Вокзал без путей. Какую тайну хранит одна из главных точек притяжения Кировска?
Городов с названием Кировск в России несколько. Но самый живописный, пожалуй, этот — в Мурманской области у подножья горного массива Кукусвумчорр. Некоторые жилые комплексы здесь стоят прямо на горе, и в хмурую погоду последние этажи, надо полагать, уходят в облака.
ФОТО АВТОРА
Роскошный вопрос
Именно в Кировске начинает раскрываться красота Севера. Среди туристов он прежде всего известен своими горнолыжными трассами — в холодные зимы сезон дотягивает до июня. А для кого‑то это перевалочный пункт в пути от Хибин до Териберки: переночевал — поехал дальше. Автомобилей из Питера и Москвы полно и во дворах, и у мест общепита.
Когда‑то сюда можно было добраться и железной дорогой. Вокзал в Кировске есть и сейчас, вот только уже много десятилетий поезда к нему не приходят. Тем не менее его здание остается одной из главных городских достопримечательностей.
Вокзал этот не сильно младше города — лишь на восемь лет. Населенный пункт в 205 км к югу от Мурманска возник в начале 1930‑х. Десятью годами ранее в Хибинах обнаружили богатые залежи апатито-нефелиновых руд. Летом 1929 года одновременно со строительством рудника и обогатительной фабрики здесь стали возводить рабочий поселок, названный в честь местных гор Хибиногорском.
Строили в режиме экономии силами раскулаченных крестьян, высланных в эти широты. В октябре 1931 года населенный пункт получил статус города окружного подчинения. Свое сегодняшнее название он приобрел после убийства в 1934 году первого секретаря Ленинградского облкома Сергея Кирова. Мурманский округ, в который входил Хибиногорск, относился в те годы к Ленинградской области.
Вокзал в Кировске начали строить в 1934‑м, а в 1939‑м весь город шел на торжественное открытие. Это была махина в лучших традициях сталинского ампира. Залы с мраморными колоннами, высоченные потолки, гранитная облицовка фасада, бронзовые люстры и даже репродукция картины Айвазовского «Девятый вал». Такое произведение архитектурного искусства, разумеется, стало главной достопримечательностью промышленного городка. А привокзальная пельменная — популярнейшим общепитом. Впрочем, вся роскошь этого великолепия не отменяла ключевого вопроса: для чего такой вокзал здесь нужен?
Население Кировска составляло на тот момент 22 тыс. человек. Оно и на пике не превышало 45 тыс. Молодому городку хватило бы и полустанка с несколькими лавочками под навесом. Для чего потребовался такой размах, неясно до сих пор.
По одной из версий, вокзал отгрохали по случаю Всемирного конгресса горняков. Он должен был пройти в Кировске, и советская власть решила козырнуть роскошью. Однако пыль осталась не брошенной в зарубежные глаза — конгресс не состоялся.
Вокзал как часть грандиозного проекта по устройству тоннеля через Хибины — другая версия. Поезда на Мурманск думали запустить напрямую сквозь горы. Но тут рациональность страдает еще сильнее. Железная дорога к столице Мурманского округа уже существовала — шла она вдоль Хибин и не была загружена. Маршрут сквозь горы экономил бы час-полтора. Овчинка явно не стоила выделки. Тем более такой трудоемкой и дорогущей. А еще рассказывают, что Кировск-Мурманский задумывался как часть строительства алюминиевого комбината Кейвах и железной дороги от Апатитов до Гремихи.
Рельсы, которые унесли
Как бы там ни было, вокзал-красавец открылся в 1939 году, став составной частью ветки до Кировска. Электрички от него шли до Апатитов, откуда пассажиры ехали в Мурманск, Ленинград и Москву. Поезда дальнего следования Кировск-Мурманский не проходили.
Уже в послевоенные годы был запущен беспересадочный прицепной вагон до Ленинграда. Он курсировал по отдельным дням. Также до распада СССР трижды в неделю ходила электричка до Кандалакши, а в начале 1990‑х они два раза в день прибывала из Апатитов.
Роковой для вокзала стала перестройка. И не строительная, а политическая. С развалом СССР составы в этом направлении ходили все реже. Помещение большей частью пустовало, и в 1996 году его вместе с железнодорожной веткой до станции Титан закрыли. Контактную сеть и пути начали демонтировать через три года.
Денег на охрану красивого, но бесполезного здания не выделялось. На места пассажиров пересели бомжи, как‑то раз устроившие здесь сильнейший пожар. Позже в выгоревшем зале ожидания стали собираться творческие личности — художники, музыканты, неформалы и просто местная молодежь. Это место и сейчас очень атмосферное. От былой красоты и мощи сохранился каркас из ободранных и украшенных граффити стен. А над пустым дверным проемом, как крик души, надпись «Поезда на Ленинград» да барельеф с профилем Ленина, сохранившийся под исчезнувшей крышей и напоминающий о былом величии этого вокзала.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (7687) от 20.06.2024 под заголовком «Вокзал без путей».
Комментарии