Внешняя политика Венгрии под руководством Виктора Орбана

В нынешнем евроатлантическом сообществе можно найти не так много стран, правительства которых бы на деле пытались осуществлять самостоятельную и суверенную внешнюю политику. Безусловно, одним из исключений является Венгрия под руководством Виктора Орбана.

Внешняя политика Венгрии под руководством Виктора Орбана | ФОТО I Do Nothing But Love on Unsplash

ФОТО I Do Nothing But Love on Unsplash

Идеи и люди

Как только ни пытаются окрестить мейнстримовские средства массовой информации Запада личность и курс венгерского премьер-ми­нистра — Орбана обвиняют в авторитаризме, персонализме, готовнос­ти идти на сделки с диктатурами. Но тот факт, что основатель и лидер Венгерского гражданского союза — «Фидес» — с 2010 года бессменно занимает пост главы правительства, а его партия регулярно завоевывает абсолютное большинство голосов на выборах, говорит о многом. Да, 59‑летний Орбан нравится и в ­своей стране далеко не всем, но ведь не каждая правительственная партия в Евросоюзе может похвастать, что на парламентских выборах ее поддержали 54 % избирателей (партия Орбана победила именно с таким результатом).

При этом сам премьер Венгрии, ворвавшийся в большую политику в 25‑летнем возрасте в далеком 1988 году (на общенациональном митинге в уже уходящей в историю Венгерской Народной Республике он выступил с эмоциональной речью, призвав к многопартийным свободным выборам и выводу советских войск), сохраняет в своей стране высокую личную популярность и авторитет. Это же относится к большинству членов его правительственной команды. Включая Петера Сийярто, который с 2014 года возглавляет министерство иностранных дел Венгрии.

Разумеется, высокий авторитет Виктора Орбана и его партии «Фидес» во многом зависит от той ­внутренней политики, которая ими осуществляется. «Орбаномика», как называют ее венгерские журналисты, привела к достаточно стабильному экономическому росту, резкому спаду безработицы, повышению доходов основной части граждан, а также к переходу к прогрессивному налогообложению.

Но важно отметить и то, что идеология, исповедуемая Орбаном (лидеры «Фидес» называют ее «иллиберальной (нелиберальной) демократией»), тоже находит поддержку в общественном мнении. В самой правящей партии суть этой концепцией понимают так — «способствовать национальной самодостаточности, национальному суверенитету, семейным ценностям, полной занятости и сохранению национальной культуры».

Занимая правоконсервативные позиции по внутриполитической повестке (что заметно отличает «Фидес» от огромного большинства других «партий власти» в «единой Европе»), венгерские консерваторы пытаются осуществлять самостоятельную линию и на международном поприще. Конечно, Орбан и его соратники заслужили этим нелюбовь «еврократов» и скептическое отношение со стороны нынешней администрации в Вашингтоне, но большая часть венгерского общества поддерживает этот курс.

Евроатлантизм в «цветах Венгрии»

Венгрия вступила в НАТО и Евросоюз на стыке веков, и, надо сказать, это решение было поддержано огромным большинством венгерских граждан, о чем свидетельствуют результаты референдумов того времени. Два десятилетия спустя, с одной стороны, ситуация не изменилась: практически все парламентские партии, начиная с правящей «Фидес», равно как и основная часть венгерской общественности, не видят альтернативы членству в этих межгосударственных альянсах. Однако, с другой стороны, Венгрия при Орбане оказалась весьма строптивой страной для «коллективного Запада».

Можно долго рассуждать, почему так вышло. Видимо, тут и «особость» этнической истории венгерской нации, непохожей на своих соседей по Центральной Европе, и драматичность истории Венгрии, не раз вынужденной уступать свой суверенитет более сильным в Европе державам, и правоконсервативная идеология «Фидес», и, без сомнений, личностный фактор того же Орбана… Но так или иначе, есть непреложный факт: сегодня и в НАТО, и в ЕС Будапешт не готов бездумно равняться на «сильных мира сего».

Так, ни в коем случае не ставя под сомнение полезность учас­тия в Североатлантическом пакте для обеспечения национальной обороны и безопасности, правительство Орбана настаивает на том, чтобы НАТО оставался именно оборонительным пактом. Кстати, когда начались открытые боестолкновения российских и украинских сил, именно в Венгрии правящая партия организовала масштабные акции за прекращение конфликта и мирный, дип­ломатический, выход из него.

Официальный Будапешт, как известно, считает плохой идеей членство Украины в НАТО, исходя из того, что подобный шаг лишь приблизит европейский континент к глобальной войне. Так же, как мы видим, наравне с Турцией, венгерский парламент затягивает ратификацию договора о вступлении в альянс Швеции, полагая, что сегодня этой стране реально никто не угрожает.

Еще более критичное отношение у Виктора Орбана к ЕС. Без сомнений, в Венгрии признают, что европейские субсидии помогли в развитии венгерской экономики, сельского хозяйства, инфраструктуры. В то же время Будапешт не желает мириться с постоянной регламентацией и фактами вмешательства во внутренние дела со стороны Евросоюза и его органов. Публично называя ЕС «плохой пародией на СССР», Орбан заявляет: «Нам нужен не такой Брюссель, а такой, который уважает и отстаивает суверенитет наций и позволяет странам решать, как они хотят жить, исходя из собственных культурных традиций. Который регулирует рынок, но не хочет говорить, как жить поляку, венгру или португальцу».

