Во Владивостоке представили предметы из собрания ГМЗ «Царское Село» и Музея железных дорог России

Во Владивостоке стартовал передвижной выставочный проект «Объединяя Россию: от Царскосельской железной дороги до Великого Сибирского пути». Организатор — музей-заповедник «Царское Село» — проводит его совместно с Музеем железных дорог России.

Во Владивостоке представили предметы из собрания ГМЗ «Царское Село» и Музея железных дорог России | ФОТО предоставлено ГМЗ «Царское Село»

ФОТО предоставлено ГМЗ «Царское Село»

Проект посвящен 185‑летию открытия первой в России Царскосельской железной дороги и 130‑летию основания Транссибирской магистрали. Выставка повторит маршрут возвращения из путешествия на восток будущего императора Николая II в 1891 году: Владивосток — Иркутск — Новосибирск — Челябинск. Путешествие с востока на запад длилось десять месяцев, до июля следующего года.

Во Владивостоке экспозиция разместилась в Приморской государственной картинной галерее. Там представлено более ста предметов из собрания ГМЗ «Царское Село», Музея железных дорог России и киностудии «Ленфильм». Среди них — живопись, графика, фотографии, документы, мемориальные мундиры, образцы ливрейного и форменного платья, памятные знаки, предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с путешествиями императоров; материалы по строительству и функционированию железных дорог, модели поездов и вагонов.

Для Владивостока особое значение имеет экспонирование принадлежавшего Николаю II флигель-адъютантского мундира образца 1882 года. В этом мундире наследник Николай Александрович был во Владивостоке 19 мая 1891 года, когда состоялась церемония закладки Транссиба.

Выставка дополнена архивными документами и фотографиями, а также мультимедийными проектами. Ее задача не только рассказать о роли, которую сыграли железные дороги в развитии территорий и судьбе жителей в разных регионах нашей страны, но и осветить отдельные страницы истории развития железных дорог в России, связанные с российскими императорами как с главными заказчиками их сооружения и как с частными пользователями этого вида транспорта.

Выставка во Владивостоке2.PNG
ФОТО предоставлено ГМЗ «Царское Село»

Первая «пробная» железная дорога была сооружена по воле императора Николая I. Несмотря на то что в народе она считалась «увеселительной», да и сам император нередко в качестве развлечения катался «экстренным поездом» с приближенными до своего летнего Александровского дворца в Царском Селе, она стала аргументом в пользу продолжения развития железнодорожного дела в России.

Последняя построенная в дореволюционной России железная дорога — Транссиб. Он сооружался под личным контролем Николая II. До сегодняшнего дня эта дорога остается непревзойденным по множеству параметров инженерно-техническим сооружением.

Сохранившиеся свидетельства железнодорожных путешествий высочайших особ сегодня большая редкость. Предметы, которые могут рассказать о том, как строились рельсовые магистрали в XIX веке, как были организованы императорские поездки и как выглядели «дворцы на колесах», хранятся в музейных и архивных собраниях в разных регионах страны. Чтобы собрать воедино такие артефакты и помочь всем интересующимся составить представление об этой интереснейшей странице отечественной истории, и была организована выставка.

Из Владивостока она отправится в дальнейшее путешествие по России и будет представлена в Иркутском областном краеведческом музее им. Н. Н. Муравьева-Амурского, в новосибирском историческом парке «Моя страна — моя история» и в мультимедийном историческом парке «Россия — моя история» в Челябинске. В каж­дом месте проведения экспозиция будет дополнена предметами и документами, рассказывающими о значении Транссиба в дальнейшем развитии региона и судьбе его жителей.


#выставка #музей #Владивосток

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (7248) от 06.09.2022 под заголовком «Путешествие с востока на запад».


Комментарии