Вокзал без путей. Какую тайну хранит одна из главных точек притяжения Кировска?

Войдя на вокзал, к которому уже 30 лет не приходят поезда, я огляделся. Окон в помещении не было, перекрытия давно обвалились. Вместо плитки на полу росла трава, из стен пробивались юные деревца. Над отсутствовавшей крышей кружили голодные вороны, одна из которых затем прямо из руки вырвет остаток бутерброда. Неприличное слово, написанное у входа на лестницу, весьма точно характеризовало судьбу этого невероятного по красоте здания - вокзала станции Кировск-Мурманский.

Вокзал без путей. Какую тайну хранит одна из главных точек притяжения Кировска? | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Роскошный вопрос

Городов с названием Кировск в России несколько. Но самый живописный, пожалуй, этот - входящий в состав Мурманской области. Расположился он у подножья горного массива Кукусвумчорр. Некоторые жилые комплексы стоят прямо на горе, и в хмурую погоду последние этажи, надо полагать, уходят в облака.

Кировск - город, где начинает раскрываться красота Севера. Среди туристов он прежде всего известен своими горнолыжными трассами - в холодные годы сезон дотягивает до июня. А для кого-то это перевалочный пункт от Хибин до Териберки: переночевал - поехал дальше. Автомобилей из Питера из Москвы полно и во дворах, и у мест общепита.

Когда-то сюда можно было добраться и железной дорогой. Вокзал в Кировске существует и сейчас, вот только уже много десятилетий поезда к нему не приходят. Тем не менее, его помещение остается одной из главных городских достопримечательностей.

Вокзал этот не сильно младше города - лишь на восемь лет. Населенный пункт в 205 км к югу от Мурманска возник в начале 1930-х. Десятью годами ранее в Хибинах обнаружили богатые залежи апатито-нефелиновых руд. Летом 1929 года одновременно со строительством рудника и обогатительной фабрики здесь стали возводить рабочий поселок. Назвали его в честь местных гор Хибиногорском.

Строили в режиме экономии силами раскулаченных крестьян, высланных в эти широты. В октябре 1931 года населенный пункт получил статус города окружного подчинения. А после убийства в 1934 году первого секретаря Ленинградского облкома Сергея Кирова ему выдали сегодняшнее имя. Мурманский округ, в который входил Хибиногорск, относился в те годы к Ленинградской области.

Вокзал для Кировска начали возводить в 1934-м, а в 1939-м весь город шел на торжественное открытие. Из Ленинграда выписали лучших поваров и джазовый оркестр, закатив по случаю торжество на 500 персон. Это была махина в лучших традициях сталинского ампира. Залы с мраморными колоннами, высоченные потолки, гранитная облицовка фасада, бронзовые люстры и даже репродукция картины Айвазовского «Девятый вал».

Такое произведение архитектурного искусства, разумеется, стало главной достопримечательностью промышленного городка. А привокзальная пельменная — популярнейшим общепитом. Впрочем, вся роскошь этого великолепия не отменяла ключевого вопроса: для чего такой вокзал здесь нужен?

Понты дороже рациональности?

Население Кировска составляло на тот момент 22 тыс. человек. Оно и на пике не превышало 45 тыс. Молодому городку хватило бы и полустанка с помещением. Для чего потребовался такой размах, неясно до сих пор.

По одной из версий, вокзал отгрохали по случаю Всемирного конгресса горняков. Он должен был пройти в Кировске, и советская власть решила козырнуть роскошью. Однако пыль осталась не брошенной в зарубежные глаза - конгресс не состоялся.

Вокзал как часть грандиозного проекта по пробитию тоннеля через Хибины - другая версия. Поезда на Мурманск думали запустить напрямую cквозь горы. Но тут рациональность страдает еще сильнее. Железная дорога к столице Мурманского округа уже существовала - шла она вдоль Хибин и не была загружена. Маршрут сквозь горы экономил бы час-полтора. Овчинка явно не стоила выделки. Тем более, такой трудоемкой и дорогущей. Также говорят, что Кировск-Мурманский задумывался частью строительства алюминиевого комбината Кейвах и железной дороги от Апатитов до Гремихи.

Самой же забавной, а, значит, как водится, наиболее близкой к реальности, является гипотеза под названием «Перепутали». Согласно городской легенде, «лакшери»-станция предназначалась другому Кировску. Всего в СССР городов с таким названием было с десяток. Так вот, проезжая как-то раз мимо одного из этих «кировсков», товарищ Сталин остался недоволен вокзалом для города, названного в честь «такого видающегося человека». На его месте Коба якобы приказал построить здание «в лючших советских традициях». Однако в документах отобразил не тот Кировск. Но поскольку вожди, как известно, не ошибаются, указать на неточность никто не решился. Проще было построить вокзал не там.

Еще одна относящаяся к Сталину версия - что местные партийные бонзы, прознав о его намерении приехать, решили встретить Вождя народов красиво, и закатили такую стройку. Версия, очевидно, слабая, так как вокзал строился пять лет, а не по щелчку пальцев.

Рельсы, которые унесли

Как бы там ни было, вокзал-красавец открылся в 1939 году, став составной частью ветки до Кировска. Электрички от него шли до Апатитов. Там, пересев на станцию «Апатиты-1», пассажиры ехали в Мурманск, Ленинград и Москву. Поезда дальнего следования Кировск-Мурманский не проходили.

Уже в послевоенные годы был запущен беспересадочный прицепной вагон до Ленинграда. Он курсировал по отдельным дням. Также до распада СССР трижды в неделю ездила электричка до Кандалакши. А в начале 1990-х два раза в день приезжали электрички из Апатитов.

Роковой для вокзала стала перестройка. И не строительная, а политическая. С развалом СССР составы в этом направлении ходили все реже. Помещение большей частью пустовало, и в 1996 году его вместе с железнодорожной веткой до станции «Титан» закрыли. Контактную сеть и пути начали демонтировать через три года, и вскоре вокзал вошел в предсмертное состояние.

Денег на охрану красивого, но бесполезного здания не выделялось. На места пассажиров пересели бомжи, как-то раз устроившие здесь сильнейший пожар. Все самое ценное, правда - мраморная отделка, бронзовые люстры, «Девятый вал» и даже часть рельсов со шпалами - к тому моменту было благополучно разворовано.

Позже в выгоревшем и уже зловещем зале ожидания стали собираться творческие личности - художники, музыканты, неформалы и просто местная молодежь. Это место, несмотря на свою загаженность, и сейчас очень атмосферное.

От былой красоты и мощи сохранился каркас из ободранных стен, где в лучшем случае нарисовано граффити или написаны стихи. Над пустым дверным проемом крик души - надпись «Поезда на Ленинград». Вместо кресел в зале ожидания - трава, а из расщелин стен торчат веточки молодых деревьев. Природе неважно, что это - роскошный памятник нерациональному расходованию средств, либо монумент Его величеству Подхалимажу. Она небыстро, но настойчиво возвращает себе эту территорию. И лишь барельеф с профилем Ленина, сохранившийся под исчезнувшей крышей, напоминает о былом величии идей коммунизма и этого вокзала.


#Кировск #Мурманская область #туризм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (7687) от 20.06.2024 под заголовком «Вокзал без путей».


Комментарии