Великан на Неве. Каковы перспективы российского судостроения в условиях санкций?

Едва ли не первой из мощных промышленных структур России на новую волну западных санкций откликнулась Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Этот холдинг, бросивший якорь в Северной столице, объявил: новые ограничения его годовую программу не сорвут, а лишь ускорят процессы перезагрузки и оптимизации, которые шли здесь в последние годы, даже в пик пандемии. Однако перестраивать свою работу корабелам будет нелегко. Эта мысль прослеживается в ответе на запрос «Санкт-Петербургских ведомостей» по поводу перспектив развития ОСК, в которую входят крупнейшие КБ и верфи Северо-Запада.

Великан на Неве. Каковы перспективы российского судостроения в условиях санкций? | Фото Юрия СМИТЮКА/ТАСС

Фото Юрия СМИТЮКА/ТАСС

Свою позицию руководители ОСК прокомментировали, повторим, сразу, как только отрасль попала в очередные тиски. Суть оценки сводилась к тому, что ничего страшного для корпорации не произошло: в условиях жесткого давления партнеров она работает с 2014 года, не снижая своей эффективности.

Санкции помогли тогда поднять работу по импортозамещению на принципиально новый уровень, подчеркнули менеджеры ОСК. То есть позволили восстановить или создать с нуля некоторые площадки, где производят компоненты, в которых отрасль остро нуждается. А военные изделия и без того полностью состоят из отечественных комплектующих, добавили специалисты.

Словом, холдинг в той ситуации не «просел», а напротив, даже окреп. По словам представителей корпорации, в 2012 – 2016 гг. она передала флоту 25 боевых кораблей, а за последние пять лет — уже 30. Не хуже обстояли дела и по «мирным» заказам: за последние десять лет верфи, входящие в ОСК, построили более 150 единиц коммерческого флота. Это траулеры, портовые суда, ледоколы, суда сопровождения и т. д.

Говорить об этом сегодня так важно потому, что речь идет об отраслевом великане, объединившем около 40 предприятий и организаций, который «суммировал» потенциал значительной части отечественного судостроения. В его подразделениях, тяготеющих к региональным цент­рам судостроения и судоремонта со «столицами» в Петербурге, Северодвинске, Владивостоке и Астрахани, работают, по некоторым данным, около 95 тыс. сотрудников.

Они‑то и строят для военных моряков практически все российские боевые корабли, способствуя переходу военного кораблестроения на отечественные рельсы. Да и портфель гражданских заказов корпорации, признаться, не оскудевает.

Но, чтобы выполнять такую работу в нынешних условиях, нужно создавать проекты исключительно с российскими комплектующими, решая при этом непростые задачи. «Именно ускоренное импортозамещение определит состоятельность отечественного судостроения в текущей ситуации», — указывается в комментарии, который наша газета получила от ОСК.

Зависимость от импорта в гражданском судостроении все еще ощутима, хотя год от года снижается. Что для этого делает со своей стороны корпорация? Она «создает собственные цент­ры компетенций, формирует панели отечественных поставщиков (в мейкерс-лист холдинга включены более ста компаний), проводит аудиты российских поставщиков судового оборудования», говорится в официальном ответе.

ОСК поддерживает также опытно-конструкторские работы компаний-изготовителей, направленные на создание и выпуск российских аналогов иностранной продукции. А верфи, участвующие в этой кооперации, собираются размещать заказы на отечественных предприятиях и искать поставщиков с помощью онлайн-сервиса «Биржа импортозамещения», который Минпромторг РФ запус­тил вместе с Агентством по технологическому развитию и одним из крупных банков.

Понятно, что вдруг, по мановению волшебной палочки, перемены не наступят, но движение в этом направлении началось не сегодня. И кое‑что удалось уже сделать. Не так давно, к примеру, в корпорации наблюдалась критическая зависимость от газотурбинных агрегатов иностранного производства. Теперь эта проблема решена.

А кроме того, «ОСК в последнее время стремилась работать исключительно с теми иностранными партнерами, которые помогали отечественным корабелам с локализацией и импортозамещением», читаем далее. Так, Пролетарский завод (одно из старейших предприятий Петербурга, специализирующееся на судовом и энергетическом машиностроении) и голландская компания DNT «раскрутили» производство палубного оборудования и грузоподъемных механизмов.

Стоит добавить, что тренд в сторону импортозамещения четко прослеживается по новым проектам. К примеру, проект модульного сухогруза «Финвал-8000», разработанный Невским проектно-конструкторским бюро до очередных санкций, содержит львиную долю российского судового оборудования, указывают специалисты.

По их словам, эта тенденция тесно увязана с развитием внутренней кооперации (доля так называемых внутригрупповых оборотов поднялась здесь до 30 %), цифровой трансформации (проект «Стопроцентная цифра»), а также ­системы совершенствования производства, эффект от внедрения которой в 2021‑м составил 8,6 млрд рублей.

Нынешняя годовая программа корпорации предусматривает передачу флоту восьми боевых ко­раблей. А ее гражданские заказчики должны получить около четырех десятков судов и морской техники. 

Между тем перспективы собственного развития петербургские подразделения ОСК связывают с ее завершившимся переездом на берега Невы (в частности, холдинг намерен объединить свои питерские КБ в единый проектно-исследовательский центр). Головной офис, где ныне работают первые руководители корпорации, находится в переулке Антоненко, д. 4. Это здание город сдал корабелам в аренду на десять лет.

А большинство сотрудников некогда московской структуры разместились в бизнес-центре «Сенатор» на 17‑й линии Васильевского острова. Помимо финансово-­экономического блока корпорации там осели службы, отвечающие за военное и гражданское судостроение, техническое развитие, IT-сферу и материальное обеспечение заказов.

«Петербург для корпорации — «якорный» регион, где сосредоточена основная часть наших верфей и КБ, — неоднократно отмечал Алексей Рахманов, генеральный директор ОСК. — От переезда сюда мы ожидаем положительной динамики в управлении региональной сетью. Нам важно добиться также более тесного взаимодействия как с предприятиями, так и с ключевыми судостроительными вузами города».

Базирование здесь корпорации принесет дополнительные налоговые отчисления в городской бюджет (переезд сюда «Газпрома», к слову, обеспечил казне города почти 40 млрд рублей в год). Получив здесь прописку, ОСК станет укреплять мощности своих подразделений, работающих в Северной столице и Ленобласти, размещая при этом заказы на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Так, холдинг объявил о продолжении модернизации «Северной верфи», одного из главных своих инвестиционных проектов. По завершении первого этапа этих работ там появится стапельная площадка с двухпролетным эллингом, мостовыми кранами и оборудованием на базе самоходных судовых поездов. Второй этап предусмат­ривает обновление корпусообрабатывающего и сборочно-сварочного производства верфи.

А после завершения модернизации производительность труда на этом предприятии, которое превратится в современный судостроительный комплекс, вырастет более чем вдвое, и верфь сможет строить крупнотоннажные корабли и суда спусковой массой до 25 тыс. тонн.


#судостроение #санкции #Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 63 (7146) от 08.04.2022 под заголовком «Великан на Неве».


Комментарии