Водить здоровье не позволяет. Права ГАИ по аннулированию водительских прав могут быть расширены

Представьте: вы едете по трассе или идете по улице, а за рулем проезжающей мимо машины — человек, который в любой момент может потерять сознание. Или он вас просто не видит из‑за очень плохого зрения. Согласитесь, малоприятно. Именно поэтому Госдума готовится принять правительственный законопроект, расширяющий права Госавтоинспекции по отзыву и аннулированию водительских прав по состоянию здоровья.

Водить здоровье не позволяет. Права ГАИ по аннулированию водительских прав могут быть расширены | ФОТО Ryan Porter on Unsplash

ФОТО Ryan Porter on Unsplash

Безусловно, документ достаточно спорный. Неудивительно, что даже на стадии инициативы он уже вызывает ожесточенные дискуссии. Многие недоумевают — как связаны между собой здоровье человека, которое является медицинской тайной, и намерения блюстителей дорожной безопасности? Поэтому попробуем разобраться, что именно предлагают российские законодатели.

Напомним, сейчас здоровье водителей проверяют раз в десять лет при прохождении медкомиссии и выдаче соответствующей справки для продления прав. Как считают в МВД, за этот период автомобилист может получить заболевание, несовместимое с вождением. Кто не знает, в России для него есть отдельный список медицинских противопоказаний, в который включены 10 категорий различных недугов. В частности, ряд психических расстройств, эпилепсия, болезнь Паркинсона, плохое зрение, граничащее со слепотой… В Сети можно найти полный список.

Теперь о главном. Каким образом сотрудники дорожной полиции будут выявлять эти недуги? Ответ — никаким. Если точнее, почти никаким.

Заболевания будут диагностировать врачи во время медосмотра или прохождения диспансеризации, которую, как мы знаем, с определенного возраста нужно проходить раз в год.

Если доктор заподозрит у вас что‑то мешающее вам управлять автомобилем, то он направит вас на повторную проверку к узкому специалисту, который поставит окончательный диагноз.

Далее. Если болезнь подтверждена — эти данные заносятся в базу Минздрава. А вот из нее сведения автоматически будут переданы в ГИБДД, которая имеет право аннулировать права. Таков предполагаемый порядок.

Кстати, неявка на назначенную врачом внеочередную проверку также приведет к лишению прав. А если гражданин снова сядет за руль, он будет привлечен по ст. 12.7 КоАП за управление авто без прав: штраф — 5 – 15 тыс. руб., машина в таком случае отправится на штрафстоянку.

К счастью, проект закона дополнен нормой, позволяющей водителю восстановить право управления транспортным средством и вернуть аннулированное удостоверение после лечения. На повторное медицинское освидетельствование у автомобилиста будет 3 месяца — все это время он имеет право водить автомобиль. А вот пройти обследование разрешат только в медицинской организации, имеющей лицензию.

Как и следовало ожидать, реакция общественности на эту инициативу крайне негативна. Одни пользователи Сети считают, что таким образом в России хотят избавиться от пожилых водителей (разговоры об этом идут уже несколько лет). Другие справедливо боятся, что после принятия такого закона люди просто перестанут обращаться к врачам, запуская свои болезни. Что, кстати, в итоге может сказаться и на их способности управлять автомобилем.

Есть те, кто уверен, что нововведение — очередная «кормушка» для разных структур. Велика вероятность, что за определенную сумму вопрос «решат» как в поликлинике, так и на дороге.

С таким опасением согласен и вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. «У нас сегодня вовсю продаются медицинские справки для водителей. Об этом знает вся страна. В Интернете таких предложений не счесть. Их продают даже с доставкой», — подчеркивает он.

С ним согласен председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Он заявил, что если водитель решит отправиться на внеплановую медкомиссию в ГИБДД, то он и там может столкнуться с коррупцией.

До сих пор лишать человека прав мог только суд, и это правильно, потому что на суде рассматриваются версии и доказательства обеих сторон. А если все будет делаться в одностороннем порядке в ГИБДД, то это увеличит возможность для произвола и коррупции со стороны сотрудников Госавтоинспекции. Вот почему я категорически против подобных законопроектов, — подчеркнул Похмелкин.

Станет ли правительственный законопроект практикой, пока не ясно. Эксперты напоминают, что аналогичное предложение уже было отклонено несколько лет назад, в том числе из‑за возможных злоупотреб­лений и коррупции. Поживем — увидим.

МЕЖДУ ТЕМ 

Сегодня правонарушения, которые караются лишением водительского удостоверения, должны обязательно рассматриваться в суде. Однако сотрудник Госавтоинспекции имеет право отстранить водителя от управления его автомобилем. Отстранить, но не лишить прав.

Основанием для отстранения является, в частности, отсутствие у автомобилиста регистрационных документов на машину, неисправности в работе тормозной системы, рулевого управления и сцепления авто. Кроме того, если проверяющий инспектор обнаружит, что за рулем находится водитель, не имеющий прав на управление авто или лишенный такого документа, нарушителя также отстранят. И, конечно же, эту меру применяют в отношении водителя, который сел за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Читайте также:

Зарубежные водительские удостоверения с 1 апреля 2025‑го — вне закона

С 1 сентября вступят в силу новые правила медосвидетельствования на состояние опьянения


#водители #здоровье #водительские права #законопроект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 89 (7911) от 21.05.2025 под заголовком «Водить здоровье не позволяет».


Комментарии