Великан на Неве. Каковы перспективы российского судостроения в условиях санкций?

Едва ли не первой из мощных промышленных структур России на новую волну западных санкций откликнулась Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Этот холдинг, бросивший якорь в Северной столице, объявил: новые ограничения его годовую программу не сорвут, а лишь ускорят процессы перезагрузки и оптимизации, которые шли здесь в последние годы, даже в пик пандемии. Однако перестраивать свою работу корабелам будет нелегко. Эта мысль прослеживается в ответе на запрос «Санкт-Петербургских ведомостей» по поводу перспектив развития ОСК, в которую входят крупнейшие КБ и верфи Северо-Запада.

Великан на Неве. Каковы перспективы российского судостроения в условиях санкций? | Фото Юрия СМИТЮКА/ТАСС

Фото Юрия СМИТЮКА/ТАСС

Свою позицию руководители ОСК прокомментировали, повторим, сразу, как только отрасль попала в очередные тиски. Суть оценки сводилась к тому, что ничего страшного для корпорации не произошло: в условиях жесткого давления партнеров она работает с 2014 года, не снижая своей эффективности.

Санкции помогли тогда поднять работу по импортозамещению на принципиально новый уровень, подчеркнули менеджеры ОСК. То есть позволили восстановить или создать с нуля некоторые площадки, где производят компоненты, в которых отрасль остро нуждается. А военные изделия и без того полностью состоят из отечественных комплектующих, добавили специалисты.

Словом, холдинг в той ситуации не «просел», а напротив, даже окреп. По словам представителей корпорации, в 2012 – 2016 гг. она передала флоту 25 боевых кораблей, а за последние пять лет — уже 30. Не хуже обстояли дела и по «мирным» заказам: за последние десять лет верфи, входящие в ОСК, построили более 150 единиц коммерческого флота. Это траулеры, портовые суда, ледоколы, суда сопровождения и т. д.

Говорить об этом сегодня так важно потому, что речь идет об отраслевом великане, объединившем около 40 предприятий и организаций, который «суммировал» потенциал значительной части отечественного судостроения. В его подразделениях, тяготеющих к региональным цент­рам судостроения и судоремонта со «столицами» в Петербурге, Северодвинске, Владивостоке и Астрахани, работают, по некоторым данным, около 95 тыс. сотрудников.

Они‑то и строят для военных моряков практически все российские боевые корабли, способствуя переходу военного кораблестроения на отечественные рельсы. Да и портфель гражданских заказов корпорации, признаться, не оскудевает.

Но, чтобы выполнять такую работу в нынешних условиях, нужно создавать проекты исключительно с российскими комплектующими, решая при этом непростые задачи. «Именно ускоренное импортозамещение определит состоятельность отечественного судостроения в текущей ситуации», — указывается в комментарии, который наша газета получила от ОСК.

Зависимость от импорта в гражданском судостроении все еще ощутима, хотя год от года снижается. Что для этого делает со своей стороны корпорация? Она «создает собственные цент­ры компетенций, формирует панели отечественных поставщиков (в мейкерс-лист холдинга включены более ста компаний), проводит аудиты российских поставщиков судового оборудования», говорится в официальном ответе.

ОСК поддерживает также опытно-конструкторские работы компаний-изготовителей, направленные на создание и выпуск российских аналогов иностранной продукции. А верфи, участвующие в этой кооперации, собираются размещать заказы на отечественных предприятиях и искать поставщиков с помощью онлайн-сервиса «Биржа импортозамещения», который Минпромторг РФ запус­тил вместе с Агентством по технологическому развитию и одним из крупных банков.

Понятно, что вдруг, по мановению волшебной палочки, перемены не наступят, но движение в этом направлении началось не сегодня. И кое‑что удалось уже сделать. Не так давно, к примеру, в корпорации наблюдалась критическая зависимость от газотурбинных агрегатов иностранного производства. Теперь эта проблема решена.

А кроме того, «ОСК в последнее время стремилась работать исключительно с теми иностранными партнерами, которые помогали отечественным корабелам с локализацией и импортозамещением», читаем далее. Так, Пролетарский завод (одно из старейших предприятий Петербурга, специализирующееся на судовом и энергетическом машиностроении) и голландская компания DNT «раскрутили» производство палубного оборудования и грузоподъемных механизмов.

Стоит добавить, что тренд в сторону импортозамещения четко прослеживается по новым проектам. К примеру, проект модульного сухогруза «Финвал-8000», разработанный Невским проектно-конструкторским бюро до очередных санкций, содержит львиную долю российского судового оборудования, указывают специалисты.

По их словам, эта тенденция тесно увязана с развитием внутренней кооперации (доля так называемых внутригрупповых оборотов поднялась здесь до 30 %), цифровой трансформации (проект «Стопроцентная цифра»), а также ­системы совершенствования производства, эффект от внедрения которой в 2021‑м составил 8,6 млрд рублей.

Нынешняя годовая программа корпорации предусматривает передачу флоту восьми боевых ко­раблей. А ее гражданские заказчики должны получить около четырех десятков судов и морской техники. 

Между тем перспективы собственного развития петербургские подразделения ОСК связывают с ее завершившимся переездом на берега Невы (в частности, холдинг намерен объединить свои питерские КБ в единый проектно-исследовательский центр). Головной офис, где ныне работают первые руководители корпорации, находится в переулке Антоненко, д. 4. Это здание город сдал корабелам в аренду на десять лет.

А большинство сотрудников некогда московской структуры разместились в бизнес-центре «Сенатор» на 17‑й линии Васильевского острова. Помимо финансово-­экономического блока корпорации там осели службы, отвечающие за военное и гражданское судостроение, техническое развитие, IT-сферу и материальное обеспечение заказов.

«Петербург для корпорации — «якорный» регион, где сосредоточена основная часть наших верфей и КБ, — неоднократно отмечал Алексей Рахманов, генеральный директор ОСК. — От переезда сюда мы ожидаем положительной динамики в управлении региональной сетью. Нам важно добиться также более тесного взаимодействия как с предприятиями, так и с ключевыми судостроительными вузами города».

Базирование здесь корпорации принесет дополнительные налоговые отчисления в городской бюджет (переезд сюда «Газпрома», к слову, обеспечил казне города почти 40 млрд рублей в год). Получив здесь прописку, ОСК станет укреплять мощности своих подразделений, работающих в Северной столице и Ленобласти, размещая при этом заказы на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Так, холдинг объявил о продолжении модернизации «Северной верфи», одного из главных своих инвестиционных проектов. По завершении первого этапа этих работ там появится стапельная площадка с двухпролетным эллингом, мостовыми кранами и оборудованием на базе самоходных судовых поездов. Второй этап предусмат­ривает обновление корпусообрабатывающего и сборочно-сварочного производства верфи.

А после завершения модернизации производительность труда на этом предприятии, которое превратится в современный судостроительный комплекс, вырастет более чем вдвое, и верфь сможет строить крупнотоннажные корабли и суда спусковой массой до 25 тыс. тонн.


#судостроение #санкции #Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 63 (7146) от 08.04.2022 под заголовком «Великан на Неве».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.