В Выборге заложили пограничный сторожевик
Большой потенциал сторожевого корабля 1-го ранга проекта 235500 «Пурга», заложенного на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ, Ленобласть), специалисты характеризуют модной фразой: три в одном. Сочетая возможности ледокола, буксира и боевой единицы, он будет патрулировать границы страны в арктических и дальневосточных морях. Предполагается, что этот корабль нового поколения, строящийся по заказу погранслужбы, вступит в строй через четыре года.
Фото: pixabay
«Дедушка» этой новинки сторожевой корабль проекта 52, способный действовать во льдах, был построен по заказу Морпогранохраны на ленинградском заводе «Судомех» (ныне одна из площадок «Адмиралтейских верфей») и спущен на воду в 1941 г. Но завершить работы помешала война: недостроенный сторожевик корабелы законсервировали. Лишь в 1951 г. возобновили его постройку, и еще через пять лет ледокольная «Пурга» с корпусом повышенной прочности начала нести службу по охране северных границ.
Базируясь в Петропавловске-Камчатском, этот флагманский корабль больше 30 лет контролировал трассу Северного морского пути и задержал немало иностранных судов, занимавшихся незаконным промыслом в территориальных водах России. Продолжить эту серию, разработанную ленинградским ЦКБ-32 (ныне ЦКБ «Балтсудопроект») для пограничников, тогда не удалось. И вот, спустя еще 30 лет, на ВСЗ (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) заложен аналогичный, только более совершенный сторожевик ледового класса. Он создается на основе патрульного корабля проекта 23550 «Арктика», созданного специалистами ЦМКБ «Алмаз» и доработанного с учетом требований погранслужбы ФСБ РФ. Ее руководитель генерал Владимир Кулишов на церемонии закладки «Пурги» назвал это событие знаменательным для береговой охраны. Ведь прежде кораблей такого класса и водоизмещения (8500 тонн) у пограничных органов России не было.
Между тем, по его словам, интерес зарубежных государств к Русской Арктике с ее значительным ресурсным потенциалом и активно развивающемуся Севморпути требует наращивания корабельной группировки, способной гарантированно обеспечить безопасность протяженных российских границ.
Корабль-пограничник во многом будет похож на сторожевые корабли то го же проекта, «Иван Папанин» и «Николай Зубков», строящиеся по заказу Минобороны РФ на Адмиралтейских верфях. Но по некоторым позициям будет от них отличаться. Третий такой сторожевик, заложенный на ВСЗ, предполагается оснастить, например, современным интегрированным навигационно-тактическим комплексом, заточенным для охраны границ, и авиатехникой (вертолеты и беспилотники) для обнаружения нарушителей границы.
В то же время все универсальные многоцелевые 115-метровые корабли этой линейки, созданные на единой платформе (почти полностью из российских комплектующих), смогут преодолевать лед толщиной до 1,7 метра, буксировать судна и доставлять грузы на необорудованное побережье Арктики, и все получат современное артиллерийское, зенитное и управляемое ракетное вооружение ближней и дальней морской зоны. А мощная судовая энергетическая установка обеспечит им дальность плавания до 12 тысяч морских миль.
Для Ленобласти важно, что такой крупный заказ получил именно ВСЗ, отметил глава региона Александр Дрозденко. Это значит, что предприятие, имеющее солидный опыт строительства ледоколов, будет еще больше загружено и сохранит высокооплачиваемые рабочие места, а в налоговые копилки всех уровней начнут поступать новые отчисления.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 134 (6732) от 03.08.2020 под заголовком ««Пурга» на чью-то голову».
Комментарии