В глазах Орбана и его однопартийцев ЕС не должен двигаться в сторону некоей наднациональной федерации, а остаться союзом национальных государств, имеющих право осуществлять суверенную политику во внутренней и внешней сферах. В общем, между Венгрией и господствующими в Евросоюзе либеральными порядками действительно существует глубинный идейно-политический водораздел.

Особый подход

Отмеченный водораздел, вне всякого сомнения, проявляется и в наличии особого подхода венгерской дип­ломатии как к российско-украинскому конфликту, так и отношениям Будапешта с Москвой и Киевом. Пожалуй, ни одна другая страна — член ЕС не делала столь явных и красноречивых призывов к миру и дипломатическому решению российско-украинского конфликта, как это вот уже почти два года делает Венгрия. Любопытно, что венгерская дипломатия здесь на деле проявила гораздо больше миролюбия и конструктива, чем, скажем, дипломатии левоцентристских правительств европейских государств.

Для Венгрии, которая до начала российско-украинского конфликта активно покупала газ из РФ, резкий спад товарообмена между ЕС и Россией объективно оказался минусом. Тем более что помимо импорта российских энергоресурсов в последние годы наметилось реальное сотрудничество между нашими странами в транспортной и фармацевтической сферах, росли взаимные инвестиции в экономику. Венгерские руководители считали и считают: ослабление нормальных коммерческих отношений с Россией — не в интересах как европейских стран, так и народов Старого Света.

Достаточно сложны и противоречивы отношения Венгрии с Украиной. В свое время Будапешт поддерживал Киев в его евроинтеграционных планах, однако ужесточение Украиной в 2017 году закона об образовании вызвало у Венгрии, выступающей покровительницей 150‑тысячной венгерской общины в Закарпатье, явное неприятие. Как заявил тогда Петер Сийярто, «Украина нанесла Венгрии удар ножом в спину».

Именно этот вопрос до сих пор является камнем преткновения в украинско-венгерских отношениях. Правительство Орбана в итоге отказалось оказывать Киеву военную помощь. То, что венгерский премьер за последние два года не встретился с украинским президентом, говорит о многом. Для Киева, без сомнения, крайне неприятны заявления Орбана о том, что Украина, по существу, потеряла суверенитет и завершение войны зависит прежде всего от США. Также всем хорошо известна позиция венгерского правительства: Украина не готова к членству ни в ЕС, ни в НАТО.

Линия на многостороннюю дипломатию

В целом в современном мире ставку на мультилатерализм, или многостороннюю дипломатию, в большинстве своем делают все‑таки антилиберальные левые правительства. Венгрия, так сказать, пример «с другой стороны». Приверженность консервативной идеологии диктует свои правила: Будапешт, в частности, выступает против иммиграции, крайне скептически настроен в отношении общих международных правоохранительных норм, на Ближнем Востоке не скрывает своих симпатий к Израилю.

То есть критика неолиберализма, сравниваемого с современным империализмом, в случае с Венгрией идет явно справа. Не скрывая своего скептического отношения к нынешней американской администрации, Орбан не так давно публично ­заявил: «Уверен, что если бы сегодня Трамп по‑прежнему был президентом США, то он не допустил бы военного конфликта на Украине или в Европе».

Но и такая правая внешнеполитическая доктрина подталкивает венгерскую дипломатию к многосторонности. Прежде всего это видно по запущенной недавно стратегии «Открытость на Восток». Любопытно, что, несмотря на жесткий антикоммунизм, кабинет Орбана действует таким образом, что из стран — членов ЕС Венгрия имеет чуть ли не самые теплые отношения с Китаем. Будапешт активно способствует развитию диалога Пекина со странами Центральной и Восточной Европы. Венгрия присоединилась к китайскому проекту «Новый Шелковый путь». КНР в свою очередь выделяет средства на строительство железной дороги Будапешт — Белград, а также на различные промышленные инфраструктурные проекты в отдельных частях Венгрии. Отметим, что дружественные отношения с Китаем не мешают венграм в последние годы развивать активные связи и с Индией, с правительством которой у «Фидес» имеются общие консервативные ценности.

Еще более тесные идейно-политические отношения сложились у партии Орбана с правящей в Турции Партией справедливости и развития. Внутри НАТО венгерский премьер всегда может рассчитывать на понимание и поддержку Реджепа Тайипа Эрдогана, и, соответственно, наоборот. По большинству мирополитических проблем точки зрения Орбана и Эрдогана весьма близки. С 2018 года Венгрия в качестве наблюдателя участвует в созданной прежде всего усилиями Анкары Организации тюркских государств (ОТГ). За период с ­2010-го по 2022 год общий товарооборот Будапешта со странами ОТГ увеличился почти в два раза. «Турецкий поток», собственно говоря, в сегодняшних условиях обеспечивает энергетическую безопасность Венгрии. Будапешт практикует и военно-техническое сотрудничество как с Турцией, так и с Азербайджаном.

Вообще изучение современной внешней политики Венгрии довольно поучительно. Оно показывает, что при наличии воли и желания у своих национальных руководителей даже небольшая страна, входящая в евроатлантическое сообщество, может реализовывать собственные амбициозные внешнеполитические проекты. Однако не у всех государств такое желание имеется…


#венгрия #лидер #политика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (7585) от 19.01.2024 под заголовком «Дипломатия Виктора Орбана».


Комментарии