнесе, а о том, как заработать на мечту. Она из Омска, в школе хотела попасть с классом на экскурсию в Петербург, но родители не дали денег. И, говорит, «тогда я поняла, что сама за все отвечаю». И в те свои 14 лет начала подрабатывать, чтобы осуществить мечту и приехать в Петербург. И ведь это не только о том, что надо заработать, но и о том, что ради мечты нужно иногда себя в чем-то ограничивать.

Или еще одна героиня «Мегавстреч»: молодая многодетная мама – она провела в прямом эфире научное шоу, причем ее дети ей «ассистировали».

– «Мегагерц» создавался для петербургских детей, а вам, я видела, благодарность из Болгарии пришла.

– Вожатых у нас собралось много, в какой-то момент решили «заглянуть» в другие российские регионы. Но если в Петербурге мы действовали через комитет по образованию, детей через школы набирали, то в регионах я уже по своим знакомым коллегам в вузах «пошла». Ну и самих ребят-вожатых в других городах просила: «Свяжитесь со школами по соседству». Так больше 200 детей набралось.

А в начале августа появилась идея внести международную составляющую. Тоже пошла по наработанным связям в центрах русской культуры. Армения, Казахстан, Киргизия... Коллегу в Эстонии попросила: «Поспрашивай по соседям, по семьям». Только, говорю, в министерство не обращайся, а то переписка – дело долгое.

И пошло-поехало. Десять стран: в Германии семьи откликнулись, в Дании. Даже один ребенок из Великобритании у нас был.

– Русскоязычные?

– Часто из смешанных семей. Дети по-русски уже плохо говорят, но в семьях, видимо, хотят поддерживать язык.

– А как занимались, если у стран разница во времени?

– Да, у нас десять утра, а в Англии минус два часа. Но практика показала, что не нужно жесткого расписания – как я уже говорила, это не дети к нам пришли, это они пускают нас «в гости».

– Немного циничный вопрос. Зачем такая пахота студентам? Деньги не приносит, а чтобы практику засчитали, достаточно одного месяца.

– Мы рассматривали проект как волонтерский. Я, правда, нашла небольшую поддержку в службе занятости «СтудРабота.РФ», но деньги получали те, у кого совсем не было финансовых возможностей. Да и с учетом того, сколько ребята работали, эти 10 тысяч в месяц – так, «на еду».

И мне не хотелось, чтобы студенты к нам приходили из соображений «зачесть практику»: думаю, это убивает идею волонтерства. Все-таки должны приходить те, кого действительно «тянет». А вот то, что практику им университет зачел, – как бы бонус.

Но если говорить неформально, практика получилась колоссальная. Нашим ребятам сейчас что ни поручи – не растеряются: они знают «кухню», технологию.

– Вы сказали, что проект не закончился...

– Да, меня спрашивают, будем ли продолжать. Будем. Конечно, не в том бешеном летнем темпе и объеме: школы на период пандемии по-разному строят расписание, у детей домашние задания, уже открылись кружки. Наверное, будем делать более мягкий вариант, не на целый рабочий день.

Мы опросили студентов: сколько времени они готовы посвящать проекту на волонтерских началах? Оказалось – готовы, хотя бы два часа в неделю. Вы спрашиваете: «Зачем им это?». Это, повторю, ценнейший организационный опыт. Детские учреждения сейчас изменяются – по составу, по содержанию, по функциям. Учитель уже не транслятор знаний, а организатор процесса: познавательной деятельности, активностей и т. д. Надо это уметь.

Линию с иностранцами продолжим: русские зарубежные школы заинтересованы в общении с носителями языка. Другие регионы могут и к нам присоединиться, как это сделали в августе студенты Рязанского университета, а могут создать лагерь сами – мы покажем всю технологию.

Педагогическое волонтерство безусловно будет развиваться. В федеральный закон «Об образовании в РФ» были внесены изменения: воспитательная работа должна стать частью любой образовательной программы. В школах создаются отделения дополнительного образования – подразумевается, что и вторая половина дня в школах, «внеучебная», должна быть насыщенной. И во многом это должно быть самоуправление.

Кто этим займется? Учителю не разорваться: ему к урокам готовиться надо. Понадобятся помощники педагога-воспитателя – это и есть работа для вожатого. В том числе для онлайн-вожатого. Живого общения ничто не заменит. Но смешанный формат останется, он вообще-то сложился задолго до пандемии. Надо просто использовать его с умом.

#дети #лагерь #онлайн

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (6770) от 24.09.2020 под заголовком «Вожатый с доставкой на дом».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 Августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 Августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 Августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 Августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 Августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 Августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 Августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 Июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 Июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 Июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 Июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 Июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.