Важинская семерка. В Ленобласти захоронят останки советских воинов

Многим знаменита деревня Важины в Подпорожском районе на правом берегу Свири: и тем, что в ней сохранилась деревянная Воскресенская церковь XVII века, и тем, что в годы сталинских репрессий именно здесь отбывал срок философ Алексей Лосев... А вот о том, что во время Великой Отечественной войны не так далеко от Важин проходил фронт, известно меньше. Почему-то принято считать, что здесь почти три года царило затишье, в лучшем случае - отдельные бои «местного значения».

Важинская семерка. В Ленобласти захоронят останки советских воинов | Теперь у потомков солдат, похороненных на высоте 144, есть памятное место, которому можно поклониться. ФОТО АВТОРА

Теперь у потомков солдат, похороненных на высоте 144, есть памятное место, которому можно поклониться. ФОТО АВТОРА

- Ничего себе затишье! За три года боев, с 1941-го по 1944 год, на фронте от Лодейного Поля до Ошты на протяжении ста километров погибли 110 тысяч наших бойцов, и только 10 тысяч из них числятся похороненными, - рассказал командир отряда «Важинский поисковик» Юрий Шершнев.

Отряд базируется в Важинах, в нем - семь человек. Трое из них - это сами Шершневы: Юрий, который работает электриком, его жена, медсестра в детском садике, и старший сын, занимающийся монтажом линий для Интернета и кабельного телевидения. В отряде строгое распределение. Один человек изучает архивные материалы, благо сегодня очень много военных документов уже выложено в открытом доступе в Интернете. Двое, получив «наводки», постоянно ведут активный полевой поиск. Во время Вахт памяти сюда приезжают отряды из Ленобласти, Петербурга, Карелии, других регионов...

Архивные данные свидетельствуют: в здешних краях держали оборону несколько дивизий, сформированных в разных концах Советского Союза:

114-я - в Сибири и на Дальнем Востоке, 21-я - в Пермском крае, 314-я - в Казахстане. В 272-й были бойцы со всего СССР. После того как дивизии теряли бойцов, приходило пополнение из Ленинграда и со всего Северо-Запада.

Шесть лет назад участники отряда обнаружили забытое воинское захоронение на высоте 144. Оно расположено возле урочища Ивановское, где во время войны находился прифронтовой госпиталь. Передовая линия обороны проходила в пяти километрах. На высоте хоронили и убитых в боях, и тех, кто умер от ран. Всего, по архивным данным, там погребены 604 человека.

- В 1964 году появился указ Президиума Верховного Совета СССР, согласно которому по всей стране солдатские могилы времен войны, находившиеся вне населенных пунктов, подлежали переносу. Нередко его осуществляли только на бумаге. Так и те, кто был погребен на высоте 144, числились перезахороненными на воинский мемориал в поселке Винницы. Мы проверили, сделали шурфы: останки на месте, - рассказал Шершнев.

Поисковики определили границы захоронения, обратились к губернатору Александру Дрозденко, подключили лесхоз и местных арендаторов леса. В результате в прошлом году на высоте 144 был установлен памятный камень. Алтайское землячество изготовило мемориальную плиту, на которой перечислены дивизии, чьи воины здесь похоронены.

- Были предложения вообще перенести отсюда останки, - рассказал Шершнев. - Мы выступили категорически против и свою позицию отстояли. Для нас принципиально: мы не трогаем регулярные захоронения, сделанные по всем правилам во время войны. Где солдат был упокоен - там и должен оставаться. Перенос возможен, только если кладбище удалено и к нему невозможен доступ. А здесь всего в нескольких километрах - деревни Великий Двор и Гонгиничи. А мимо высоты проходит дорога, по которой местные жители едут отдыхать на Оренженское озеро. Хочется надеяться, что теперь, увидев памятный камень, они будут вести себя скромнее, с должным уважением к политой солдатской кровью земле...

В планах - установить на высоте 144 мемориальные плиты с именными списками всех, кто здесь покоится. Пока же, если не помешают внешние причины, к Дню Победы возле камня поисковики поставят информационные щиты.

- За прошедшие годы найденное захоронение стало местом памяти. К нам уже приезжали потомки тех, кто здесь погребен. Из Сибири, с Дальнего Востока, Алтая, из Тверской области, Ингушетии, да практически со всей России, - говорит командир «Важинского поисковика».

К нынешней весенней Вахте памяти все уже готово. Главное в этом году - чтобы к майским праздникам ограничения в связи с эпидемией хотя бы немного ослабли...

На 7 мая намечено захоронить на воинском мемориале в поселке Важины 112 бойцов, останки которых поисковики нашли в прошлом году в районе рощи Фигурная и деревни Юксовичи, у озера Рамбак. Все воины были подняты из «болота смерти», с передовой, где они погибли в ходе апрельского наступления 1942 года. Тогда за две недели кровопролитных боев 7-я армия потеряла на Свирском рубеже обороны только убитыми около 20 тысяч красноармейцев, морских пехотинцев и командиров.

- Когда наша наступательная операция захлебнулась, командование стало выяснять причины неудачи и больших потерь. Уже тогда было очевидно, что без подавления хорошо укрепленных огневых точек противника прорвать его оборону имеющимися силами почти невозможно. Батальоны гибли от плотного вражеского огня, а нашим орудиям не хватало снарядов... Не было достаточного времени и для пристрелки при перемещении дивизий на новые позиции, - рассказывает Юрий Шершнев.

Имена девяти найденных бойцов удалось установить. Готовятся приехать их потомки из Казахстана, Иркутска. Как всегда, семья Шершневых примет гостей как родных в своем доме, поможет добраться до окопов, где солдаты приняли свой последний бой.

#Великая Отечественная война #поисковый отряд #захоронение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 067 (6665) от 21.04.2020 под заголовком «Важинская семерка».


Комментарии