Экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» ищет четыре субмарины

Экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» начала свою деятельность на Балтийском море восемь лет назад. Тогда эта акватория для нее была практически terra incognita. В годы войны здесь выполняли боевые задачи 68 советских субмарин, 46 из которых погибли. Места гибели больше половины из них оставались неизвестными, а их экипажи считались пропавшими без вести.

Экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» ищет четыре субмарины | ФОТО предоставлено  экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы»

ФОТО предоставлено экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы»

— Подводная война на Балтике была очень драматичной. После того как в 1942 году советские субмарины потопили три десятка вражеских кораблей, немцы всполошились: предназначенные для них грузы из Швеции и Финляндии (руда, топливо, а также живая сила) не достигали пунктов назначения, — поясняет военный историк Мирослав Морозов. — Тогда противник превратил Финский залив в сплошное минное поле, а для надежности в 1943 году еще и перегородил его стальной сетью.

Ни одной советской подлодке не удалось преодолеть это заграждение. Командование решило приостановить подводную войну на Балтике — ее возобновили только в 1944-м...

Участники экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» шаг за шагом восстанавливают судьбы пропавших без вести экипажей. Уже обнаружены все подлодки, погибшие в 1942 и 1943 годах.

— Выходу в море предшествует кропотливый поиск в архивах, причем не только российских. Большинство находок сделаны благодаря тому, что появилась возможность сопоставить данные совет-
ских архивов с документами Германии и Финляндии, — рассказал бессменный руководитель экспедиции Константин Богданов. — Изучаем донесения командиров кораблей противолодочной обороны, финских и немецких летчиков, карты минных полей и другие материалы, помогающие локализовать район поиска. Но, даже опираясь на эти данные, установить точные координаты места гибели корабля очень трудно: как правило, это пространство в несколько десятков морских миль.

Команда Богданова, начавшая полтора десятка лет назад с исследований акватории Черного моря, «развернулась» в сторону Балтики в 2012-м, начав с обследования субмарины («П-1» _ «Правда»). Ее обнаружили строители, прокладывая по дну моря газопровод «Северный поток-1». Но уже следующей весной, в мае 2013-го, поисковики сами совершили открытие: недалеко от острова Большой Тютерс нашли пропавшую без вести в 1943 году подлодку «С-9», которая в ходе пяти боевых походов повредила один вражеский транспорт, а другой пустила на дно. «С-9» стала первой лодкой, обнаруженной в территориальных водах современной России.

Среди участников экспедиции есть и те, чьи предки были подводниками и погибли на Балтике. Живущего в Петербурге Дениса Осипова, старпома ледокола «Семен Дежнев», к участию в походах подтолкнула весть о том, что водолазы-«разведчики» обнаружили подлодку «Щ-406» — «щуку», которой командовал его родственник Герой Советского Союза Евгений Осипов. В 1943-м она не вернулась на базу, подорвавшись на мине.

На первом этапе поиску помогает гидролокатор бокового обзора. Этот прибор «обшаривает» пространство в радиусе до полукилометра. Затем под воду уходят аквалангисты, используя аппараты замкнутого цикла, работающие на газовой смеси (кислород, гелий, азот).

— На Балтике вода более мутная, чем в Черном море, — поясняет участник экспедиции дайвер с многолетним стажем Михаил Иванов. — Порой на расстоянии вытянутой руки ничего толком не видно. Температура на грунте обычно 2 — 3 градуса даже летом, а все погружение длится два-три часа. В последнее время приходится работать на глубинах свыше 70 метров.

В Балтийском море удалось установить места гибели 17 подводных лодок. Экспедиции проходят под эгидой Русского географического общества. Поисковикам помогает одна из крупных госкорпораций. Есть также поддержка и от Фонда президентских грантов. Тесное сотрудничество налажено с финской поисковой командой Subzone и властями Эстонии, поскольку именно в их территориальных водах находится часть погибших субмарин.

Как правило, обследование одной лодки требует нескольких погружений съемочной команды и детальной видеосъемки. Дело в том, что видимость на глубине не больше 3 — 4 метров, поэтому вся субмарина полностью не просматривается. И это притом что лодки типа «М» — 44 метра длиной, «Щ» — 55 метров, «С» — 77 метров.

Исследователи метр за метром делают видеосъемку и затем из полученного материала создают полную картину внешнего вида лодки и, самое главное, всех имеющихся повреждений или следов борьбы экипажа за живучесть. Результатом становятся изображения субмарин в формате 3D: их выкладывают в свободном доступе на сайте www.uwex.org. Модель показывает точное расположение объекта на грунте: иногда нос зарылся в грунт, а корма на несколько метров возвышается, иногда лодка разорвана на две части...

По многолетней традиции, участники экспедиции в конце исследования закрепляют, как правило, на орудийном стволе памятную табличку из пластика с номером лодки и именами погибших членов экипажа. К подлодке «Щ-308», найденной в конце 2018 года, табличку доставил специальный подводный аппарат, в котором находился Верховный главнокомандующий Владимир Путин. Произошло это в 2019 году накануне Дня Военно-морского флота. Кстати, когда готовилось погружение президента, в радиусе нескольких километров была обнаружена еще дюжина неразорвавшихся немецких мин...

Кроме того, над местом гибели лодки обязательно служат панихиду, а возле каждой субмарины поисковики берут горсть донного грунта для того, чтобы вручить его родственникам. Капсулы с землей хранятся и в часовне возле мемориала подводникам в Сестрорецке.

Каждый поисковый сезон завершают необычные встречи. Участники экспедиции собирают родных и потомков тех, кто погиб на найденных подлодках. В нынешнем году такая встреча состоялась с помощью видеоконференции. Один из самых юных ее участников пятнадцатилетний Максим продемонстрировал фотографию своего прадеда — политрука с «Щ-302» Никиты Воинова. Субмарина была найдена в мае 2019 года на глубине 67 метров. Ее боевой путь оказался очень коротким: она подорвалась на мине в Финском заливе в октябре 1942-го...

Среди тех, кто следил за ходом конференции в чате, были потомки Дмитрия Абросимова, командира подлодки «С-4». Летом 1941-го она потопила вражеский танкер и подверглась жестокой бомбардировке. Лодка затаилась на глубине 17 метров. Ночью подводники решили всплыть, чтобы принять последний и решительный бой. Подготовили лодку к подрыву, с трудом оторвали ее от грунта, всплыли: командир выскочил на палубу с ручным пулеметом, матросы с винтовками...

Морякам повезло, что немцы решили ждать утра и, оставив опознавательные буйки, отошли к берегу. В результате лодка покинула заготовленную для нее ловушку и вернулась в Кронштадт. Дмитрий Абросимов был награжден орденом Ленина, а в августе 1942-го погиб от взрыва магнитной мины. Обо всем этом рассказал правнук героя — восьмиклассник Иван, победитель всероссийского фестиваля «Искатели своих корней».

Экспедиции осталось найти на Балтике еще четыре невернувшиеся субмарины, точное местонахождение которых пока неизвестно. Три из них погибли в 1941-м — «Щ-301», «Калев» и «М-98», одна, «М-96», — в 1944-м. Тогда бессмертный дивизион Балтфлота полностью вернется из похода.

#море #экспедиция #Балтийский флот

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (6713) от 07.07.2020 под заголовком «Попали в сеть».


Комментарии