Водители не смогут получить страховку без прохождения техосмотра

Начиная с 1 марта этого года покупка привычного для многих автомобилистов пакета документов (ОСАГО плюс диагностическая карта) станет невозможной. Теперь, для того чтобы получить страховку, придется пройти реальный техосмотр. Причем в специально аккредитованной Российским союзом страховщиков (РСА) организации. В противном случае водители рискуют получить за липовый документ штраф и, как следствие, остаться без ОСАГО.

Водители не смогут получить страховку без прохождения техосмотра | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Поскольку час «Ч» уже не за горами, попробуем разобраться, чем нововведение будет грозить водителям на практике.

Итак, если весной автомобилисту потребуется купить полис ОСАГО, то перед его приобретением он должен будет заехать на пункт техосмотра (ПТО) и пройти процедуру диагностики автомобиля. То есть с заездом на тормозной стенд, проверкой электроники, токсичности выхлопа. Словом, все как в старые добрые времена, когда процедура техосмотра была в ведении МВД.

Правда, теперь ее будет сопровождать фотофиксация с указанием координат места съемки и времени: одно фото должно быть сделано перед началом диагностики, второе – после. Причем координаты места съемки автомобиля должны соответствовать координатам пункта ТО, которые указаны в реестре операторов техосмотра.

Далее фотографии будут загружаться в электронную базу данных ЕАИС ТО, которую ведет МВД. Без загрузки первого фото нельзя начать оформлять диагностическую карту. Без загрузки второго – завершить ее оформление. Разница во времени между первой и второй фотографиями должна быть такой, чтобы специалист смог реально оценить техническое состояние машины. Если автомобиль прошел диагностику за три минуты, то Госавтоинспекция может такую диагностическую карту аннулировать. А специалисту, который ее оформил, будет грозить дисквалификация. Более того, компании, выдающие диагностические карты, но не аккредитованные в РСА, будут нести уголовную ответственность за незаконное предпринимательство.

Сама диагностическая карта станет электронной. Ее бумажный вариант можно будет получить лишь по запросу.

Более того, в аккредитованном пункте техосмотра машину теперь не только обязательно сфотографируют, но и проверят по нескольким десяткам параметров.

В частности, не удастся пройти техосмотр, если в автомобиле подтекает тормозная жидкость, затруднен поворот рулевого колеса, нарушена герметичность трубопроводов и целостность внешних световых приборов, неисправны стеклоочистители и стеклоомыватели, отсутствуют хотя бы один болт или гайка крепления дисков и ободьев колес. Специалисты проверят также суммарный люфт в рулевом управлении, стояночный тормоз, состояние лобового стекла и наличие ремней безопасности. Всего МВД России прописало более 80 требований к безопасности автомобиля при прохождении техосмотра.

Что касается автобусов, то их осмотр будет проводиться еще и при участии сотрудника Госавтоинспекции. То есть эксперт проверит техническое состояние транспортного средства и занесет результаты диагностики в ЕАИС ТО. А инспектор ГИБДД проверит работу эксперта и, если не найдет никаких замечаний, также подпишет диагностическую карту усиленной квалифицированной электронной подписью.

Таким образом в РСА надеются повысить меру ответственности автовладельцев за техническое состояние их «ласточек».

По словам заместителя исполнительного директора РСА Сергея Ефремова, сейчас штрафы за отсутствие техосмотра на владельцев легковых автомобилей не распространяются. При этом доля автомобилей старше 14 лет составляет более 50% российского автопарка. И они могут представлять реальную опасность для всех участников дорожного движения.

Кстати, по оценкам того же РСА, сегодня техосмотр покупают чуть ли не в 90% случаев, поэтому ПТО стоят пустые. А если к ним и забредет случайный клиент, то осмотр там проводят без избыточного рвения.

О том, что систему техосмотра необходимо реформировать, говорится уже давно. Но вот что характерно: какие бы новшества различные ведомства ни придумывали, все заканчивается тем, что водители, как и прежде, покупают диагностическую карту у первого попавшегося страхового брокера с доставкой на дом вместе с полисом ОСАГО. И сегодня многие уверены в том, что очередная реформа ТО с треском провалится. И к этому, кстати, уже есть предпосылки.

Уже сегодня от депутатов Госдумы звучат предложения перенести срок вступления в силу этих поправок. А то и вовсе отменить техосмотр хотя бы для легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам. Кстати, такие идеи высказывали уже неоднократно. Хотя Госавтоинспекция не раз разъясняла, что отменить техосмотр невозможно. Это требование Венской конвенции о дорожном движении, которое подписала наша страна.

Перенести сроки вступления новых правил просят и сами страховщики. Они опасаются, что количества пунктов техосмотра после старта реформы не хватит на всех желающих получить диагностическую карту.

Как подчеркнул Сергей Ефремов, на данный момент в стране прошли предварительную сертификацию от РСА только около 6 тысяч пунктов технического осмотра. На более чем 60 миллионов автомобилей этого явно недостаточно.

А если водители не пройдут ТО, то они не получат полис ОСАГО и велика вероятность, что многие предпочтут сесть за руль вообще без страховки. А это больно ударит не только по страховщикам, но и по автовладельцам, которые попадут в ДТП по вине таких граждан: как в таком случае возмещать ущерб, не совсем понятно.

Еще одна нерешенная проблема – качество связи. Как занести данные в ЕАИС ТО, если в некоторых населенных пунктах вообще отсутствует сотовая связь?

Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин опасается, что если новые правила вступят в силу, то стоимость техосмотра может резко подскочить. Уже сегодня при плате за ТО в размере 800 рублей деятельность многих пунктов нерентабельна. А тут аккредитованным организациям еще придется закупить дорогостоящее оборудование зарубежного производства. На какие, спрашивается, средства? Ответ очевиден – разумеется, на деньги автомобилистов.

По мнению эксперта, ситуация похожа на передачу частникам выпуска номерных знаков. Когда это случилось, они не стали массово открывать такое производство и люди не могли оформить себе номера. Тогда эту возможность снова вернули в МРЭО.

Шапарин прогнозирует, что реформа техосмотра получит отсрочку как минимум еще на один год. А потом ее и вовсе отменят. И все вернется к тому, что автомобилисты, как и прежде, будут покупать диагностическую карту в довесок к полису ОСАГО.

МЕЖДУ ТЕМ 

Согласно статистике ГИБДД, в 2019 году (более свежей информации пока нет) доля ДТП с пострадавшими, которые произошли из-за неисправности ТС, составляет 4%. И год от года эта цифра практически не меняется. То есть подавляющее большинство аварий, в которых гибнут или получают травмы люди, происходят из-за нарушения ПДД, то есть по причинам, которые ТО не контролирует.

#автомобили #водители #страхование

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 29 (6867) от 18.02.2021 под заголовком «Если ТО – не то».


Комментарии