Вдали от цивилизации. Зачем приезжать на берега реки Вожеги

Если вы устали от курортов, отелей, ресторанов и променадов, то вам сюда — на берега реки Вожеги Вологодской области. Здесь вы по полной сможете отключиться от цивилизации. Вместо асфальта — грунтовая дорога. Никакого центрального отопления и саун — русская печь и банька по‑черному. А еще рыбалка, охота за царским грибом рыжиком и купание в одном из самых чистых озер Северо-Запада.

Вдали от цивилизации. Зачем приезжать на берега реки Вожеги | До июня на рыбалку — только с удочкой / Фото автора

До июня на рыбалку — только с удочкой / Фото автора

Вдали от мегаполисов


Путь в природный рай легким не бывает: добраться до особо живописных излучин Вожеги, таких как у деревни Тарасовская, непросто. По железной дороге вы доедете только до райцентра с тем же названием — Вожега. Дальше — только автотранспорт. Если повезет, то на рейсовом автобусе (он ходит один день в неделю) до поселка Бекетовская, а иначе 50 километров только на такси, благо машины обычно встречают все поезда. Такса в связи с отдаленностью, правда, не маленькая — от 2 тысяч руб­лей и выше. Почти столько же, сколько стоит плацкартный билет на поезд от Петербурга.

Личная машина дорогу, конечно, облегчает. Но всех проблем не решает. В частности, к конечной точке рыболовного маршрута — озеру Воже добираться от Бекетовской все равно придется или пешком, или на лодочке. Но местные профессионалы условного туристического бизнеса в этом помогут. Озеро окружено болотами, и проезда на машине к нему нет — только по реке. Кстати, именно поэтому Воже считается самым чистым озером в Вологодской области при глубине всего‑то пять метров. Для сравнения: глубина расположенного не так далеко Онежского — 120 м. Узнать о чем можно не только из «Википедии» — таблица с глубинами наиболее крупных озер Вологодской области на водочной этикетке одного из местных производителей.

По дороге до рыбных и грибных мест придется преодолеть некую полосу препятствий. Ведь ровно на половине пути от Вожеги до Бекетовской асфальт вдруг обрывается, и скорость приходится резко сбрасывать. Оказывается, когда дорогу ремонтировали, заасфальтировали только 25 километров из пятидесяти. «В местной администрации пообещали включить ремонт дороги в планы на 2025 год. Нескоро! Даже смешно, если бы не было так грустно», — делится своей печалью уроженец здешних мест Алексей Дыбин, каждый год навещающий родительский дом.

Уже по грунтовой дороге доезжаем до поворота на Тарасовскую — она в трех километрах от Бекетовской. Однако шофер сворачивать не рискует, говорит, что опасно. Приходится делать объезд в пять верст. А это потеря и времени, и денег за дополнительный расход бензина. «До трассы от нашей деревни всего метров 400, но несколько лет назад на этом отрезке разрушился мостик — бетонные блоки разошлись, — рассказывает социальный работник Тарасовской Марина Копытова. — Вмес­то того чтобы все отремонтировать, на переправу высыпали машину песка, чтобы здесь не ездили. Весь песок со временем растащили, и теперь кто‑то опять ­рискует, но большинство все же отправляются в объезд».

Деревенские радости


На берегу озера Воже можно снять домик на рыболовецкой базе — для рыбалки или просто для отдыха. Цены разные, в среднем 500 рублей в сутки с человека. Но про деньги, конечно, забываешь, когда купаешься в чис­тейшем в регионе озере. «Домики теплые, а при желании вам еще затопят баньку. Можно договориться об аренде лодки и снас­тей. Ведь Воже — одно из самых богатых рыбой озер. Здесь можно поймать двухкилограммового судака или щуку, ловится окунь, лещ и язь. Если повезет, то добычей станет хариус. Хорошо ловится и сорожка — местная плотва. Уху можно сварить прямо на базе», — рассказывает местный житель Андрей Баженов, готовя лодку к спуску на реку.

Разумеется, рыбалка должна проводиться по всем установленным правилам. На период нерес­та, до 10 июня, выходить на речку или озеро можно только с удочкой, оснащенной одним крючком, а спиннинги вообще под запретом. Даже передвигаться по реке на моторной лодке нельзя, только на веслах. Несмотря на удаленность, инспекторы рыбоохраны на речку и озеро наезжают довольно часто, а штрафы за браконьерство ныне солидные.


Городскому жителю порой так приятно поваляться на русской печи / Фото автора

Но останавливаться для отдыха совсем не обязательно на турбазе или в деревянных домиках, которые сдаются местным рыболовецким хозяйством. В хорошую погоду здесь часто можно увидеть палатки с «дикарями», а на длительный период рыбаки арендуют жилье у местных жителей. В конце концов, дом можно купить. За миллион рублей — хоть сразу въезжай. Еще и банька по‑черному к нему прилагается. А если человек «с руками», то покупка обойдется гораздо дешевле. Тысяч в сто. Но придется поработать, для того чтобы привести жилище в приемлемое состояние. И случаев покупки домов становится все больше.

Помимо рыбалки приезжают на Вожегу и для того, чтобы запастись ягодами и грибами. Особенно приезжие охотятся за рыжиком: по местным преданиям, этот гриб поставляли отсюда царскому двору. Растут рыжики в траве среди сосенок. Одно из особо популярных мест для любителей царского гриба — лесополосы у деревни Огибалово.

От Бухары до Хмелевской


Названия местных поселений весьма разнообразны. И наряду с привычными вроде Порохино или Бор дорожный указатель может вдруг направить вас в вологодскую Бухару. И без деревни Хмелевской тоже не обойтись.

Возле дома Сергея Ласукова скворечники «растут» даже на пнях / Фото автора

Вологодские деревеньки густо населенными, конечно, не назовешь. В Тарасовской, к примеру, зимой заселено всего шесть домов — остальные оживают лишь летом, когда в родные места приезжают здешние уроженцы. Бекетовская — поселение более крупное, здесь пара сотен человек наберется. Летом она тоже становится оживленнее — рыбаки наезжают, грибники. Есть и другие развлечения.

Молодежь не только на русской печи любит полежать, в местный клуб на дискотеку собираются по нескольку десятков человек. Иногда в клубе выступает с народными песнями и местный хоровой коллектив «Тальяночка». Вход на концерт, как правило, платный — 70 рублей. «Раньше мы всегда выступали бесплатно, и нам так непривычно, что теперь за наше пение клуб деньги берет, — смущается солистка хора, 81‑летняя Нина Анатольевна Ласукова. — А пела я всю жизнь, с самой школы. Потом работала учительницей начальных классов и вела уроки пения. В хоре пою много лет, но сейчас нас осталось всего девять человек. Ездили с концертами по деревням, даже в Вологде выступать приходилось. Люди на концерты приходят, а записи с выступлениями нашего хора можно послушать в Интернете».

Есть в Бекетовской хоть и невеликие, но достопримечательности. Здесь восстановили старинную церковь — в советские годы в ней сельхозтехнику размещали. Имеется и объект культурного наследия XIX века — усадьба управляющего лесничим имением Ивана Менжинского. До дворцовых ансамблей ее рубленым зданиям далеко, но доска о принадлежности к памятникам на доме размещена. Менжинский окончил юнкерское училище и лесоводческий институт: считается, что благодаря ему в Бекетовской высажен сосновый бор, примыкающий к усадьбе. А это уже дорогого стоит.

#путешествия #туризм #отдых

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 88 (7171) от 19.05.2022 под заголовком «На лодочке по Вожеге-реке».


Комментарии