В Татарстане построят первое в России судно с силовой установкой на водородных элементах

Первое в России судно с силовой установкой на водородных элементах одна из верфей Татарстана готова построить при участии петербуржцев. В основу этого проекта легли разработки Крыловского государственного научного центра (КГНЦ) и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Соглашение о постройке инновационного водородного судна партнеры подписали на XI Петербургском международном газовом форуме в присутствии главы Татарстана Рустама Минниханова.

В Татарстане построят первое в России судно с силовой установкой на водородных элементах | ФОТО Pexels

ФОТО Pexels

Примерять водородную энергетику к транспорту Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии (входит в КГНЦ) начал далеко не с чистого листа. В этой сфере его сотрудники накопили к сегодняшнему дню немалый опыт, последовательно развивая технологии, связанные с производством и хранением водородного топлива. Причем специалис­ты продвигались по этому пути, создавая собственные топливные элементы разных типов и для разных отраслей.

Идеей использовать водородное топливо в городском пассажирском транспорте загорелись трамвайщики. Несколько лет назад питерский «Горэлектротранс» выделил для таких экспериментов подвижной состав, который специалисты КГНЦ приспособили под водородную тягу. Этот трамвай — лаборатория на колесах — пробежался по рельсам в Мос­ковском районе города, вроде бы убедив в верности технических решений и жизнеспособности замысла, но дальше испытаний дело не пошло.

Участники проекта осознали: нужно не приспосабливать обычный трамвай под подобные цели, а производить новый, особой конструкции, отвечающей требованиям по безопасности. Да еще сделать так, чтобы готовое транспортное средство, использующее водородную энергетику, было по карману заказчику — городу. То есть с нормальным сроком окупаемости.

Словом, в отношении городского электрического транспорта такие порывы поугасли. Но другое, судостроительное, направление работ Крыловский центр продолжал развивать, встретив понимание во властных структурах. Рассмотрев технический проект судна с энергетической установкой на водороде, Минпромторг РФ его одобрил и поддержал.

Мало того, испытать опытный образец такой новинки разработчики собирались не где‑нибудь, а на Неве (наша газета об этом рассказывала). Ожидалось, что это будет небольшой прогулочный катер, проект которого подготовило ЦКБ «Балтсудпроект», с универсальным модулем на топливных элементах и системой хранения водорода.

Однако про сроки и обстоятельства этой работы ничего определенного сказать пока нельзя. Ведь требовалось кроме прочего еще сертифицировать инновации, узаконив их применение в пассажирских перевозках, и подготовить береговую заправочную инфраструктуру.

Как видно, корабелам Татарстана эта задача оказалась по плечу. Осуществить ее вознамерился зеленодольский завод имени А. М. Горького (входит в состав судостроительной корпорации «Ак Барс»), выполняющий военные и гражданские заказы. За более чем 125‑летнюю историю этого предприятия там было построено свыше 1,5 тыс. военных кораблей и гражданских судов (танкеры, баржи, сухогрузы, теплоходы) различных модификаций.

Именно со стапелей этой верфи в советские годы сходили знаменитые «Метеоры», скоростные суда на подводных крыльях, многие из которых остаются в строю по сей день. И в настоящее время зеленодольцы осваивают производство быстроходных пассажирских теплоходов с судовыми движительными установками разного типа.

Вот почему они и стали сотрудничать с петербуржцами, когда увлеклись перспективами судовой водородной энергетики. В чем ее преимущества? Переход на водородное топливо обеспечивает решение экологических задач (при работе топливных элементов нет вредных выбросов, а дистиллированная вода «ходит» по кругу в замкнутом цикле). Эффективность водородной генерации составляет при этом 50 – 60 % — она существенно выше, чем в дизеле и двигателе внутреннего сгорания.

Это если коротко — в действительности плюсов куда больше, уверяют разработчики. Проверить их расчеты на деле и собираются представители зеленодольской судоверфи, построив инновационное речное судно с энергетической установкой на базе опытного образца универсального модуля с водородными топливными элементами.

Такой модуль (точнее, силовую установку с ним) создадут для корабелов крыловцы при участии петербургского Политеха, который тоже имеет серьезные наработки в области транспорта, использующего альтернативные виды энергии. Потому соглашение подписали на форуме генеральный директор КГНЦ Олег Савченко, руководитель зеленодольского завода Александр Филиппов и ректор этого вуза академик РАН Андрей Рудской.

Сроки, объемы финансирования, способы заправки будущего судна и другие подробности реализации проекта партнеры, впрочем, не оглашают. Но известно, что договор был подписан на стенде Политеха, представившего свои разработки в рамках Газового форума-2022. А плодом совместной работы специалистов двух регионов станет первое в России прогулочно-экскурсионное «водородное» судно.

#судно #Татарстан #верфь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (7258) от 20.09.2022 под заголовком «Водород «поплывет» по реке».


Комментарии