«Перекоп» вокруг Евразии. Путешествие корабля через моря и проливы

Четыре океана, десяток морей и множество проливов оставил за кормой учебный корабль ВМФ России «Перекоп», совершив беспримерный переход вокруг Евразийского континента. А когда вернулся в Петербург, к причалу у набережной Лейтенанта Шмидта его подвел, словно за руку, малый буксир. Но не потому, что в конце огромного этого броска протяженностью 40 тысяч морских миль, который длился свыше восьми месяцев, путешественник выбился из сил. Просто маневрировать на Неве при внушительных своих габаритах (138 метров в длину, водоизмещение 7,2 тыс.тонн) он не рискнул.

«Перекоп» вокруг Евразии. Путешествие корабля через моря и проливы | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

За свою долгую жизнь корабль избороздил немало морей, побывал в крупных портах. Он был построен на польских верфях 42 года назад. Однако, глядя на него, про это совершенно не думаешь: выглядит «Перекоп» вполне молодцевато.

Два года назад он преобразился от киля до клотика, пройдя капитальный ремонт на болгарском судоремонтном заводе. В ходе модернизации «Перекоп» получил новейшее корабельное и навигационное оборудование. Обновил вооружение: теперь на его борту стоят две артиллерийские установки калибра 76,2 мм, противолодочное оружие РБУ-2500 «Смерч», две установки малой зенитной артиллерии АК-230. Ведь в море ему положено выполнять боевые упражнения и отрабатывать курсовые задачи, как любому другому военному кораблю. И в то же время это настоящая плавучая академия для курсантов, где на разных палубах расположены учебные аудитории, классы с тренажерными системами, «образовательные» отсеки и много чего другого.

У военных моряков осталось два таких учебных корабля - «Перекоп» и «Смольный»: оба стоят, возвращаясь из плавания, в Петровской гавани кронштадтского порта. И вот первый из них совершил путь, который уж точно попадет во все учебники для начинающих мореплавателей и о котором даже бывалые моряки отзываются с восхищением.

1 марта «Перекоп» отправился в путь из Кронштадта с курсантами высших военно-морских заведений Петербурга на борту и через месяц прибыл в Севастополь на базу российского Черноморского флота. Затем через Суэцкий канал вышел в Красное море и Индийский океан. Пересек экватор, побывал на острове Шри-Ланка и в порту Джакарты, индонезийской столицы.

Впервые со времен Миклухо-Маклая русские моряки совершили заход в Папуа - Новую Гвинею. А в проливе Ломбок (акватория Малайского архипелага) корабль принял участие в международных военно-морских учениях KOMOD-2018, направленных на поддержание системы коллективной безопасности, которые проводились под эгидой ООН.

После чего пошел прямым ходом во Владивосток, посетил сахалинский порт «Корсаков». А уже оттуда направился в студеные моря и в сопровождении ледокола прошел Северным морским путем, чего не делал прежде ни один военно-учебный корабль российского флота. Причем на Командорских островах курсанты и офицеры «Перекопа» посетили могилу Витуса Беринга, почтив память русских моряков, участвовавших в великих камчатских экспедициях.

Но порт «Североморск», главная база Северного флота, конечной точкой маршрута не стал: обогнув Евразийский континент и завершая круг, корабль снова взял курс на Средиземное море. И только затем, после второго захода в Севастополь, повернул в родные края, выполнив свою сложную программу.

В том числе учебную: во время странствия, длившегося более 250 суток, экипаж, конечно, не менялся, а вот среди курсантов ротация была беспрерывной. В этом путешествии на «Перекопе» отучились морской «семестр», побывав во льдах, тропиках и штормах, 1070 воспитанников военно-морских учебных заведений Петербурга, Балтийска, Владивостока и Севастополя.

В Петербург ветеран учебных походов возвращался, имея на борту почти две сотни представителей Черноморского высшего военно-морского училища имени П. С. Нахимова и Балтийского военно-морского института. И пришвартовался у берегов Невы, недалеко от бронзового адмирала Крузенштерна, в день 230-летия со дня рождения другого прославленного российского мореплавателя - адмирала Лазарева. Что, согласитесь, символично.

«Во время пути курсанты проходили штурманскую подготовку, выполняли обязанности дублера рулевого, изучали астронавигацию, - рассказал командир «Перекопа» капитан 2-го ранга Владимир Чероков. - Будущие флотоводцы проявили себя с лучшей стороны, да и корабль в очередной раз показал, что способен на многое».

Изучив опыт большого евразийского перехода, особенно арктическую часть маршрута, в будущем году военные специалисты сформулируют техзадание для проектирования «Перекопов» нового поколения. А лет через пять, хотя, может, и раньше, они будут построены и спущены на воду, сказал начальник Главного штаба, первый заместитель главкома ВМФ России, вице-адмирал Андрей Воложинский.

#корабль #вмф #судостроение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (6324) от 19.11.2018 под заголовком «Вокруг Евразии».


Комментарии